Пальчиковая гимнастика для детей от 2 до 6 лет. Пальчиковая гимнастика для детей в стихах.

Пальчиковая гимнастика для детей: для малышей 2-3 лет и дошкольников 4, 5, 6 и 7 лет, для старшей и младшей групп в садике

Содержание

Что это такое?

Пальчиковая гимнастика представляет собой забавную инсценировку стишков и считалочек при помощи пальцев рук. Казалось бы, ничего полезного для здоровья ребенка в таких играх нет – они лишь развлекают. На самом деле все обстоит не так. На кончиках пальцев расположено множество биологически активных точек, стимуляция которых вызывает цепочную реакцию нейронов, приводящую к стимулированию определенных отделов головного мозга. Кроме того, ребенок учится переключать внимание, улучшается координация движений и мелкая моторика.

Во время игр детям приходится произносить определенные слова одновременно с движениями пальцами, а потому происходит совместное развитие речевого центра, вестибулярного аппарата, центра мышления и логики. Функциональные возможности коры головного мозга в момент занятия находятся на высоте, систематические же упражнения отлично развивают малыша.

Психологи, педиатры и психотерапевты считают, что пальчиковая гимнастика расширяет «горизонты», развивает фантазию и воображение ребенка, стимулирует его ориентацию в пространстве. К тому же при выполнении игровых упражнений стимулируется развитие кисти и пальцев, что немаловажно для дошкольников, ведь скоро им предстоит взять в руки карандаши и ручку, им предстоит обучение письму.

Отцом-основателем этого метода считается советский педагог Василий Сухомлинский. Именно он первым обосновал и изучил воздействие пальчиковых упражнений на развитие детей и составил первое пособие по пальчиковой гимнастике.


Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 3-4 лет

  1. Разминка «Пальчики» направлена на отработку сгибания и разгибания пальцев верхних конечностей. Работать нужно с каждой фалангой поочередно, помогая свободной рукой.
  2. Сцена «Ветер» – это иллюстрация целого сюжета. Движения постановки изображают, как ветер раскачивает дерево, как краб шевелит клешнями, как чайка ловит рыбу под водой, как крокодил разевает пасть.
  3. Упражнение «Игрушки» отрабатывает хлопки ладонями и кулаками, постукивания кончиками пальцев по ладони, а также сгибание пальцев и последующее распрямление.
    Пальчиковая гимнастика для пальцев рук и кистей детей 4 5 6 лет в детском саду. Картотека, упражнения, видео уроки
    Пальчиковая гимнастика для пальцев рук для детей в стихах
  4. «Колобок – румяный бок». В ходе гимнастики выполняются круговые движения ладонями относительно друг друга, постукивания кулаком одной руки по кончикам пальцев другой, сгибание и разгибание пальцев, скрещивание их в «замок».
  5. Упражнение «Снежинка». Выполнение этого упражнения направлено на закрепление навыка сжимания кулаков, выпрямление пальцев, поочередное постукивание их кончиками по ладони, расслабление мышц ладони с помощью потряхивания руками.
  6. В упражнении «Снежок» задействована рука целиком. Для выполнения производятся движения, изображающие лепку и подбрасывание снежка.
  7. Элементы упражнения «Клен» закрепляют навыки сгибания и выпрямления пальцев, поочередное соединение их кончиков друг с другом, сцепления кистей рук в замок и выполнение ими встряхивающих движений.
    Пальчиковая гимнастика для пальцев рук и кистей детей 4 5 6 лет в детском саду. Картотека, упражнения, видео уроки
  8. Инсценировка сказки «Колобок» включает в себя такие движения, как вращение, встряхивание и махи кистями и всеми конечностями, перебирание пальцами.
  9. Пантомима «У Оленя» затрагивает тренировку мышц как кисти, так и всей конечности в целом. Инсценировка требует растопыривать пальцы, смыкать их кончиками над головой, бегать ими по поверхности, противопоставлять один из них остальным, широко разводить в стороны руки, постукивать кулаком по ладони, использовать мимику и рукопожатия.

Подготовка к проведению занятий

Пальчиковая гимнастика категорически не рекомендуется в тот момент, когда дети болеют или испытывают какой-то дискомфорт. В качестве главной рекомендации по освоению упражнений для становления точных движений пальцев рук является положительная атмосфера в коллективе.

Перед воспитателем в первую очередь стоит задача установки эмоционального контакта с каждым ребенком.

В занятия, проводимые с группой, необходимо обязательно вовлечь каждого участника. Важно вызвать интерес к такому виду деятельности и поддерживать его на протяжении всего урока. Нельзя акцентировать внимание, если какое-то действие не получается у малышей сразу. Тем более не стоит давать негативных оценок по этому поводу. Для отработки правильного выполнения нужно просто повторить показ.

Как и в любой зарядке, начинать желательно с разминки. Для этого можно покатать в ладонях карандаш или массажный мяч. Желательно сопровождать манипуляции словами, поскольку так воспитанники учатся слушать и понимать сказанное, сопоставлять смысл текста с производимыми действиями.
Пальчиковая гимнастика для пальцев рук и кистей детей 4 5 6 лет в детском саду. Картотека, упражнения, видео уроки

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук и кистей детей 4 5 6 лет в детском саду. Картотека, упражнения, видео уроки

Лучше всего малыши воспринимают упражнения в сочетании с короткими стишками или песенками. Для разминки также подходит легкий массаж каждого пальца в отдельности и всей кисти. Взрослый может легко помассировать детские руки, но можно научить ребенка выполнять самомассаж. Следующей ступенью тренировки выступают непосредственно тренинги.

Показания

В первую очередь упражнения пальчиковой гимнастикой показаны детям с задержкой речевого развития, нарушением звукопроизношения, стеснительным и застенчивым ребятам, которые при любом стрессовом факторе буквально «теряют дар речи». Гимнастика рекомендуется и детям, которые отстают в психоэмоциональном развитии, а также не умеют выражать свои чувства. Полезными будут упражнения для детей, страдающих частыми истериками, неврозом, гиперподвижным и гиперактивным детям, которым очень сложно на чем-то сосредоточиться.

Пальчиковые тренировки рекомендуются всем малышам без исключения с возраста 5–6 месяцев. Такие игры помогут родителям избежать многих проблем в развитии крохи. С возрастом упражнения усложняются и становятся более активными. Но в первую очередь такие игры для детей — это просто веселый досуг, совместные занятия с мамой или папой, которые создают отличный эмоциональный настрой, помогают в установлении доверительных отношений между взрослыми и малышом.


Где и как заниматься?

Пальчиковая гимнастика удобна тем, что заниматься ею можно когда угодно и где угодно: дома, на улице во время прогулки, по дороге в детский сад, в общественном транспорте, в садике. Довольно часто в детских дошкольных образовательных учреждениях элементы пальчиковой гимнастики сочетают с артикуляционной гимнастикой. Особенно это важно для дошкольников 4–5 лет и 6–7 лет — воспитанников старшей и подготовительной группы.

Пальчиковые упражнения широко распространены в программе детских образовательных студий и кружков, особенно школ и студий раннего развития, которые посещают ребята дошкольного возраста от младшей, средней до подготовительной групп. Для умственно отсталых детей, имеющих определенные диагнозы и стоящих на диспансерном учете у психиатра и невролога, занятия с элементами пальчиковых игр проводят коррекционные педагоги и специалисты ЛФК, но и мама вполне может играть с ребенком самостоятельно.

Для новорожденных пальчиковая гимнастика может ограничиваться развитием тактильных ощущений, которые малыш получает при соприкосновении с новыми предметами, игрушками, во время ежедневного массажа, если мама не забывает массировать пальчики и ладошки крохи.

Для детей раннего возраста от полугода до 2–3 лет особенно важна стимуляция речевых центров, а потому занятия имеют огромное развивающее значение.

Особого дидактического материала для такой гимнастики не требуется. Для того чтобы сделать занятия интересными и максимально полезными, потребуется все, что вы сможете обнаружить у себя в кладовке или на балконе: пуговицы, скорлупа от орехов, любые колючие и пупырчатые предметы, пробки, еловые шишки, сломанная клавиатура от компьютера, различные колпачки, пластилин, бельевые прищепки, веревка и так далее. Все, что имеет фактуру на ощупь, — отличный материал для занятий.

Начинать каждое занятие лучше с легкой разминки для кистей. Помассируйте ребенку ручки своими пальцами, погладьте каждый пальчик, круговыми движениями погладьте ладони. Ручки малыша должны быть теплыми, а нервные рецепторы — более восприимчивыми к последующим упражнениям. Если ребенку уже более 3 лет, он вполне может сделать самомассаж — размять свои пальчики и ладошки самостоятельно.

Пальчиковые упражнения можно делать сколько угодно раз в день. Противопоказаний гимнастика не имеет. Даже лежа в постели с температурой, ребенок вполне может захотеть вместе с мамой показать на пальчиках любую сказку или инсценировать стишок. Это поможет удержать его в постели, если доктор прописал постельный режим, а также развлечет чадо.


Пальчиковая гимнастика в подготовительной группе

Ниже представлена картотека пальчиковых игр в подготовительной группе по ФГОС с целями на март месяц.

Как правильно проводить занятие по пальчиковой гимнастике в подготовительной группе ДОУ

Прежде всего, у педагога по развитию должна быть специальная картотека пальчиковая гимнастика в подготовительной группе. Подготовительная группа — это определённое звено между детским садиком и школьной жизнью. Главная задача воспитателей в последней год обучения в ДОУ — подготовить детей и физически и морально к следующему этапу жизни. Проводятся определённые упражнения.

На заметку! Большим плюсом является то, что в образовательный план детского сада всегда были включены пальчиковые игры.

Игра-песенка «Цыплята»

Учёными давно доказано, что занятия для пальцев влияет на головную деятельность мозга.

Продолжительность занятий в разных возрастных группах

Продолжительность занятий для разных возрастов может варьироваться. Как правило, сами тренировки не используются в качестве самостоятельного занятия, а включаются в него как один из элементов.

Потому непосредственно тренинг чаще всего занимает около 5 мин. Поскольку долго удерживать внимание дошкольников из младших групп довольно сложно, то для них рекомендованы более короткие по продолжительности занятия.

Исходя из этого, можно организовывать пальчиковые упражнения с такой продолжительностью:

Возрастная группа Вид занятия Продолжительность упражнений
От одного года до двух лет Массаж 2-3 мин
3-4 года Массаж

Гимнастика

2-3 мин

Около 5 мин

5-6 лет Гимнастика 5-15 мин

Строгих ограничений по продолжительности тренинга нет. Если задача воспринимается детьми с удовольствием, занятия можно повторить несколько раз. Однако не стоит переусердствовать в этом, чтобы интерес к подобным упражнениям не пропадал.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей, как правило, повторяется в течение дня 2-3 раза. Техники можно менять. Но следует также учитывать, что на разучивание движений требуется повторение одного и того же задания ежедневно по крайней мере в течение недели.

Пальчиковые игры для детей 1, 2, 3 лет

По мнению педиатров игры с задействованием кистей полезны для детей всех возрастов. Когда мама и папа уделяют время, рассказывают стихи, поют песни и гладят ладони, ребенок получает множество положительных эмоций. При этом благоприятное расположение духа позволяет детям легче воспринимать и запоминать поступающую информацию.

Во время развивающих занятий с грудничками (от 6 месяцев до 1 года) родителям необходимо рассказывать короткие стихи и потешки, делать массаж с пощипывающими движениями и использовать простые упражнения.

Так, взрослому предлагается взять детские руки в свои и поочередно прикладывать подушечки пальцев ребенка к тем частям тела, которые упоминаются в потешке:

“Глазки, бровки, ушки, щечки,

Носик, ротик, оборотик,

Ручки, ножки, огуречик.

Получился человечек”.

Другим распространенным стишком является следующий:

“Стенка, стенка (здесь нужно похлопать ладонями по щекам);

Потолок (погладить лоб);

Две ступеньки (потрогать губы);

Дзынь – звонок (аккуратно нажать на нос)”.

Все перечисленные действия выполняются руками младенца.

Проведение подобных занятий благоприятно влияет на психическое состояние младенца, стимулирует его умственные процессы и развивает сенсорные способности.

В зависимости от возрастной группы меняются задачи и цели игр. Так, детям 1, 2 и 3 лет гимнастика с задействованием рук полезна для:

  • развития зрительного контакта и навыка слежения за объектом;
  • умения подражать, повторять действия и слова окружающих людей;
  • приобретения чувства ритма;
  • совершенствования артикуляции и координации движений.

Пальчиковая гимнастика: игры для детей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет

Сорока-белобока

В начале упражнения маме или педагогу необходимо поместить детскую кисть тыльной стороной вниз на свою ладонь. А затем зачитать потешку, сопровождая слова действиями.

Слова Действия
Сорока-белобока

Кашу варила,

Ребяток кормила

Указательным пальцем выполнить круговые движения по ладони ребенка
Этому дала Загнуть мизинец
Этому дала Повторить то же действие с безымянным
Этому дала Загнуть средний
Этому дала Задействовать указательный
А этому не дала Загнуть большой палец
Ты дров не носил, печку не топил,
Тебе кашу не дадим!
Покачать головой и пощекотать ребенка

Этот пальчик

В процессе выполнения этого упражнения детская ладонь сжимается в кулак. Затем поочередно разгибаются пальцы сначала правой, потом левой руки:

“Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – матушка,

Этот пальчик – батюшка,

Ну, а этим стану я,

Это вся моя семья”.

Есть и другой вариант такой потешки. В ряде случае она называется “Этот зайчик” или “Этот зайка”. Здесь взрослый может предложить ребенку энергично разжать ладонь при произношении слова “ура”:

“Этот зайчик (зайка, пальчик) хочет спать,

Этот зайчик – прыг в кровать,

Этот зайчик прикорнул,

Этот зайчик уж заснул,

Тише зайчик, не шуми,

Братиков не разбуди,

Встали зайчики. Ура!

В детский сад идти пора”.

Пальчиковая гимнастика: игры для детей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет

Твоя ладошка

В начале упражнения родителю или педагогу нужно поместить кисть ребенка на свою ладонь тыльной стороной вниз.

Слова Движения
Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут

Взрослый сгибает указательный палец и водит им по детской ладони, рисуя волну
Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок

Дотрагивается кончиками пальцев до ладони ребенка
Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать

Рисует круг
Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно

Сжимает кулак и осторожно потирает детскую ладонь
Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки

Медленно переступает пальцами по детской руке

Мышка

В процессе выполнения упражнения взрослый может помогать детям переставлять руки и пальцы.

Текст Действия
1, 2, 3, 4, 5

Вышла мышка погулять

Ребенок по очереди загибает пальцы (сам или при помощи взрослого)
Вышла мышка погулять,

Сыра корочку искать

Энергично перебирает пальцами или хлопает всей ладонью (для детей младшего возраста) по бедрам
Мышка лапками скребла,

Мышка корочку нашла

Водит ладонью по коленям так, как будто скребет
Мышка съела корочку Подносит руки ко рту, сжимает и разжимает кулак
Убежала в норочку Прячет руки за спиной

Летела сова

При выполнении предложенного упражнения руки ребенка можно поместить в свои.

Слова Движения
Большая голова

Летела-летела

Изображается полет, выполняются махи руками
На головку села

Села, посидела,

Попила, поела

Руки помещаются на макушку
Головой повертела Голова поворачивается из стороны в сторону. Ладони при этом остаются прижатыми к макушке
И опять полетела Снова выполняются махи

Пятачок

Игра подходит для занятий с детьми младшей группы, часто оно используется в качестве разминки.

Текст Действия
Поросенок Пятачок

Отлежал себе бочок!

Сесть на корточки и сделать наклоны вправо
Встал на ножки,

Потянулся

Встать, выпрямиться, поднять руки над собой и потянуться
А потом присел,

Нагнулся

Присесть на корточки и сделать наклон вперед
И немножко поскакал,

И на месте пошагал

Встать, сделать прыжок на месте. Руки положить на пояс и изобразить ходьбу на месте
А потом опять прилег,

Но уже на левый бок!

Сесть на корточки, руки держать на поясе, выполнить наклоны влево

Рыбки

Слова Движения
Рыбки плавали, ныряли Кулаки прижимаются друг к другу, а затем выполняются медленные покачивания из стороны в сторону. Так изображаются плавающие рыбки
В чистой тепленькой воде Кулаки разжимаются, ладонями обеих рук имитируется прилив и отлив волн
То сожмутся Сжимаются кулаки
Разожмутся Пальцы растопыриваются в стороны
То зароются в песке Левая ладонь сжимается в кулак, а правая ее закрывает

Пчелки

Текст Действия
Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела

Дети вместе со взрослыми бегают по кругу и машут руками, как крылышками пчелы
А за нею – шмель-шмелек Останавливаются и загибают большой палец одной руки
И веселый мотылек Загибают указательный
Два жука и стрекоза Загибают средний
Как фонарики глаза. Из трех ранее загнутых пальцев делают круги и подносят их к глазам. Так изображаются глаза насекомых
Пожужжали, полетали Снова бегут по кругу, махая руками
От усталости упали Садятся или ложатся на пол

Про маму

Перед началом игры нужно соединить пальцы обеих рук, а ладони оставить на небольшом расстоянии друг от друга.

Слова Движения
Мама, мама Подушки мизинцев размыкаются и снова смыкаются
Милая моя Действие повторяется с безымянными пальцами
Мама, мама Размыкаются и смыкаются средние
Я люблю тебя Разъединяются и соединяются подушки указательных. Затем соприкасаются большие пальцы и губами имитируется поцелуй



Виды упражнений

Как и упражнения других гимнастических комплексов, пальчиковые условно делятся на статические и динамические. Первые подразумевают умение располагать пальцы в определенном порядке, удерживать сложенные из них «конструкции». Вторые направлены на быструю смену положения пальцев, на развитие точности и реакции.

Упражнения имеют свой возрастной «ценз». Вряд ли те, что очень нравятся детям в 2–3 года, будут интересны и полезны для ребенка в 5 лет, а потому, планируя программу занятий с ребенком, обратите внимание на возрастные рекомендации.


Занятия с ребенком 2–3 лет

Самым популярным и всем знакомым упражнением для самых маленьких является та самая «Сорока-белобока», которая варила кашу, раздавала ее деткам и одного обделила. Выполняется оно очень просто: мама водит указательным пальчиком одной ручки малыша по центру ладошки второй, а затем (на раздаче каши) загибает попеременно пальцы («этому дала, этому дала, а этому не осталось»).

В раннем возрасте очень важно, чтобы упражнения не только были занимательными, но и развивали мышцы малыша. Есть ряд заданий, которые помогут в формировании эластичных мышц кисти, предплечья и плеча.

  • «Дождик». Возьмите небольшую игрушечную фигурку, подойдет игрушка из шоколадного яйца-сюрприза. Объясните ребенку, что его ручка — домик, в который может спрятаться игрушка, если начнется дождик. Попросите ребенка максимально растопырить пальчики, напрячь ладошку, установите в центр ладони игрушку. По команде: «Дождик!» ребенок закрывает ладонь, сжимает пальчики и прячет игрушку. Пальцами второй руки (ею управляет мама) начинаете постукивать по зажатому кулачку: «Кап-кап-кап стучит водичка, дождик целый день идет. В домик спрятались игрушки, дождь гулять им не дает. Завтра утром солнце встанет высоко-высоко!» Постепенно кулачок нужно разжать, растопырить пальчики как можно шире, имитируя лучи солнца и поднять ручку с пальцами-лучиками как можно выше.


  • «Мохнатые друзья». Можно использовать пальчиковый театр, а можно просто нарисовать на пальчиках ребенка мордашки зверей. Загибать пальцы начинают с мизинчика, перечисляя знакомых зверей: «Вот котенок, вот цыпленок, вот мышонок, вот тигренок». Когда остается лишь большой пальчик, им смешно шевелят из стороны в сторону при зажатых остальных, приговаривая: «Кто ж такой идет спросонок? Милый, добрый медвежонок!»
  • «Детки спят». Расскажите малышу, что его пальчики — это маленькие детки. Для наглядности можно «украсить» их бантиками или «чепчиками» из ткани или бумаги, подойдут на крайний случай и колпачки от пузырьков. Ребенок сжимает руку в кулачок. Мама читает: «Детки наши крепко спят. Мирно носики сопят. Мы их будем поднимать, чтобы деток подсчитать!» После этого вместе с малышом начинаете разгибать пальцы, начиная с большого, со счетом: «Раз, два, три, четыре, пять. Нужно деткам погулять». Поднимаете руку с разжатыми пальцами как можно выше над головой. Потом опускаете и начинаете снова загибать их в кулачок, начиная с большого пальца, со словами: «Тихо, мыши, не шумите, наших деток не будите. Будет солнышко вставать, будем с детками играть».
  • «Пироги». Малыш изображает, что лепит тесто, месит его. При этом все пальчики на обеих руках ритмично сжимаются и разжимаются, работают и кисти, и запястья. Мама читает: «Тесто лепим, тесто месим, будем печь мы пироги! И с малиной, и с калиной, и с капустой пироги». Ребенок изображает, сложив ладошки лодочками, форму пирожков, меняя руки. Мама читает: «Ароматный пирожок — самый лучший наш дружок. Не одни его съедим, всех на свете угостим!» Далее можно начать зажимать пальчики, перечисляя, кого бы малыш хотел угостить пирожками: папу, бабушку, дедушку, брата или сестру, друга из детского сада и т. д.



Игровая гимнастика для 3–4 лет

Для детей в этом возрасте важно прорабатывать статические позиции и не спешить. Сами упражнения для этой возрастной категории становятся более сложными, например, можно просить ребенка показать руками, как распускается подснежник в сказке «Двенадцать месяцев», как распускается цветок тюльпан, как смешно торчит одуванчик. Это будет развивать не только кисти и моторику, но и образное мышление.

В 4 года ребенок вполне может сам устроить для мамы и младших братьев и сестер пальчиковый театр, задача взрослых — научить его этому. Инсценировать слишком сложные сказки в этом возрасте еще сложно, но вот отдельные их фрагменты или стихи — пожалуйста. Придумать можно что угодно. Рассмотрим несколько готовых решений.

  • «Обиженная кошка». Ребенок складывает руки по типу кошачьих лап: прячет «когти», поджимая пальцы внутрь кулачка. Мама читает: «Как на нашем на окошке целый день сидела кошка». Ребенок начинает мягко разжимать и сжимать кулачок. Это нужно делать как можно пластичнее, с кошачьей грацией. Мама продолжает: «Уходи скорее, кошка, мы хотим закрыть окошко!». На этих словах малых снова зажимает кулачки. «Кошечка обиделась — показала коготки!» На этих словах малыш должен разжать пальчики и изобразить когти кошки, напряженно сжимая пальцы с изгибом в каждой фаланге.

Возможно, это получится не сразу, но не стоит переживать — рано или поздно «когти» будут как настоящие.


  • «Комарик». Попросите ребенка изобразить пальцами комара. Для этого сжимает кулачок, потом на стол опускается указательный палец. Это будет хоботок. Далее нужно разжать и опустить на стол мизинец и большой пальчик. Получится комарик, который сидит на столе. Задача малыша — передвигая пальцы по столу, догнать мамину руку и ужалить «хоботком». Мама может прятать руку и даже прихлопнуть «комарика». Это упражнение отлично развивает мышцы кисти, что поможет ребенку легче рисовать, лепить и осваивать письмо.
  • «Новый год». Показывать в этом стихе нужно каждое действие:
    • «Новый год идет неслышно (ребенок показывает идущий снег, пальчиками складывает снежинки).
    • Елку наряжать пора (малыш показывает шарики, создавая их из кистей и пальцев рук, и показывает, как их развешивают на елке).
    • И большие, и малышки ждут чудес и волшебства (ребенок показывает больших, маленьких и «волшебство»).
    • Дед Мороз спешит с подарком (ребенок показывает пальцами идущего человечка и потирает ладошки).
    • Будет Дедушке нежарко, мы подуем на него, новогоднего!» (ребенок дует на воображаемого Деда Мороза, машет руками быстро-быстро).


Упражнения для 4–6 лет

В этом возрасте пальчиковые упражнения потребуют не только сложных «конструкций» из пальчиков, но и заучивания стихов и считалок. Начинайте новое упражнение с медленного темпа, а когда ребенок запомнит все, постепенно убыстряйте выполнение упражнения. Предлагаем ознакомиться с несколькими интересными упражнениями для этого возраста.

  • «Ежик». Это очень известное упражнение, которое нравится детям за динамику и подвижность.
    • «Подушка с иголками лежала под елками (ребенок показывает подушку, складывая ладошки, а потом делает из пальцев замок, пальчики при этом статично торчат в стороны).
    • Подушка лежала и побежала» (ребенок собирает руки в открытый замок и быстро-быстро шевелит пальчиками).
  • «Гусеница». Историю про гусеницу можно инсценировать по словам, но для начала рекомендуется освоить базовые действия гусенички. Указательный пальчик ребенка — это гусеница. Ладошка второй руки – листик. Читаем стихи, а ребенок изображает движения гусенички по листику: «На листочке поселилась, грызла-грызла целый день, нашей гусеничке малый вкусный листик грызть не лень». Ребенок складывает из ладошек кокон, мама продолжает: «Кокон, белый и красивый, рано утром на листке появился, вот так диво — что за кокон вдалеке?» Ребенок складывает их ладоней бабочку и изображает ее быстрый полет, машет кистями: «Гусеница преобразилась — в бабочку прекратилась».


  • «Аквариум». Опустите в тазик с водой свои руки и руки ребенка. Попросите его изобразить рыбок, крабов, раков, осьминога и даже акулу. Просто мытье рук вполне можно превратить в забавную и полезную игру для развития моторики и мышления.
  • «Домик». Это упражнение потребует от ребенка быстроты реакции. Показывать нужно каждое слово стишка в темпе его прочтения. Постепенно стишок нужно читать все быстрее, чтобы движения также становились быстрыми. Дайте ребенку проявить фантазию в изображении отдельных слов. «Строим домик, так-так, ставим стены и крылечко, вот окошко, вот чердак, из трубы — дым колечком. Мы окошко отворим, всех соседей пригласим, приходите, приходите, мы вас чаем угостим. Чай горячий, ароматный, очень вкусный и приятный».

В дошкольном возрасте можно инсценировать целые истории. Средний и указательный пальцы рук создают образ человечка, можно нарисовать на руке его личико, придумать для него предметы одежды. Два руки — два человечка. Это дает возможность поставить самые разнообразные сказки. Если объединить усилия с друзьями, мамой, папой, бабушкой, то можно поставить большие сказки с большим количеством персонажей.

Главное — не только придумать для них интересные действия и движения, но и заучить роли. Будет хорошо, если ребенок научится запоминать как стихи, так и прозу. Это существенно облегчит ему обучение в школе.

Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет

Игровая пальчиковая гимнастика оказывает стимулирующее действие на речевые функции ребенка и развитие в целом. Детям старшего дошкольного возраста, у которых по разным причинам не сформирована качественна речь, рекомендованы пальчиковые игры. Наша подборка игр поможет ребенку улучшить память, усовершенствовать аналитические способности, улучшить координацию движений.

Полезно для письма
Полезно для письма

  • Пятнышки и складочки.

Про животных
Про животных

  • Мамины помощники

О помощи
О помощи

  • Старушка в избушке.

Для деток
Для деток

  • Летящие листочки.

Ветер по лесу гулял,

(Поднять руки вверх и показать, как ветер гуляет волнами)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый, резной,

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Пальчиковые игры с загибанием на каждый листочек).

  • Веселая дудочка.

Песенка
Песенка

  • Мышка в перчатке.

Проворная мышка

Перчатку нашла.

(Растопырить пальчики как перчатки)

Гнездо в ней устроив, мышат позвала,

(Сложить ладошки лодочкой)

Им хлебные крошки дала покусать,

Погладила всех и отправила спать.

(Показать, как кушают, провести одной ладошкой по второй руке, сложить две ладошки под каждое ушко).

  • Рыбки в реке.

О рыбках
О рыбках

  • Муркины котята.

У Мурочки нашей есть десять котят,

Сейчас все детишки по парам стоят:

(Начинается пальчиковая игра двумя пальчиками)

Два толстячка, два бодрячка,

(Показатель два больших пальца)

Два длиннющих, два хитрющих,

(Показать сначала два средних потом два безымянных)

Два маленьких самых и самых смазливых.

(Пальчиковая игра двумя мизинчиками).

  • История про лилипута.

Жил да был веселый гном

(Показать маленький рост человечка)

С огромными ушами.

(Прорисовать большие уши)

Он на сладкой горе

Дремал под воротами.

(Наклонить голову на ручки)

Вдруг, откуда ни возьмись,

Великан подкрался,

(Приподнять руки высоко над головой)

Отведать гору захотел,

Но только подавился!

(Покашлять и прикрыть ладошкой рот)

Ну а что ж веселый гном?

Спит и спит глубоким сном!

Стишочки
Стишочки

 Мы также расскажем вам:

  • Стихи для поднятия настроения
  • Стихи про цифры
  • Стихи-запоминалки
  • Стихи про буквы алфавита

План проведения занятий

Возрастная группа: 6-7 лет

Задачи:

  1. Развить двигательные способности пальчиков;
  2. Дать возможность, самостоятельно сочинять сценарии и сюжеты для пальчиковых игр;
  3. Развить двигательные способности пальцев;
  4. Сделать акцент на развитие памяти и на сосредоточенности внимания.

Игра-песенка «Осенние листочки»

Конспект для проведения занятий

Тема занятия: Пальчиковая гимнастика «Лягушки»

Цель задачи:

  • развивать координацию движений рук и глаз;
  • развивать осязательные эмоции;
  • развивать моторику;
  • развивать цветное восприятие;
  • развитие разговорной речи.

Образовательные:

  • Знакомство с новым упражнением «Лягушки»

Воспитательные:

  • Воспитывать умение подчинять собственные указания.
  • Воспитывать почтение к товарищам.
  • Воспитывать понимание, дружелюбность

Ход урока

  1. Начало занятия (приветствие)
  2. Следующим этапом, будет развитие мелкой моторики. Тут необходимо использовать различные материалы. В летние периоды можно проводить занятия на улице. Подручными материалами могут быть палки, камни. Зимой, в холодные месяцы начиная с ноября — февраль месяц, необходимо также проводить гимнастику на улице. Проводить упражнения можно с помощью липкого снега, сосулек и многое другое.

Рекомендации по выполнению упражнений

  1. Подготовить ребенка к данному виду тренировок. Необходимо заранее обговорить её содержание, отработать несколько жестов.
  2. Взрослому человеку, уполномоченному заниматься тренировкой, подготовить заранее текст.
  3. Перед началом работы необходимо разогреть ладошки поглаживанием.
  4. Ведущий показывает, насколько интересен данный вид развлечений.
  5. Обязательно необходимо поставленные задачи выполнять в медленном темпе.
  6. Малыш обязан правильно выполнять технику действий, ему нужно помогать.
  7. Важно чтобы все выполненные упражнения приносили ребенку только радость.
  8. Каждое задание выполняют по 2-3 минуты, чередуя 3 дня.
  9. Ежедневные тренировки.
  10. Используются лёгкие задания, для того чтобы развить интерес.
  11. Постепенно заменять по 2-3 упражнения, по степени сложности.
  12. Обязательно использовать цветные образы, музыкальное сопровождение.

Для детей 6-7 лет подойдут тренировки в сопровождении песенок, стишков. Для развития, хорошими заданиями будет театр теней. Если родители решили самостоятельно заниматься разминкой пальцев, нужно обязательно быть в хорошем настроении. Дети всё запоминают, и от первого урока будет зависеть интерес к последующим занятиям.

Важно! Скорость выполнения должна быть небыстрой, но и пауз быть не должно. Поднимать скорость необходимо постепенно.

 

Общие рекомендации для родителей:

  • Перед игрой создайте позитивный настрой;
  • Игра должна приносить удовольствие и вам и малышу;
  • Дайте ребенку простую инструкцию по возрасту (объясните, что он должен повторять движения за вами или играть с пальчиками самостоятельно, сопровождая действия речью);
  • Не играйте больше 5 минут подряд;
  • Не старайтесь выучить с малышом как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»);
  • Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно.

Не заставляйте ребенка заниматься пальчиковой гимнастикой, если он не в настроении. Лучше сделать перерыв и вернуться к играм, когда малыш сам этого захочет.

Общие рекомендации для родителей

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет

Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольников средней группы (4-5 лет) заключается в следующем:

  • гимнастика стимулирует запоминание и внимательность;
  • во время игры происходит тренировка мелких движений;
  • ребенок учится слушать и понимать, делить слова на слоги и чувствовать ритм;
  • формируются образное мышление и “речевые зоны”;
  • упражнения способствуют снижению напряжения с мышц верхних конечностей.

Имена для пальчиков

В ходе игры ребенку предлагается поочередно поднимать пальцы, сложенные в кулак, в соответствии с текстом:

“Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец, боковой,

Называется большой.

Палец второй – указчик старательный,

И называют его указательным.

Третий твой палец как раз посередине,

Поэтому средний дано ему имя.

Этот, четвертый, зовут безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье братец младший – любимец,

По счету он пятый, зовется мизинец”.

Пальчиковая гимнастика: игры для детей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет

На прогулку

Слова Движения
Пошли пальчики гулять Ладони сжимаются в кулаки, большие пальцы двух рук прыгают по поверхности ноги, от бедра к колену
А вторые догонять Указательные быстро перемещаются сверху вниз
Третьи пальчики бегом Средние ритмично передвигаются по ноге
А четвертые пешком Безымянные медленно двигаются от бедер к коленям
Пятый пальчик поскакал Мизинцами имитируются прыжки
И в конце пути упал Выполняются хлопки ладонями по коленям

Что я делала

Текст Действия
Топором дрова колю Ладони соединяются и имитируются действия с топором, руки резко поднимаются и опускаются
А потом пилой пилю Руки двигаются назад и вперед, ладони при этом сложены вместе
Отнесу их бабушке Ладони открываются
Чтобы испечь оладушки Ребенок хлопает в ладоши

Лодочка

При произношении первых четырех строчек потешки ладони нужно соединить лодочкой и выполнить движения, напоминающие прилив волны. Со словами “паруса подниму” следует расположить выпрямленные ладони над головой и изобразить движение волн и рыб, отдельно каждой рукой:

“Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, –

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там”.

Пальчиковая гимнастика: игры для детей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет

Мы делили апельсин

Слова Действия
Мы делили апельсин Пальцы рук сжимаются в кулак при произношении каждого слога, а затем разжимаются
Много нас, а он один Пальцы загибаются поочередно, начиная с большого
Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для бобра

Выполняются бросательные движения одной рукой
А для волка – кожура,

Он сердит на нас. Беда!

Ладони обеих рук сжимаются в кулаки и прижимаются к груди
Разбегайтесь кто куда Пальцы бегут по столу или другой поверхности

Наша семья

Слова Действия
1, 2, 3, 4 Выполняются хлопки в ладоши
Кто живет у нас в квартире? Дети поворачивают корпус из стороны в сторону. При этом поднимаются плечи
Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я

Указательным пальцем пересчитываются названные члены семьи
Это вся наша семья! При произношении фразы по очереди загибаются пальцы рук

Паучок

Слова Действия
Паучок ходил по ветке,

А за ним и его дети

Руки скрещиваются, а пальцы бегают по предплечьям и плечам другой руки
Дождик с неба вдруг полил Кисти опускаются, выполняются стряхивающие движения, как будто льет дождь
Паучков на землю смыл Ладони хлопают по коленям или поверхности стола, стула
Солнце стало пригревать Ребро левой ладони прижимается к ребру правой, пальцы растопыриваются, выполняются покачивающие движения
Паучок ползет опять Повторяются движения при скрещенных руках
А за ним ползут все дети,

Чтобы погулять на ветке.

Пальцы бегают по голове

Шла кукушка

Слова Действия
Шла кукушка мимо рынка Указательный и средний пальцы двух рук выпрямляются, а затем выполняются шаги по столу или любой другой поверхности
У нее была корзинка При помощи двух ладоней формируется ковш
А корзинка на пол – бух! Ладони смыкаются, затем производится легкий удар по поверхности
Полетело десять (девять, восемь, семь…) мух! Прямые руки разводятся в стороны, пальцы шевелятся и изображают летящих мух (количество разогнутых пальцев соответствует тексту)

В понедельник я стирала

Слова Действия
В понедельник я стирала Потереть кулаки друг о друга
Пол во вторник подметала Обе кисти расслабить и имитировать движение веника
В среду я пекла калач Изобразить процесс лепки из теста
Весь четверг искала мяч Правую руку поднести ко лбу и сделать козырек
Чашки в пятницу помыла Ладонь левой руки поставить на ребро и округлить. Указательным пальцем правой руки водить по кругу внутри согнутой ладони
А в субботу торт купила Раскрыть ладони и сложить ребрами друг к другу
Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения

Помахать ладонями, пригласить людей к себе
Источники

  • https://o-krohe.ru/zaryadka/palchikovaya-ot-2-do-6-let/
  • https://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html
  • https://kidteam.ru/palchikovaya-gimnastika-dlya-paltsev-ruk-i-kistey-detey.html
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/igry-dlya-palchikovoj-gimnastiki-detyam-6-7-let-v-detskom-sadu
  • https://medru.su/deti/palchikovaya-gimnastika.html
  • https://heaclub.ru/palchikovaya-gimnastika-palchikovye-igry-dlya-detej-2-3-4-5-6-7-let
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/palchikovye-igry-dlya-detey.html

[свернуть]

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять