9 упражнений для занятия пальчиковой гимнастикой с детьми 4–5 лет. Пальчиковая гимнастика для детей в стихах.

Пальчиковая гимнастика для детей 4–5 лет: польза, как проводить, примеры, игрушки для пальчиковых игр

Содержание

Что такое пальчиковая гимнастика?

Что такое пальчиковая гимнастика, объясняет само название. Это гимнастика, которая выполняется пальцами рук. Они попеременно и одновременно сгибаются, трут друг дружку, выполняю другие действия под мелодичные стихи-потешки. Иногда такие занятия проводят воспитатели в детском саду. В первых классах школы разминка пальчиков является обязательной. Она помогает снять усталость после письма.

Возраст 4–5 лет – оптимальный для начала домашних занятий пальчиковой гимнастикой. Но если есть желание, можно делать ее и гораздо раньше. В Японии простые упражнения выполняют с 2–3- месячными младенцами. Прообраз современных пальчиковых игр – знаменитые «Ладушки», «Сорока-ворона кашу варила».

Пальчиковая гимнастика в первом классе

Польза

Психологическое созревание и двигательная активность тесно взаимосвязаны в детском возрасте. Говоря простым языком, чтобы ребенок умственно развивался, ему необходимо двигаться. За совершенствование речевых навыков отвечает мелкая моторика. Манипуляции с мелкими предметами, целенаправленные движения пальчиками стимулируют работу центра Брока – участка головного мозга, ответственного за моторную организацию речи. Пальчиковая гимнастика:

  • тренирует мелкую моторику;
  • развивает пространственное мышление, ум ребенка;
  • повышает силу и ловкость пальчиков, готовит их к письму;
  • способствует правильной речи;
  • улучшает память и внимание.

Дети выполняют пальчиковые упражнения

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет

Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольников средней группы (4-5 лет) заключается в следующем:

  • гимнастика стимулирует запоминание и внимательность;
  • во время игры происходит тренировка мелких движений;
  • ребенок учится слушать и понимать, делить слова на слоги и чувствовать ритм;
  • формируются образное мышление и “речевые зоны”;
  • упражнения способствуют снижению напряжения с мышц верхних конечностей.

Имена для пальчиков

В ходе игры ребенку предлагается поочередно поднимать пальцы, сложенные в кулак, в соответствии с текстом:

“Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец, боковой,

Называется большой.

Палец второй – указчик старательный,

И называют его указательным.

Третий твой палец как раз посередине,

Поэтому средний дано ему имя.

Этот, четвертый, зовут безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье братец младший – любимец,

По счету он пятый, зовется мизинец”.

Пальчиковая гимнастика: игры для детей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет

На прогулку

Слова Движения
Пошли пальчики гулять Ладони сжимаются в кулаки, большие пальцы двух рук прыгают по поверхности ноги, от бедра к колену
А вторые догонять Указательные быстро перемещаются сверху вниз
Третьи пальчики бегом Средние ритмично передвигаются по ноге
А четвертые пешком Безымянные медленно двигаются от бедер к коленям
Пятый пальчик поскакал Мизинцами имитируются прыжки
И в конце пути упал Выполняются хлопки ладонями по коленям

Что я делала

Текст Действия
Топором дрова колю Ладони соединяются и имитируются действия с топором, руки резко поднимаются и опускаются
А потом пилой пилю Руки двигаются назад и вперед, ладони при этом сложены вместе
Отнесу их бабушке Ладони открываются
Чтобы испечь оладушки Ребенок хлопает в ладоши

Лодочка

При произношении первых четырех строчек потешки ладони нужно соединить лодочкой и выполнить движения, напоминающие прилив волны. Со словами “паруса подниму” следует расположить выпрямленные ладони над головой и изобразить движение волн и рыб, отдельно каждой рукой:

“Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, –

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там”.

Пальчиковая гимнастика: игры для детей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет

Мы делили апельсин

Слова Действия
Мы делили апельсин Пальцы рук сжимаются в кулак при произношении каждого слога, а затем разжимаются
Много нас, а он один Пальцы загибаются поочередно, начиная с большого
Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для бобра

Выполняются бросательные движения одной рукой
А для волка – кожура,

Он сердит на нас. Беда!

Ладони обеих рук сжимаются в кулаки и прижимаются к груди
Разбегайтесь кто куда Пальцы бегут по столу или другой поверхности

Наша семья

Слова Действия
1, 2, 3, 4 Выполняются хлопки в ладоши
Кто живет у нас в квартире? Дети поворачивают корпус из стороны в сторону. При этом поднимаются плечи
Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я

Указательным пальцем пересчитываются названные члены семьи
Это вся наша семья! При произношении фразы по очереди загибаются пальцы рук

Паучок

Слова Действия
Паучок ходил по ветке,

А за ним и его дети

Руки скрещиваются, а пальцы бегают по предплечьям и плечам другой руки
Дождик с неба вдруг полил Кисти опускаются, выполняются стряхивающие движения, как будто льет дождь
Паучков на землю смыл Ладони хлопают по коленям или поверхности стола, стула
Солнце стало пригревать Ребро левой ладони прижимается к ребру правой, пальцы растопыриваются, выполняются покачивающие движения
Паучок ползет опять Повторяются движения при скрещенных руках
А за ним ползут все дети,

Чтобы погулять на ветке.

Пальцы бегают по голове

Шла кукушка

Слова Действия
Шла кукушка мимо рынка Указательный и средний пальцы двух рук выпрямляются, а затем выполняются шаги по столу или любой другой поверхности
У нее была корзинка При помощи двух ладоней формируется ковш
А корзинка на пол – бух! Ладони смыкаются, затем производится легкий удар по поверхности
Полетело десять (девять, восемь, семь…) мух! Прямые руки разводятся в стороны, пальцы шевелятся и изображают летящих мух (количество разогнутых пальцев соответствует тексту)

В понедельник я стирала

Слова Действия
В понедельник я стирала Потереть кулаки друг о друга
Пол во вторник подметала Обе кисти расслабить и имитировать движение веника
В среду я пекла калач Изобразить процесс лепки из теста
Весь четверг искала мяч Правую руку поднести ко лбу и сделать козырек
Чашки в пятницу помыла Ладонь левой руки поставить на ребро и округлить. Указательным пальцем правой руки водить по кругу внутри согнутой ладони
А в субботу торт купила Раскрыть ладони и сложить ребрами друг к другу
Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения

Помахать ладонями, пригласить людей к себе

Пальчиковые игры для детей старше 3 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём «пирожки»)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая… (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: «Бом!». (хлопаем)

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила пальчиковых игр:

  • Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
  • Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
  • Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
  • Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
  • Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом. Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.

Занятия для 4–5 лет

Лучшее время для обучения ребенка – сразу после завтрака или после дневного сна и полдника. В этот период у малыша много сил, он максимально готов концентрироваться на заданиях. Тем не менее, это не исключает возможность проведения пальчиковой гимнастики в любое время и в любом месте. Например, в дороге, очереди, на прогулке. К счастью, подобные занятия не требуют использования дополнительных атрибутов. Все, что нужно – запомнить потешки и движения, увлечь ребенка в игру.

Полезные рекомендации:

  1. Перед занятием пальчики нужно размять. Ручки должны быть теплыми.
  2. Читать потешки следует максимально выразительно, задействуя мимику.
  3. Ребенок должен знать примерное содержание стихотворения. Если стишок новый, нужно заранее с ним ознакомить малыша.
  4. Можно делать гимнастику под аудиозапись с детскими стишками.
  5. Каждое упражнение выполняется с повтором, но не больше 3 раз подряд.
  6. Одно занятие длится 10–15 минут.
  7. Постепенно набор игр меняется, а сами движения усложняются. Любимые стихи рекомендуется оставить и читать их первыми.
  8. Особенно важно, чтобы в гимнастике участвовали два последних пальца – мизинец и безымянный.

Если ребенок делает движение неправильно, не нужно прерывать игру, чтобы поправить положение рук. Лучше это сделать после занятия. Нужно взять ручки малыша и сложить фигуры, которые не получились, попутно называя их.

Рисунок

Примеры

Для занятия пальчиковой гимнастикой можно использовать любые короткие стишки. Движения придумываются на ходу. Родитель читает выбранное произведение и быстренько соображает, как изобразить козочку, собачку, дождик или солнышко. Взрослый показывает движения, а ребенок повторяет. При систематических занятиях, малыш сможет делать гимнастику без подсказки. Некоторым деткам интересно фантазировать и делать свои «постановки». Такое стремление нужно обязательно поддерживать.

Рисунок

Облака

Два кулачка перед собой, подушечки указательных пальцев соединены: Облака как паруса

Кулачки сжимаются и разжимаются: Мчит их ветер, гонит

Движение левой ручки вперед, пальчики раскрыты: Если много облаков

Указательный пальчик стучит по ладошке второй руки: Значит, будет дождик

Правая ручка движется вперед, пальчики раскрыты: Ну а если облака

Пальцы покачиваются вправо-влево: Как перо жар-птицы

Обе ручки над головой с разведенными пальчиками: Будет солнышко с утра

Махи руками по сторонам: Запоют все птицы

Кулачки соприкасаются: А столкнутся лоб об лоб

Нарисовать ручками круг: В тучу превратятся

Ладошки стучат по столу: И тогда грохочет гром

Сжать пальцы в кулачки и пригрозить: Это тучи злятся

Рисунок

Солнышко

Руки поднимаются над головой, пальчики максимально разведены: Солнышко ясное в небе сияет

Кисти рук вращаются: Лучиками нас согревает

Пальчики соединяются в замок: Вдруг тучки набежали

Сцепленные пальчики пытаются освободиться: Лучики в тучках застряли

Руки вытягиваются вверх и качаются из стороны в сторону: Ветер налетел могучий

Ладошки словно моют небо: Разогнал все тучи

Руки поднимаются вверх, пальчики расставляются: Солнышко снова на небе сияет

Кисти выполняют круговые движения: Теплом своим ребят согревает

Рисунок

Зимняя игра

Сжимание и разжимание кулачков: Лепим мы из снега ком

Прямые ладошки соединяются подушечками пальцев: Из комочков строим дом

Руки хлопают в ладоши: Зверята будут в доме жить

Ладошки гладят друг друга: Развлекаться и дружить

Пальцы переплетаются в замок: Будем домик сторожить

Дети на осенней прогулке

Осень пришла

Пальчики поочередно сгибаются, начиная с большого: Раз, два, три, четыре, пять

Сжимаются и разжимаются кулачки: Будем листья собирать

Одна ручка загибает большой пальчик другой руки: Листья калины

Указательный пальчик: Листья рябины

Средний: Листья липы

Безымянный: Листья ясеня

Мизинчик: Листья клена соберем

Пальцы стучат по столу: Любимой маме отнесем

Торт на день рождения ребенка

Чем я занималась

Один кулачок потирает второй: В понедельник я стирала

Кисти расслаблены, ладошки движутся вправо-влево: А во вторник подметала

Ладошки поочередно накрывают друг друга: В среду я пекла калач

Кулачок стучит по ладошке второй руки: Весь четверг кидала мяч

Левая ручка стоит на ребре, пальцы полусогнуты, правая трет поверхность левой ладошки: Кружки в пятницу помыла

Ладошки смотрят вверх, мизинчики вместе: А в субботу торт купила

Потирание ручек: Всех подружек в воскресенье

Махи к себе: Позвала на день рожденья

Картинки

Существует немало наглядных примеров пальчиковых игр. Оптимально для занятий использовать распечатанный материал или предварительно его выучить. Чтение с экрана монитора будет отвлекать и взрослого, и ребенка, игра пройдет не так интересно, как могла бы.

Итак, иллюстрированные примеры пальчиковой гимнастики для 4–5 лет:

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет - 1 часть

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет - 2 часть

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет - 3 часть

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет - 4 часть

Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет

Игровая пальчиковая гимнастика оказывает стимулирующее действие на речевые функции ребенка и развитие в целом. Детям старшего дошкольного возраста, у которых по разным причинам не сформирована качественна речь, рекомендованы пальчиковые игры. Наша подборка игр поможет ребенку улучшить память, усовершенствовать аналитические способности, улучшить координацию движений.

Полезно для письма
Полезно для письма

  • Пятнышки и складочки.

Про животных
Про животных

  • Мамины помощники

О помощи
О помощи

  • Старушка в избушке.

Для деток
Для деток

  • Летящие листочки.

Ветер по лесу гулял,

(Поднять руки вверх и показать, как ветер гуляет волнами)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый, резной,

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Пальчиковые игры с загибанием на каждый листочек).

  • Веселая дудочка.

Песенка
Песенка

  • Мышка в перчатке.

Проворная мышка

Перчатку нашла.

(Растопырить пальчики как перчатки)

Гнездо в ней устроив, мышат позвала,

(Сложить ладошки лодочкой)

Им хлебные крошки дала покусать,

Погладила всех и отправила спать.

(Показать, как кушают, провести одной ладошкой по второй руке, сложить две ладошки под каждое ушко).

  • Рыбки в реке.

О рыбках
О рыбках

  • Муркины котята.

У Мурочки нашей есть десять котят,

Сейчас все детишки по парам стоят:

(Начинается пальчиковая игра двумя пальчиками)

Два толстячка, два бодрячка,

(Показатель два больших пальца)

Два длиннющих, два хитрющих,

(Показать сначала два средних потом два безымянных)

Два маленьких самых и самых смазливых.

(Пальчиковая игра двумя мизинчиками).

  • История про лилипута.

Жил да был веселый гном

(Показать маленький рост человечка)

С огромными ушами.

(Прорисовать большие уши)

Он на сладкой горе

Дремал под воротами.

(Наклонить голову на ручки)

Вдруг, откуда ни возьмись,

Великан подкрался,

(Приподнять руки высоко над головой)

Отведать гору захотел,

Но только подавился!

(Покашлять и прикрыть ладошкой рот)

Ну а что ж веселый гном?

Спит и спит глубоким сном!

Стишочки
Стишочки

 Мы также расскажем вам:

  • Стихи для поднятия настроения
  • Стихи про цифры
  • Стихи-запоминалки
  • Стихи про буквы алфавита

Игрушки

Пальчиковая гимнастика станет еще интереснее, если задействовать дополнительные аксессуары. Особой популярностью пользуется кукольный театр, в котором фигурки надеваются на пальцы.
Игрушки для пальчиковых игр

Они продаются в готовом виде в магазинах игрушек. Но можно сделать маленьких кукол дома самостоятельно. Например, связать или пошить из фетра, лоскутов ткани. Совсем ленивые могут нарисовать животных или сказочных персонажей ручкой. Например:

Человечки, нарисованные на пальцах

Также интересно смотрятся фигурки из бумаги. Для изготовления достаточно распечатать шаблон на картоне, вырезать и разукрасить на свой вкус.

Шаблоны для пальчиковых игр - Бабка и Дедка из сказки

Шаблоны для пальчиковых игр - Жучка и Кошка из сказки

Шаблоны для пальчиковых игр - Внучка и Мышка из сказки

Шаблон для пальчиковых игр - Репка

Играть с фигурками не только увлекательно и полезно, но и очень просто. Персонажи надеваются на ручку ребенка согласно сюжету. Потом взрослый читает произведение, а малыш показывает услышанное. Детям младшего возраста родители показывают спектакль сами.

Другого рода игра для тренировки пальчиков называется «собери резинки по карточкам». Ее также можно приобрести в магазине, а можно сделать самому. Для этого нужно распечатать картинки с примерами и обзавестись резинками разных цветов. Играют так: открывается карта, и дети пытаются повторить, что на ней изображено. Кто первый правильно собрал резинки, забирает карту. Затем открывается следующее изображение. В конце карточки пересчитываются, а победитель награждается символическим призом.

Пальчиковые игры с резинками

Как играть с ребенком?

Малыши до года еще не могут повторять движения за взрослым, поэтому в этом возрасте наиболее актуален массаж рук и каждого пальчика в отдельности. Движения желательно сопровождать короткими стихами и потешками, например: «Этот пальчик маленький, этот пальчик слабенький, этот пальчик длинненький, этот пальчик сильненький, этот пальчик – толстячок, ну а вместе – кулачок». Пальчиковые игры с детьми второго года жизни также пассивны. Потихоньку дети учатся повторять простые движения, такие как сжимание пальцев в кулак, хлопки и т.д. Двухлетки уже самостоятельно могут выполнять несложные упражнения. Детям дошкольного возраста можно предложить игры с разнообразными движениями, которые развивают координацию и ловкость. Наиболее популярными среди родителей на данный момент являются пальчиковые игры под музыку Е. Железновой, например: «Червячки», «Паучок», «Часы», «Перчатка» и многие другие. Их текст, движения и музыку без труда можно найти в интернете.

Общие рекомендации для родителей:

  • Перед игрой создайте позитивный настрой;
  • Игра должна приносить удовольствие и вам и малышу;
  • Дайте ребенку простую инструкцию по возрасту (объясните, что он должен повторять движения за вами или играть с пальчиками самостоятельно, сопровождая действия речью);
  • Не играйте больше 5 минут подряд;
  • Не старайтесь выучить с малышом как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»);
  • Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно.

Не заставляйте ребенка заниматься пальчиковой гимнастикой, если он не в настроении. Лучше сделать перерыв и вернуться к играм, когда малыш сам этого захочет.

Общие рекомендации для родителей

Пальчиковые игры для малышей до года

Сорока-ворона

Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила,
деток кормила:

(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)

— Этому дала,
этому дала,
этому дала
этому дала,
а этому (покачивает посильнее) — не дала!

Ты в лес не ходил,
ты дров не рубил,
ты печь не топил!
Тебе нет ничего!

Пальчики-грибочки

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел!

Два козленка

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Часы

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: «Вот и обед!»
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь — а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

У жирафов

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Наша семья

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Качели

Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Паучок

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)

Пчелки

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей»).

Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).

Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять!

Перчатка

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши «ковшом»).

Мышат позвала.
(Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест).

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Поросята

(Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(«Фонарики»).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал,
(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

«Разминка»

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

Головами покиваем,
… Плечиками мы покрутим,…

«Улитка»

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт
(«Улитка» раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,
(«Улитка» заползает на «цветочек»).

Лепесточки погрызёт.
(«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).

Рожки в голову втянула,
(Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).

В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне»).

«Весна»

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
(Ладони сомкнуты «ковшом»).

Уже глядит цветок…
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

«Зайцы»

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём»
Двое закричали:
«Давайте убежим!»,
Двое прошептали
«Давайте помолчим!»,
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах!»
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать «Бах»?»
«Бах» — выстрелил охотник,
(Хлопаем в ладоши).
Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.

Пальчиковые игры для детей 1, 2, 3 лет

По мнению педиатров игры с задействованием кистей полезны для детей всех возрастов. Когда мама и папа уделяют время, рассказывают стихи, поют песни и гладят ладони, ребенок получает множество положительных эмоций. При этом благоприятное расположение духа позволяет детям легче воспринимать и запоминать поступающую информацию.

Во время развивающих занятий с грудничками (от 6 месяцев до 1 года) родителям необходимо рассказывать короткие стихи и потешки, делать массаж с пощипывающими движениями и использовать простые упражнения.

Так, взрослому предлагается взять детские руки в свои и поочередно прикладывать подушечки пальцев ребенка к тем частям тела, которые упоминаются в потешке:

“Глазки, бровки, ушки, щечки,

Носик, ротик, оборотик,

Ручки, ножки, огуречик.

Получился человечек”.

Другим распространенным стишком является следующий:

“Стенка, стенка (здесь нужно похлопать ладонями по щекам);

Потолок (погладить лоб);

Две ступеньки (потрогать губы);

Дзынь – звонок (аккуратно нажать на нос)”.

Все перечисленные действия выполняются руками младенца.

Проведение подобных занятий благоприятно влияет на психическое состояние младенца, стимулирует его умственные процессы и развивает сенсорные способности.

В зависимости от возрастной группы меняются задачи и цели игр. Так, детям 1, 2 и 3 лет гимнастика с задействованием рук полезна для:

  • развития зрительного контакта и навыка слежения за объектом;
  • умения подражать, повторять действия и слова окружающих людей;
  • приобретения чувства ритма;
  • совершенствования артикуляции и координации движений.

Пальчиковая гимнастика: игры для детей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет

Сорока-белобока

В начале упражнения маме или педагогу необходимо поместить детскую кисть тыльной стороной вниз на свою ладонь. А затем зачитать потешку, сопровождая слова действиями.

Слова Действия
Сорока-белобока

Кашу варила,

Ребяток кормила

Указательным пальцем выполнить круговые движения по ладони ребенка
Этому дала Загнуть мизинец
Этому дала Повторить то же действие с безымянным
Этому дала Загнуть средний
Этому дала Задействовать указательный
А этому не дала Загнуть большой палец
Ты дров не носил, печку не топил,
Тебе кашу не дадим!
Покачать головой и пощекотать ребенка

Этот пальчик

В процессе выполнения этого упражнения детская ладонь сжимается в кулак. Затем поочередно разгибаются пальцы сначала правой, потом левой руки:

“Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – матушка,

Этот пальчик – батюшка,

Ну, а этим стану я,

Это вся моя семья”.

Есть и другой вариант такой потешки. В ряде случае она называется “Этот зайчик” или “Этот зайка”. Здесь взрослый может предложить ребенку энергично разжать ладонь при произношении слова “ура”:

“Этот зайчик (зайка, пальчик) хочет спать,

Этот зайчик – прыг в кровать,

Этот зайчик прикорнул,

Этот зайчик уж заснул,

Тише зайчик, не шуми,

Братиков не разбуди,

Встали зайчики. Ура!

В детский сад идти пора”.

Пальчиковая гимнастика: игры для детей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет

Твоя ладошка

В начале упражнения родителю или педагогу нужно поместить кисть ребенка на свою ладонь тыльной стороной вниз.

Слова Движения
Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут

Взрослый сгибает указательный палец и водит им по детской ладони, рисуя волну
Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок

Дотрагивается кончиками пальцев до ладони ребенка
Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать

Рисует круг
Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно

Сжимает кулак и осторожно потирает детскую ладонь
Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки

Медленно переступает пальцами по детской руке

Мышка

В процессе выполнения упражнения взрослый может помогать детям переставлять руки и пальцы.

Текст Действия
1, 2, 3, 4, 5

Вышла мышка погулять

Ребенок по очереди загибает пальцы (сам или при помощи взрослого)
Вышла мышка погулять,

Сыра корочку искать

Энергично перебирает пальцами или хлопает всей ладонью (для детей младшего возраста) по бедрам
Мышка лапками скребла,

Мышка корочку нашла

Водит ладонью по коленям так, как будто скребет
Мышка съела корочку Подносит руки ко рту, сжимает и разжимает кулак
Убежала в норочку Прячет руки за спиной

Летела сова

При выполнении предложенного упражнения руки ребенка можно поместить в свои.

Слова Движения
Большая голова

Летела-летела

Изображается полет, выполняются махи руками
На головку села

Села, посидела,

Попила, поела

Руки помещаются на макушку
Головой повертела Голова поворачивается из стороны в сторону. Ладони при этом остаются прижатыми к макушке
И опять полетела Снова выполняются махи

Пятачок

Игра подходит для занятий с детьми младшей группы, часто оно используется в качестве разминки.

Текст Действия
Поросенок Пятачок

Отлежал себе бочок!

Сесть на корточки и сделать наклоны вправо
Встал на ножки,

Потянулся

Встать, выпрямиться, поднять руки над собой и потянуться
А потом присел,

Нагнулся

Присесть на корточки и сделать наклон вперед
И немножко поскакал,

И на месте пошагал

Встать, сделать прыжок на месте. Руки положить на пояс и изобразить ходьбу на месте
А потом опять прилег,

Но уже на левый бок!

Сесть на корточки, руки держать на поясе, выполнить наклоны влево

Рыбки

Слова Движения
Рыбки плавали, ныряли Кулаки прижимаются друг к другу, а затем выполняются медленные покачивания из стороны в сторону. Так изображаются плавающие рыбки
В чистой тепленькой воде Кулаки разжимаются, ладонями обеих рук имитируется прилив и отлив волн
То сожмутся Сжимаются кулаки
Разожмутся Пальцы растопыриваются в стороны
То зароются в песке Левая ладонь сжимается в кулак, а правая ее закрывает

Пчелки

Текст Действия
Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела

Дети вместе со взрослыми бегают по кругу и машут руками, как крылышками пчелы
А за нею – шмель-шмелек Останавливаются и загибают большой палец одной руки
И веселый мотылек Загибают указательный
Два жука и стрекоза Загибают средний
Как фонарики глаза. Из трех ранее загнутых пальцев делают круги и подносят их к глазам. Так изображаются глаза насекомых
Пожужжали, полетали Снова бегут по кругу, махая руками
От усталости упали Садятся или ложатся на пол

Про маму

Перед началом игры нужно соединить пальцы обеих рук, а ладони оставить на небольшом расстоянии друг от друга.

Слова Движения
Мама, мама Подушки мизинцев размыкаются и снова смыкаются
Милая моя Действие повторяется с безымянными пальцами
Мама, мама Размыкаются и смыкаются средние
Я люблю тебя Разъединяются и соединяются подушки указательных. Затем соприкасаются большие пальцы и губами имитируется поцелуй

 

Пальчиковые игры для детей 1-3 года

Игры для детей старшего возраста задействуют не только пальчики, но и  запястные, локтевые и плечевые суставы.

Зайка

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать ушки)

Ворона

У вороны голова, ( руки на голове )
ва-ва-ва-ва ( 4 хлопка )
Клюв и крылья, ( руки у носа, «крылья» )
Хвостик, ноги, ( руки за спиной, топать )
оги-оги-оги-оги ( 4 хлопка )

Машинка

Заведу мою машину ( «мотор» )
— Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать )
Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» )
На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )

Кораблик

Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед,ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан (4 хлопка)

Самолеты

Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)
Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)
Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)

Кошки-мышки

Вот кулак, ( показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)

Паровоз

Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..

Источники

  • https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/palchikovaya-gimnastika-v-4-5-let
  • https://medru.su/deti/palchikovaya-gimnastika.html
  • https://www.pravmir.ru/palchikovye-igry-dlya-detej/
  • https://heaclub.ru/palchikovaya-gimnastika-palchikovye-igry-dlya-detej-2-3-4-5-6-7-let
  • https://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/palchikovye-igry-dlya-detey.html

[свернуть]

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять