Развиваем ребёнка с помощью пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры для детей до года и старше

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет в детском саду, картотека игр во второй младшей группе

Содержание

Пальчиковая гимнастика и её значение

Пальчиковая гимнастика — это комплекс упражнений, направленный на развитие мелкой моторики рук. Ценность пальчиковой гимнастики состоит в том, что, разрабатывая ручки детей, мы стимулируем развитие речи учащихся. Мануальные действия (то есть действия руками) влияют на определённые участки коры головного мозга, где располагаются центры, отвечающие за продуцирование (в лобной доле — зона Брока) и понимание (в теменной — зона Вернике) речи.

Кора головного мозга (схема)

Речевые центры головного мозга

Многочисленные исследования в области нейролингвистики и нейрофизиологии говорят о непосредственной зависимости уровня развития речи от того, насколько задействованы в учебно-воспитательном процессе движения пальцев рук и мелкая моторика. Логопеды применяют упражнения пальчиковой гимнастики для коррекции детской речи. Восточные медики утверждают, что через воздействие на определённые участки кистей рук можно влиять на работу внутренних органов человека, связанных с ними. Например, массаж большого пальца стимулирует работу головного мозга, а безымянного — работу печени и почек.

Цели и задачи пальчиковой гимнастики

Итак, пальчиковая гимнастика является многоцелевым комплексом упражнений, с помощью которого можно одновременно развивать моторику рук, речь, а также воображение и память. Цели занятий пальчиковой гимнастикой в детском саду таковы:

  • развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук;
  • улучшение артикуляции звуков и становление ритмики речи;
  • развитие высших психологических функций:
    • мышления;
    • речи;
    • восприятия;
    • памяти;
    • воображения;
  • формирование усидчивости, внимательности обучающихся.

Во время проведения занятий по пальчиковой гимнастике с детьми в возрасте трёх-четырёх лет педагогу необходимо решать следующие задачи:

  • развивать мелкие движения пальцев рук, а также синхронность действий пальцев обеих рук;
  • сочетать мануальные и речевые действия;
  • развивать высшие психологические функции детей через повторение и заучивание стишков, использующихся в подобного рода играх, а также с помощью визуализации текста игры;
  • формировать интерес детей к играм такого рода;
  • применять в работе фольклорный материал, что будет способствовать воспитанию и развитию личности в рамках заданных культурных традиций.

Цели и задачи упражнений пальчиковой гимнастики могут корректироваться в зависимости от физического и психического развития детей.

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет: примеры таблиц

«Хлеб»
Муку в тесто замесили (сжимают и разжимают пальчики),
А из теста мы слепили (прихлопывают ладошками, «лепят»):
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи —
Всё мы испечем в печи (поочередно разгибают пальчики, начиная
с мизинца, потом обе ладошки разворачивают вверх),
Очень вкусно!
«Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели —
С юга птицы прилетели (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)!
Прилетел к нам скворушка —
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж (поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).
Все вернулись, прилетели (снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками).
Песни звонкие запели (указательным и большим пальцами делают клюв — «птицы поют»)!
«Профессия»
Много есть профессий знатных (соединять пальцы правой руки с большим):
И полезных, и приятных (соединять пальцы левой руки с большим).
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель (последовательно соединять пальцы обеих рук с большим)…
Сразу всех не называю (сжимать и разжимать кулачки),
Вам продолжить предлагаю (вытянуть руки вперёд ладонями вверх).
«Посуда»
Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.
Раз, два, три, четыре (одна ладонь скользит по другой по кругу),
Мы посуду перемыли (загибать пальчики по одному, начиная с большого):
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку (одна ладонь скользит по другой).
Мы посуду перемыли (разгибать пальчики по одному, начиная с большого),
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши),
Так мы маме помогали.

 

«Пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди…

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

«Солнышко встало»

Утром солнышко встаёт выше, выше (руки высоко вверх),

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже (руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся (сделать ручками фонарики),

И нам вместе с солнышком весело живётся (похлопать в ладоши).

«Ветер»

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

«Игрушки»

Я с игрушками играю (руки перед собой, сжимать-разжимать пальцы обеих рук):

Мячик я тебе бросаю (протянуть руки вперёд — «бросить мяч»),

Пирамидку собираю (прямые кисти ладонями вниз поочерёдно класть друг на друга),

Грузовик везде катаю (подвигать перед собой слегка раскрытой кистью правой руки, «катая машинку»).

«Снежок»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла (пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара, сделав тучу).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой (руки поднять вверх, пальцы развести в стороны, поворачивать кисти, медленно опуская руки, изображая как летят снежинки).

Ветер дунул, загудел (подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть вперёд) —

Рой снежинок вверх взлетел (встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится (вращать кистями, попеременно скрещивая руки).

Как проводить занятия?

Хочу заметить, что все пальчиковые игры были тематическими. В начале занятия проводилась беседа по теме, например: животные, овощи, праздник Новый год и т.д. Игра начиналась с того, что я показывала движения, четко проговаривая все звуки. Потом упражнение мы повторяли вместе несколько раз, до полного запоминания. Как правило, все игры дочь быстро запоминала, тем более в садике они повторяли эти упражнения довольно часто.  На начало наших занятий младшему ребенку было около года, кстати ему тоже было интересно наблюдать за нашими играми и он как мог, участвовал. 

Теперь и сами игры из наших тетрадок. 

Считалочка

Раз, два, три, четыре, пятьРаз, два, три, четыре, пятьБудем пальчики считатьКрепкие дружные все  такие нужныеНа другой руке опятьРаз, два, три, четыре, пятьПальчики быстрые, хотя не очень … чистые. (во время упражнения  по очереди загибаем пальчики  сначала на левой, а потом  на правой руке, на последних  строчках машем пальчиками обеих рук) 

Снежок

Раз, два, три, четыре  (загибаем пальчики)Мы с тобой снежок лепили (лепим воображаемый снежок, меняя положение ладошек)Круглый, крепкий, очень  гладкий (показываем круг, сжимаем ладошки, гладим)И совсем-совсем не сладкий (грозим пальчиком)Раз-подбросим, два-поймаем (подбрасываем и ловим воображаемый снежок)Три уроним и сломаем. (топаем ногами) 

Семейка

Этот пальчик дедушка,Этот пальчик бабушка,Этот пальчик папочка,Этот пальчик мамочка,Этот пальчик ЯВот и вся моя  семья. (гладим (растираем) каждый пальчик, начиная с большого, на последнюю строчку делаем из ручек «замок») 

Зверята

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,Два щенка: “Ав-ав!”,Два жеребенка: Иго-го!”,Два тигренка: “Ррр!”Два быка: “Муу!”.Смотри, какие рога.(на каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.)

Посуда

Раз, два, три, четыре (ударяем кулачками друг о друга)Мы посуду перемыли (хлопаем в ладоши)Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибаем пальчики, начиная с большого)И большую поварешку Мы посуду перемыли (одна ладонь на другую)Только чашку мы разбили (загибаем пальчики, начиная  с большого)Ковшик тоже развалилсяНос у чайника отбилсяЛожку мы чуть-чуть сломалиТак мы маме помогали (хлопаем в ладоши)

Считаем овощи

У Лариски – две редиски,У Алешки – две картошки,У Сережки-сорванцаДва зеленых огурца.А у Вовки – две  морковки,Да еще у ПетькиДве хвостатых редьки. (По очереди загибаем  пальчики, начиная с большого, сначала на левой руке, затем на правой) 

Апельсин

Мы делили апельсин, (хлопаем в ладоши)Много нас, а он один.Эта долька для ежа, (загибаем пальчики)Эта долька для стрижа,Эта долька для утят,Эта долька для бобра,А для волка кожура. (разводим руки в стороны)Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Новый год

Перед нами елочка (пальцы рук переплетены, из указательных пальчиков елочка)Шишечки, иголочки (указательные пальчики «в стороны» показываем иголочки)Шарики, фонарики (показываем круг большими и указательными пальчиками)Зайчики и свечки (показываем ушки)Звезды, человечки. (пальцы рук переплетены, из указательных пальчиков звездочка)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка (тычет “рожками” в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука “открывает” калитку)
Пропусти домой улитку (правая рука “проползает”).

Зимний лес

Еж, медведь, барсук, енот,Спят зимою каждый год.Волка, зайца и лисуИ зимой найдешь  в лесу.(соединяем пальчики  по очереди друг с другом) 

Зернышко

Посадили зернышко, (кладем пальчиками в ладошку зернышко)Выглянуло солнышко. (сжимаем и разжимаем кулачки)Солнышко, свети — свети!Зернышко, расти —  расти!Появляются листочки, (пальцы по очереди соединяем с большим пальцем на двух руках одновременно)Распускаются цветочки. (сжимаем и разжимаем кулачки) 

Утята

Пять утят плывут вперёд,На берегу их мама ждёт,(Одна из рук – “мама утка” – стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к “утке”. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)Но только четверо утятВернулись к мамочке назад.(постепенно пальцы загибаются)Четверо утят плывут…Трое утят плывут…Двое утят плывут…Вот один плывёт вперёд,На берегу его мама ждёт,(На слова “На берегу их мама ждёт” “киваем” кистью руки (“мамой-уткой”)И сразу пятеро утятВернулись к мамочке назад!

Козлята

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).Как-то раз к кому-то в гостиШёл козлёнок через мостик,(Держим кисти горизонтально, сближаем руки)А навстречу шёл другой, Возвращался он домой.(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха)Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться,Не желая уступить,И другого пропустить.Долго козлики сражались,Разбегались и толкались.Вот с разбега лбами – бух! (На слово “бух” – хлопаем в ладоши).И с моста в водичку – плюх! (Роняем руки на колени). 

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики “скачут” по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Снежный пирог

Падал снег на порог, (медленно руки вверх-вниз)Кот слепил себе пирог. (прижимаем ладошки друг к другу – лепим пирог)А пока лепил и пек,Ручейком пирог  утек (пальчиками обеих рук побежали по столу)Пирожки себе пеки, (прижимаем  ладошки друг к другу – лепим пирог)Не из снега – из муки. 

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний. 
Сам мизинчик-малышок 
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,(сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем “крошку” пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай — 
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Белочка

Сидит белка на тележке (хлопаем в ладошки)Продает она орешки (ударяем кулачками друг о друга)Лисичке-сестричке, (загибаем пальчики, по одному, начиная с большого)Воробью, синичке,Мишке толстопятому,Заиньке ушастому. 

Козленок

Бу-бу, я рогатый (рожки из пальчиков)Бу-бу, я хвостатый (хвостик за спиной)Бу-бу, я ушастый (ушки из ладошек)Бу-бу, очень страшный, (рожки из пальчиков, бодаем)Бу-бу, испугаю,Бу-бу, забодаю.  

Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 3-4 лет

Моя семья

Перед началом игры пальцы зажаты в кулачки.

Первый палец — папочка.

Поднять большие пальцы.

Второй палец — мамочка.

Разогнуть указательные пальцы.

Третий палец — дедушка.

Разогнуть средние пальцы.

А четвертый — бабушка.

Разогнуть безымянные пальцы.

А вот этот пальчик — я!

Выпрямить мизинцы.

Это вся наша семья!

Хлопать в ладошки.

Семья пальчиков

В ходе игры дети держат ладошки перед собой, повернув их внутренними сторонами друг к другу. Затем, в процессе рассказывания стихотворения, они должны соединять соответствующие пальцы.

Пальчик, пальчик, где ты был?

Сжать пальцы в кулачок, поднимая вверх большие пальцы.

С этим братом в лес ходил!

Соединить указательные пальцы.

С этим братом суп варил!

Соединить средние пальцы.

С этим братом кашку ел!

Соединить безымянные пальцы.

С этим братом песню пел!

Соединить мизинцы.

Кулачки

Держать ладошки перед собой. После каждой строчки нужно загибать соответствующий палец.

Этот палец небольшой.

Этот палец неплохой.

Этот палец длинный.

Этот палец сильный.

Этот палец, как толстяк

Ну а вместе все — кулак!

Пальчики спят

Нужно поставить левую ладошку перед собой. Правой рукой следует поочередно браться за пальцы левой руки. Пока дети проговаривают строчку соответствующий палец надо несколько раз сгибать и разгибать. В конце строки пальчик загибают и переходят к следующему. 

Хочет этот пальчик спать.

Загнуть мизинчик.

И вот этот — прыг в кровать.

Загнуть безымянный.

Этот палец прикорнул.

Загнуть средний.

Этот сразу же заснул.

Загнуть указательный.

Пальчик, тише, не зуди!

Братьев ты не разбуди!

Двигать большим пальцем и стишок проговаривать шепотом.

Вот проснулись все, ура!

В детский сад спешить пора!

Сжимать и разжимать кулачки, стишок произносить радостно, с восклицанием.

Затем нужно выполнить то же упражнение, поменяв руки.

Считалка

Руки нужно держать перед собой, пальцы зажаты в кулачки.

1, 2, 3, 4, 5!

На каждый счет поочередно разгибать пальцы, начиная с большого пальца.

Пальцы вышли погулять.

Пошевелить всеми пальчиками одновременно.

Этот пальчик нашел гриб.

Загнуть большой палец.

Этот пальчик кормит рыб.

Загнуть указательный палец.

Тот играл.

Загнуть средний палец.

А этот пел.

Загнуть безымянный палец.

А мизинчик лишь смотрел.

Загнуть мизинец.

Фруктовые ладошки

Перед началом игры ладошки сжать в кулачки.

Первый палец — апельсин.

И у нас он не один.

Поднять большие пальцы и ритмично двигать ими.

Второй палец — слива.

Сочная, красивая.

Двигать безымянными пальцами.

Третий палец — абрикос.

На высокой ветке рос.

Двигать средними пальцами.

А четвертый — груша.

Так и просит: «Скушай!»

Двигать безымянными пальцами.

Пятый палец — ананас.

Угощение для нас.

Двигать мизинцами.

Корзинка овощей

Ладошки держать перед собой или положить на стол.

У девочки Зины

Овощи в корзине.

Сложить из ладошек «корзинку».

Тут пузатый кабачок

Завалился на бочок.

Большие пальцы загнуть внутрь «корзинки».

Перец и морковка

Разместились ловко.

Загнуть внутрь указательные и средние пальцы.

И фасоль, и огурец.

Загнуть безымянные пальцы и мизинцы. Получаются два кулачка, прижатых друг к другу.

Вот так Зина — молодец!

Поднять большие пальцы вверх.

Гости

Расположить ладошки перед собой, повернув их внутренней стороной друг к другу.

К пальчику большому

В гости все бегут.

Соединить большие пальцы и постучать ими друг о друга.

Только вышел с дома, 

Указательный уж тут.

Соединить указательные пальцы и постучать ими друг о друга.

Потом средний подоспел.

Соединить средние пальцы и постучать ими друг о друга.

Безымянный прилетел.

Соединить безымянные пальцы и постучать ими друг о друга.

И мизинчик — крошка

Постучал в окошко.

Соединить мизинцы и постучать ими друг о друга.

Вот все вместе собрались —

Посиделки начались.

Сжать ладошки в кулачки и ритмично постукивать ими друг о друга.

Дружные пальчики

Пора пальцам на зарядку.

Ритмично хлопать в ладоши.

Ведь нельзя им уставать!

Поочередно сжимать и разжимать кулаки.

Чтоб в альбоме быстро, ловко

Тереть ладошки друг о друга.

Снова стали рисовать.

Потрусить руками в воздухе.

Слон и мышка

Игру можно выполнять сидя за столом.

Слон большущий, как скала.

Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.

Мышка — нет. Она мала.

Опустить руки на стол, сложить пальцы щепоткой.

А была бы со слона.

Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.

Съела кошку бы она.

Хлопнуть в ладоши.

Паучки

Игру лучше выполнять стоя.

Паучок бежал по ветке.

Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.

Вместе с ним бежали детки.

Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.

С неба дождик вдруг полил.

Встряхивать кистями, имитируя дождь.

И на землю всех их смыл.

Хлопнуть ладошками по коленям.

Стало солнце пригревать.

Показать солнышко, прижав основания ладошек друг к другу и растопырив пальцы в разные стороны.

Вот ползет паук опять.

Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.

А за ним полезли детки.

Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.

Вместе ползают по ветке.

Пальчики «ползают» по голове.

Утята

В такую игру нужно играть сидя за столом.

По речке пять утят плывет

А мама — утка их зовет.

Одну руку поставить на стол, опираясь на локоть. Пальцы руки сложить щепоткой и «кивать» кистью. Второй рукой делать волновые движения по направлению к первой. Ладонь прямая, пальцы сомкнуты.

Утята к маме не спешат,

Лишь четверо плывут назад.

На второй руке загнуть один палец. Повторить волнообразные движения.

Идти домой не все хотят,

Всего лишь три плывут назад.

Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.

По речке плавают, шумят,

Лишь два птенца плывут назад.

Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.

Один лишь к берегу плывет.

Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.

А мама – утка всех зовет.

Покивать кистью первой руки.

И вот все пятеро утят

Спешат к мамулечке назад.

Распрямить всю ладонь второй руки и «подплыть» к первой руке.

Игры в стихах для малышей

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет лучше сопровождать веселыми рифмованными текстами. Короткие стихи легко запомнить и малыши с удовольствием повторяют их несколько раз, делая упражнения снова и снова. Вот примеры таких игр:

Прогулка

1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять.
Первый — гриб большой нашел,
Указательный — сорвал,
Средний сразу чистить стал,
Безымянный стол накрыл
А мизинчик всех кормил!

Пальчики гуляют

Пальчики-братишки

Большой Ванюша — воду носит
Указательный Петруша — дрова возит,
Средний Сенечка — вяжет венечки,
Безымянный Гришка — шьет себе штанишки,
А меньшой, Сережка, играет на гармошке.

Пальчики братишки

Колыбельная

Первый пальчик зевнул,
Второй — прикорнул
Третий — сладко-сладко спит,
А четвертый уж сопит.
Лишь мизинчик-крохотулька
Сказку просит, капризулька!

Колыбельная

По порядку

1,2,3,4,5 — будем пальцы называть
И грибочки собирать.
Вот большой — боровичок,
Указательный — сморчок.
Средний пальчик — он масленок,
А четвертый — пусть опенок.
А мизинчик наш — волнушка,
Вот и кончилась опушка.

По порядку

Грибники

Первый пальчик в лес пошел,
Второй гриб большой нашел.
Третий жарить его стал
А четвертый лук достал.
Пятый пробовать пришел,
только ложки не нашел.

Грибники

Ай да, пальчик, где ты был?

С первым братцем суп варил,
Со вторым пирог месил,
С третьим по двору скакал,
А с четвертым в мяч играл.
С пятым только повстречался и
Скорее спать помчался.

Пальчик где ты был

Моя семья

На ладошке у меня
Помещается семья:
Пальчик — дедушка,
Пальчик — бабушка,
Пальчик — папочка,
Пальчик — мамочка.
Ну а самый крайний — я,
Это вся моя семья!

Семья

Как эффективно провести пальчиковую гимнастику

Немаловажна в работе с детьми их заинтересованность в выполнении определённых действий. Особенность пальчиковой гимнастики заключается в том, что это всегда игра, а играть дети любят, поэтому проблем с выполнением упражнений возникнуть не должно. Пальчиковую гимнастику можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Время проведения гимнастики может варьироваться в зависимости от вида игры (в среднем игры длятся от трёх до пяти минут). Если игра занимает малое количество времени и хорошо знакома детям, то можно выполнять её задание во время прогулок и в перерывах между занятиями.

Перед началом выполнения упражнений необходимо подготовить детские ручки: разогреть их. Для этого можно мягкими движениями потереть ручки друг о дружку или погладить. После того как наши ручки готовы, необходимо приступать к самой гимнастике.

Пальчиковая гимнастика с предметами

Есть множество упражнений пальчиковой гимнастики, основанных на манипуляциях с небольшими предметами (карандашами, нитками, кубиками, шариками и т. д.)

При проведении пальчиковой гимнастики используются следующие методы:

  • показ действий;
  • действия руками ребёнка;
  • самостоятельные действия ребёнка.

Пальчиковая гимнастика начинается с того, что преподаватель знакомит детей с правилами игры, текстом упражнения и раздаточным материалом, если таковой имеется. Далее воспитатель сам начинает выполнять задание, проговаривая текст игры (стихотворение, считалку и др.), дети же начинают повторять. С детьми второй младшей группы можно заранее разучивать стихотворения, песенки, рассматривать иллюстрации, обсуждать и пересказывать необходимые для занятий тексты.

Советы по проведению пальчиковой гимнастики:

  1. Педагог должен медленно и чётко проговаривать слова стихотворения (считалки или др.), акцентируя внимание на сложно произносимых звуках (со временем темп можно увеличивать).
  2. Следите за правильностью своих движений (за вами повторяют!) и постановкой пальчиков детей.
  3. При выполнении упражнений должны быть задействованы все пальчики обеих рук.
  4. Каждое упражнение повторяйте 2–3 раза.
  5. Используйте аккомпанемент, иллюстрации, видеоряд (это будет способствовать общему развитию ребёнка).
  6. Подбирайте игры, в которых используются все движения руки (сжатие, разгибание, работа каждого пальца).
  7. Используйте разнообразные по типам упражнения.

При проведении пальчиковой гимнастики рекомендуется использовать наглядный материал. Это будет способствовать развитию воображения, образного мышления детей. В качестве наглядности могут использоваться: рисунки, игрушки, цветная бумага, интерактивная доска и др. К примеру, в упражнении «Игрушки», представленном ниже, можно использовать либо картинки этих игрушек, либо настоящие игрушки. В игре «Ветер» (см. ниже) было бы хорошо использовать анимацию (построить видеоряд, соответствующий тексту игры). Многие игры пальчиковой гимнастики ориентированы на использование музыкального сопровождения (например, «У Оленя»), что способствует развитию ритмики, музыкального слуха у воспитанников.

Таблица: конспект занятия «Играем нашими пальчиками» для второй младшей группы, автор Оксана Демидова

Название «Играем нашими пальчиками»
Описание Занятие ориентировано на детей второй младшей группы, включает элементы музыкально-театрализованной деятельности. Соответствует государственным образовательным стандартам (ФГОС).
Возрастная группа: вторая младшая группа (3–4 года).
Продолжительность занятия: 15 минут.
Форма организации: подгрупповая.
Средства:

  • наглядные:
    • домик;
    • мягкая игрушка — кошка;
    • ленточки (7 штук) по цвету радуги;
  • музыкальные: музыка для танца с ленточками.
Цели и задачи
  • Развивать умение слушать речь, понимать содержание и соотносить слова с действием пальцев;
  • развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать логические, коммуникативные и познавательные универсальные действия;
  • развивать творческую активность;
  • формировать сенсорные способности;
  • учить сюжетным пальчиковым упражнениям;
  • воспитывать положительный интерес к игровой деятельности.
Предварительная работа Разучивание пальчиковых и речевых игр с помощью технических средств.
(Образовательная программа на дисках «На зарядку становись», «Пальчиковая гимнастика»).

  • Разучивание ритмичной сказки «Репка»;
  • разучивание физкультминутки — сказки «Теремок»;
  • разучивание элементов пальчиковой гимнастики «Театр в руке»;
  • разучивание различных подвижных игр с сопровождением звукоподражания детей различным животным (например, «Кот и мыши», «Мишка и дети»).
Мотивационная часть Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, у нас есть хорошие друзья. Они умеют играть и убирать игрушки, умеют умываться. А ещё они умеют громко хлопать! Что это за друзья?
Дети: Ладошки и пальчики!
Воспитатель: Да, это наши ладошки и пальчики. Поднимите их высоко. Давайте покажем, что они умеют делать. Сыграем в пальчиковую игру «Как живёшь?»
— Как живёшь? – Вот так (большой палец вперёд)
— Как плывёшь? — Вот так (имитация плавания)
— Как бежишь? – Вот так (бег пальцами)
— Вдаль глядишь?— Вот так (рука ко лбу)
— Как кушаешь? – Вот так (имитация еды ложкой)
— Как спишь? – Вот так (имитация сна)
— Как шар надуваешь? – Вот так (имитация надувания воздушного шара; шар лопнул — показать щеками)
— Как шалишь? – Вот так (имитация клоунской дразнилки)
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем, с кем же вы живёте дома?
Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Моя семья»:
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Воспитатель: Молодцы! А хотите узнать, что ещё умеют ваши пальчики?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда мы отправляемся в путешествие! Но сначала к нему надо подготовиться.
Дети выполняют игровое упражнение «Вы готовы?»
— Вы готовы, глазки?
Дети: Да! (показывают глазки)
— Вы готовы, ушки?
Дети: Да! (показывают ушки)
— Вы готовы, ручки?
Дети: Да! (показывают руки)
— Вы готовы, ножки?
Дети: Да! (топают ножками)
— Вы готовы?
Дети: Да! (обнимают себя руками)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо подготовились. А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь.
Организация продуктивной деятельности детей Игра со звукоподражанием: «Поезд»
Чух-чух-чух!
Мчится поезд во весь дух!
Поехали (ш-с ш-с)
Гудит паровоз (у-у-у)
Пар пускает (п-п-п)
Остановились (ф-ф-ф)
Воспитатель и дети вместе: Приехали!
Воспитатель: Ребята, куда же мы приехали?
Дети: В сказочную страну.
Воспитатель: Кто нас встречает?
Дети: Киска!
Воспитатель: Она грустная, что-то у неё случилось? Давайте спросим у киски!
Дети: Киска, что у тебя случилось?
Киска — мягкая игрушка (озвучивает взрослый): Шла я со своими маленькими детками гулять, прибежал Андрюшка, дёргал нас за ушки! Мяу! Мяу! Детки мои очень испугались!
Воспитатель: Не плачь, киска, ребята у нас добрые. Они пожалеют, погладят твоих деток. Ребята, а как называют маленьких деток у кошечки-мамы?
Дети: Котята.
Воспитатель: Как мама-кошка зовёт своих котят?
Дети: Мяу! (громко)
Воспитатель: А как котята ей отвечают?
Дети: Мяу! (тихо)
Воспитатель: Давайте возьмём котят на руки, прижмём ласково к себе, погладим их. Скажем: головка, спинка, хвостик.
(Дети выполняют инсценировку «Погладь кошку»).
Воспитатель: Отпустим котят, пусть бегут домой к маме-кошке.
Киска: Спасибо вам, ребята. Вы очень добрые и очень любите животных.
Дети: До свидания, киска!
Сюрпризный момент Воспитатель: Что это за чудо-коробочка у нас в группе появилась? Давайте её откроем.
(Открывают коробочку, оттуда выпрыгивает лягушка).
Воспитатель: Кто это, ребята?
Дети: Лягушка.
Воспитатель: Как она кричит?
Дети: Ква-ква-ква!
Воспитатель: Из какой сказки она прискакала?
Дети: Из сказки «Теремок».
Воспитатель: Она, наверное, заблудилась. Шла в теремок, а попала к нам в детский сад. Давайте мы ей поможем найти дорогу домой. Расскажем ей сказку «Теремок».
(Физкультминутка — сказка «Теремок»)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что ещё у нас в коробке есть?
(Вытаскивает дедку и бабку и репку) Ребята, поможем дедушке и бабушке вытащить репку.
Выполняется ритмичная сказка «Репка»
Воспитатель: Для бабушки и дедушки нарубим капусты.
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Воспитатель (вынимает из коробки ленточки по цвету радуги): Ребята, посмотрите, какие разноцветные ленточки в коробочке были. На что они похожи?
Дети: На радугу.
Воспитатель: Давайте потанцуем с ними.
(Исполняется танец с ленточками).
Самостоятельная деятельность детей В конце танца из ленточек дети выкладывают радугу.
Воспитатель: Вот какая радуга у нас получилась!
Подведение итогов «Ребята, вам понравилось играть пальчиками? Что понравилось больше всего?» (ответы детей)

Пальчиковые игры для детей 3–4 лет

Пальчиковая гимнастика в младшей группе

Пальчиковую гимнастику можно встраивать органично почти в любое занятие

Таблица: упражнение «Пальчики»

Текст Действие
Данное упражнение поможет проработать каждый пальчик отдельно.

  1. Ставим ладошки перед собой.
  2. Левую ладонь разворачиваем к себе.
  3. Правой рукой (начиная с мизинца) будем сгибать и разгибать пальчик, пока произносим одну строку.
  4. В конце строки загибаем пальчик и переходим к следующему.
  5. Потом меняем руки и повторяем с самого начала.
Этот пальчик хочет спать, Загибаем мизинец правой рукой и переходим к безымянному.
Этот пальчик — прыг в кровать, Загибаем безымянный.
Этот пальчик прикорнул, Загибаем средний.
Этот пальчик уж заснул, Загибаем указательный.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди!
Работаем с большим пальцем левой руки, произносим шёпотом.
Встали пальчики, ура,
В детский сад идти пора!
Произносим бодро, сжимая и разжимая кулачки.

Видео: пальчиковая гимнастика «Солнышко встало»

Текст:

  • Утро настало. Солнышко встало.
    — Эй, братец Федя,
    Разбуди соседей!
    — Вставай, Большак!
    — Вставай, Указка!
    — Вставай, Серёдка!
    — Вставай, Сиротка!
    — И Крошка-Митрошка!
    — Привет, Ладошка!
    Все потянулись и проснулись.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Ветер»

Текст Действие
Ветер дует, задувает, Подуть на ладони.
Пальму в стороны качает, Изображать качающееся дерево (ручки вытянуть вверх и помахать ими).
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Пошевелить пальчиками.
Чайка над водой летает Кисти перекрещены; помахать ими.
И за рыбками ныряет. Ладони сложены лодочкой и прижаты друг к другу, выполнять ими ныряющие движения.
Под водой на глубине Кисти прижаты у основания, ладошки смотрят друг на друга, пальчики согнуты.
Крокодил лежит на дне. Открывать и закрывать «пасть крокодила».

Таблица: пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Текст Действие
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
И медведь, и Буратино,
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
Загибают поочерёдно все пальчики на одной руке
Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают поочерёдно пальчики.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

При проведении игры рекомендуется использовать игрушки или картинки.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Колобок — румяный бок»

Текст Действие
Колобок — румяный бок,
Укатился за порог!
Левая кисть лежит на столе ладонью вверх. Правой ладонью круговыми движениями «катаем» шарик — водим поверх левой ладошки.
Скок-поскок, скок-поскок,
Укатился за порог!
Правую ладонь сжать в кулачок и послогово с небольшим надавливанием «пройтись» кулачком, как молоточком, по подушечкам пальцев левой руки. На шестой слог — кулачком «стукнуть» в середину ладони, закончить круговыми движениями.
Покатился Колобок
По тропинке во лесок!
Скок-поскок, скок-поскок,
По тропинке во лесок!
Поменять руки, выполнять движения из предыдущей части.
Встретил он в лесу Зайчонка, Двумя пальчиками каждой руки изображаем «ушки» зайчика, слегка сгибая и разгибая — указательный и средний подняты вверх, остальные прижаты к ладони.
И зубастого Волчонка, «Устрашающе» сжимаем и разжимаем все пальцы на двух руках.
Мишку косолапого. Кулачки сжать и послогово «потопать» по столу.
А Лисичка Колобка
Хвать! Взяла и сцапала!
Пальцы обеих рук быстро соединить в замок.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Снежок»

Текст Действие
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Показываем, как лепили в ладошках.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз — подбросим.
Поднимаем руки вверх.
Два — поймаем. Прижимаем руки к груди, как будто поймали мяч.
Три — уроним.
И… сломаем.
Опускаем руки вниз.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Снежинка»

Текст Действие
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки.
В ладошке вода. Разжать кулаки.
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
Как видно, ладошки мои горячи.
Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Клён»

Текст Действие
За окном сосулька тает,
Ветер тучи рвёт в клочки.
Сжимать и разжимать ладошки.
Разжимает, разжимает
Клён тугие кулачки.
Пальцы в «замочек», с усилием тянуть руки в разные стороны.
Прислонился он к окошку,
И, едва растает снег,
Пальчики «здороваются» с большим по два раза каждый, начиная с указательного.
Мне зелёную ладошку
Клён протянет раньше всех.
Трясти кистями рук, пальцы вверх.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Колобок»

Текст Действие
Я колобок, колобок, Катают в руках воображаемый колобок.
По сусекам скребён, Правой ладонью скребут по левой ладони.
По амбару метён, Имитируют подметание пола.
На сметане мешан, Делают круговые движения кистью правой руки.
В печку сажен, Показывают обе руки, вытянутые вперёд.
На окошке стужен, Рисуют руками окошко.
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл.
Перебирают указательным и средним пальцем («шагают» пальцами)

Таблица: пальчиковая гимнастика «У Оленя»

Текст Действие
У Оленя Изображаем рога, приставив к голове руки с растопыренными пальцами
Дом Соединяем под углом кончики пальцев на ладонях, изображая крышу над головой
Большой, Разводим руки в стороны, показывая, какой большой у него дом
Он глядит в своё окно. Держим одну руку горизонтально на уровне груди, ладонью второй руки подпираем голову, локоть стоит на первой руке.
Зайка по лесу бежит, Пальцами изображаем бегущего зайца.
В дверь к нему стучит:
— Тук-тук, дверь открой,
Изображаем стук в дверь.
Там в лесу Показываем через плечо за спину большим пальцем кулака.
Охотник Показываем, как охотник целится из ружья.
Злой! Корчим страшную рожицу.
— Поскорее забегай, Имитируем открывание двери.
Лапку мне давай. Жмём малышу руку.

Игра предполагает использование музыкального сопровождения (будет очень хорошо, если аккомпаниатор будет ловить темп, заданный детьми). Слова пропеваем, упражнение повторяем несколько раз, увеличивая при этом темп.

Источники

  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/palchikovaya-gimnastika-vo-vtoroy-mladshey-gruppe.html
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/zanyatiya-palchikovoj-gimnastikoj-v-detskom-sadu-dlya-detej-3-4-let
  • https://sibmama.ru/palchikovie_igri.htm
  • https://pedsovet.su/dou/6797_palchikovaya_gymnastika_dlya_detey_3_4_let
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/palchikovye-igry-dlya-detej-3-4-let

[свернуть]

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять