История и возникновение физической культуры

Развитие физической культуры и спорта – исторический аспект

возникновение физкультуры

Общие положения

История физической культуры в России, заключается в 3 – х главных составляющих:
1. история
2. физическая культура
3. спорт
История – этот термин произошел еще в древней Греции, и означал рассказ о прошлой жизни общества. Греки говорили: «Historia est magistra vita», что в переводе: «История – наставник жизни».
Физическая культура – понятие из 90х годов 19 века, введенное в Англии и США. В Россию термин пришел в 1908 – 1910 годах. Под этим словами подразумевалось: физическое воспитание людей, образование и укрепление их здоровья.
Физическая культура стала, как неотъемлемая часть жизни общества, стала совокупностью норм и знаний, направленных на активность человека, гармоничное развитие, формирование здорового образа жизни.
Физическая культура включает в себя систему физического воспитания, научные знания, модернизацию спорта и спортивных достижений. Это правильный режим труда и отдыха, а так же использование природы (воды, солнца и воздуха) в целях оздоровления организма.
Спорт – термин произошел от латинского слова «disportare», что означает «развлекайся» . Под этим словом подразумевается соревновательная деятельность, обучение и подготовка к ней, а также определенные нормы и достижения, которые относятся к этой деятельности.
История просматривает эволюцию спорта и физической культуры с древних времён и до нашего времени. Из этого складывается целое направление в спортивной науке.
Предметом изучения спортивной науки является человек и человеческое общество, его развитие физическое развитие и совершенствование на различных ступенях существования.
История физ. культуры и спорта – это наука, исследующая и изучающая прошлое, помогающая познать настоящее и выявить тенденцию развития в будущем. Наука включает в себя отдельные сегменты педагогических и исторических знаний.
История физической культуры и спорта в спортивной науке – это основа гуманитарного образования. Главной составляющей данного предмета является: историография и источниковедение, степень изучения, которых, определяет её успехи как учебной дисциплины.
Предмет истории физической культуры и спорта тесно связан с такими научными дисциплинами как:
– физическая культура
– спорт с социологических позиций
– спортивно-педагогические позиции
– медико – биологические позиции
– теоретико – педагогические позиции
История физической культуры и спорта оказывает большое педагогическое и образовательное значение и решает такие ключевые задачи как:
– становление и развитие физической культуры и спорта в различные периоды развития человеческого общества;
– раскрытие значения и роли на жизнь социума в различные этапы его развития;
– способы формирования научного мировоззрения, воспитание патриотизма и интернационализма;
– формирование любви к профессии педагога и тренера;
– способы повышения педагогической культуры и пополнение знаний в области физической культуры и спорта.
Истории физической культуры и спорта отводится важное место в учении теоретико-педагогических дисциплин, которые изучаются в академиях и профильный институтах. Она относится к специализированным дисциплинам и помогает учащимся более чутко познать тонкости своей будущей профессии.
Вместе с нашей страной, история физической культуры и спорта в России преодолела несколько этапов:
5 сентября 1991 года на V съезде народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик был признан статус автономных государств как субъектов международного права. Таким образом, был получен юридический статус для возможности вступления в спортивные интернациональные объединения.
8 декабря 1991 года руководители России, Белоруссии и Украины объявили о роспуске Союза Советских Социалистических Республик, и, одновременно, было провозглашено образование СНГ.
В конце 1991 года начали упразднять все структуры государственного управления страной, к ним относилось и физкультурное движение.
В связи с разрушением государственных, а так же общественных союзнических структур управления физической культуры и спорта, начинается сокращение финансирования спорта. Лишившись поддержки, многие одаренные спортсмены и тренеры покидают Родину и выезжают за границу. Отечественный спорт, сильный и непобедимый ранее, переживает кризис. Начинается поиск решений. В первую очередь необходимо было создать новые государственные и общественные органы управления физической культурой и спортом в России.
В формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом вошли организации:
1. Комитет содействия олимпийскому движению. Данные комитет был утверждён 28 ноября 1991 года и был ориентирован на подготовку спортсменов к участию в Олимпийских играх 1992 года. Одновременно начал подготовку к Олимпийским играм и Всероссийский олимпийский комитет, созданный 1 декабря 1989 года
25 января 1992 года, до зимних Олимпийских игр, встретились Президент РФ Ельцин и Президент МОК Самаранч. На повестке дня обсуждалось участие стран Содружества Независимых Государств в Олимпийских играх 1992 года и дальнейшие перспективы спорта в России.
Комитет по физической культуре сформировался в 1992 году. Созданный ранее Комитет Содействия выполнил возложенные на него организационные функции, и в конце 1992 года был преобразован в Комитет РФ по физической культуре.
Комитету предназначалось решить важные задачи: разработать и внедрить в массы государственные программы физического воспитания, провести пропаганду спорта и здорового образа жизни. Подготовкой спортсменов и повышением их квалификации.
В марте 1993 года с подачи комитета по физической культуре были приняты Основы законодательства –«О физической культуре и спорте». Были установлены ключевые принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и, конечно же, спорта. Данный документ считался основой законотворческой деятельности регионов страны.
В начале июня 1994 года был подписан Указ Президента Российской Федерации о создании Госкомитета по физической культуре и туризму.
В стране продолжались поиски новых методов совершенствования системы управления физической культурой и спортом. Но, в связи с отсутствием нормативной и правовой базы, поиск эффективных решений был затруднен. Особенно страдали направления:
усовершенствование в стране профессионального спорта, субсидирование массового и элитного спорта.
В 1999 году был принят закон «О физической культуре и спорте в РФ» и подписан Президентом 29 – го апреля. Закон установил правовые, экономические, организационные и социальные нормы деятельности физкультурных и спортивных организаций. А так же определил принципы государственной политики в области физической культуры, спорта и олимпийского движения в России.
Закон обозначил меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта. Кроме того, было установлено, что физическому воспитанию населения содействует Всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье».
В Законе чётко расписаны функции, обязанности и права органов государственной власти, работающих в области спорта.

Физическая культура

Физи́ческая культу́ра (греч. φύσις — «природа» и лат. cultura — «возделывание земли», кратко — физкультура, на школьном сленге — физ-ра, физра) — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья человека в процессе осознанной двигательной активности.

Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития [1] .

Не следует путать 2 разных понятия — физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

История физической культуры

Многочисленные спортсмены и любители спорта все больше интересуются историей физической культуры. Они хотели бы ознакомиться с формами состязаний, системами физического воспитания, спортивными идеалами различных эпох, достижениями, которых добивалось человечество в разные периоды.

При рассмотрении исторического процесса выделяют целенаправленные и планомерные усилия, которые предпринимали люди различных эпох в области физической культуры. Сюда относятся физическое воспитание детей, военная подготовка, гигиенические и лечебные двигательные упражнения, игры и традиционные состязания. В то же время физическая культура, постоянно обогащающая арсенал своих средств элементами физических упражнений, заимствуемыми из процессов трудовой и военной деятельности, проявляется не только как опора воспитания и здравоохранения, она также удовлетворяет потребности общества, связанные с развитием эмоциональных представлений, снятием напряжения, развлечением и сохранением энергии. В конечном счете, синтез истории физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком, формирования все более совершенного человеческого естества, сознания, регулирования социального общежития, а также развитие соответствующих традиций, институтов и организаций.

Область физической культуры точно так же, как архитектура, литература, искусство и прочие общественные явления, имеет свои специфические закономерности. В связи с этим она развивается и самостоятельно; ее содержание, организационные формы, сфера действия постоянно интегрируется и дифференцируются. Однако определяющую роль в ее развитии играет материальная база общества, его строй и вытекающие из него цели и задачи. Цепь взаимосвязей дополняют такие виды социальной деятельности, влияющие на физическую культуру, как техника, военное искусство, политика, право, здравоохранение, воспитание, религия, эстетика, равно как и уровень культурных потребностей, местные обычаи и возможности. Таким образом, если мы хотим сделать определенные выводы о прошлом физической культуры необходимо постоянно иметь в виду:

а) каковы были содержание и основные задачи физической культуры, иными словами, как складывалась историческая практика физического воспитания и спорта в отдельных общественных формациях;

б) как проявлялись специфические законы развития физической культуры в условиях определяющего влияния общественных потребностей. Каким образом общественные отношения, связанные с физической культурой в целом, формируют цели, задачи, систему институтов физического воспитания и спортивной деятельности, систему средств, изменяющуюся по мере изменения целей. Через какие передаточные механизмы оказывает физическая культура свое воздействие на общественные отношения и на формирование облика человека данной эпохи;

в) когда и под влиянием каких факторов рождаются, а также претворяются в жизнь (либо оттесняются на задний план) теории и научные открытия, связанные с развитием физической культуры.

Не следует забывать, что периоды развития физической культуры всегда проявляются как части культуры, определяемой господствующими классами или общественными устремлениями. Иными словами, в характере физической культуры отражаются потребности, стиль жизни классов и слоев, владеющих властью. Но поскольку развитие физической культуры требует постоянной творческой деятельности, физическая культура любого общества не может быть лишена определенного общенародного содержания. В этом смысле можно говорить об этнических или национальных особенностях физической культуры той или иной страны.

При рассмотрении истории физической культуры чрезвычайно важно подчеркнуть диалектику всеобщего развития и развития так называемых региональных единиц. Даже в рамках самого всеобъемлющего синтеза резко выделяется влияние специфических этнических особенностей отдельных народов и наций. Однако главный предмет анализа составляет всеобщая, универсальная физическая культура человека, которая одновременно является источником и одним из определяющих факторов развития физической культуры в национальных рамках. В классовых общественных формациях такое взаимодействие осуществляется в условиях острых конфронтаций. Господствующие нации тормозят либо извращают развитие физической культуры угнетенных народов. В связи с возникающим в результате этого противоречивым воздействием подчас создавалась ситуация, при которой институты физической культуры открыто вовлекались в сферу политических столкновений.

Истоки физической культуры

Предыстория физической культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий существования. Вопрос заключается в том, какие факторы в этих условиях, в непрекращающейся борьбе с природой, побудили наших предков разработать комплекс физических упражнений, служащих формированию человека.

Некоторые отечественные позитивистские историки довольствовались утверждением, что “спорт вечен”, что спорт “создавался вместе с человеком”. Буржуазные авторы международных трудов по истории спорта объясняют сложную проблему происхождения спорта, исходя из трех гипотез: из теории игры в духе Шиллера; из теории магии, впервые изложенной Рейнаком; из теории излишней энергии, сформулированной Спенсером. Следует учесть, что Шиллер, Рейнак и Спенсер формулировали свои мысли применительно к развитию деятельности, связанной с играми и искусством в узком смысле слова, и их положения в настоящее время уже вышли за рамки этой области.

Н. Пономарев в своей монографии “Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания” пришел к выводу о том, что человек стал человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого человеческого тела, организма человека как главной производительной силы. В этом развитии ключевую роль играла охота как форма работы. Использование средств труда для целей охоты требовало качественно новых навыков движений, прежде всего увеличения воздействия силы, навыков быстроты, выносливости и активности в работе.

Рассмотрим физическую культуру в различные эпохи развития человечества:

1. В древние времена для человека главным источником существования была охота на крупных животных. Он создал метательное орудие с костяным наконечником. Удачную охоту на животных можно было обеспечить только с помощью заранее изготовленных и опробованных средств, организованных совместных действий всех членов клана. В процессе этого древний человек научился наиболее рационально использовать в качестве метательного оружия разнообразные предметы. Он открыл для себя способ метания, значительно увеличивающий дальность полета. В процессе применения метательного оружия он, владея своими мышцами, мог рассчитывать затрачиваемую энергию в зависимости от отдаленности цели, координировать собственные движения. Овладение жизненно необходимыми навыками движения происходило путем наблюдения, копирования. Древний человек все чаще наблюдал и применял те закономерности в движениях, с помощью которых можно было преодолеть водные препятствия, рыхлый снег, топкие, болотистые места. Применявшийся при охоте или при спасении бегством от противника бег и прыжки через препятствия начали самостоятельное развитие в магических действиях. Появились синтезированные формы бега на расстояние, прыжков, танцевальных и метательных движений.

2. В эпоху мезолита и неолита, главными источниками существования человека стали земледелие и животноводство. В физической культуре народов, занимавшихся пастушеством, потеряли свою жизненную важность бег, прыжки, метание и преследование дичи. На передний план выдвинулась верховая езда. Появился интерес к поднятию тяжестей, танцам, медитациям типа йоги, основывавшимся на верованиях, связанных с плодородием. Обострилась борьба за лучшие земли и территории. Это вызвало необходимость усложнения процесса подготовки юношества к самостоятельной жизни. Стали проводить схватки поединков для “пробы сил”. Важное значение стала иметь военная подготовка. Возникли постоянные ритуальные центра проведения состязаний: Карнак, Марас, Пампас, Олимпия, Куфферн.

3. В эпоху перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу возник эстетический идеал наделенного сверхъестественными телесными и духовными способностями легендарного героя, который осмеливался вступать в борьбу с потусторонними силами. Гильгамес у вавилонян, Озирис у египтян, Геракл, Прометей и Ахиллес у греков – все они были непобедимыми мастерами борьбы. Нет охотников более ловких, лучших, чем они, бегунов, метателей диска, камни или копья. Человечество, у которого проснулось самосознание, возвеличивая себя до героев своей фантазии, начало бросать вызов силам природы. Появился будущий идеал физической культуры нарождавшейся рабовладельческой эпохи – которого еще не сломила социальная несправедливость – сильный, гордый и победоносный титан. Процесс разложения физической культуры первобытнообщинного строя, происходивший с VII тысячелетия до нашей эры и до эпохи расцвета Римской империи, охватывал сравнительно небольшую часть заселенной территории Земли. Ее остатки сохранились вплоть до распространения современной цивилизации на Севере, в тропической и субтропической Африке.

По словам норвежского путешественника К. Лумхольца, тарахумары способны проводить состязания по бегу на дистанции длиной в несколько сот километров. Эти способности связаны с преследованием дичи и суровыми природными условиями. Восточноафриканские вахумы способны, отталкиваясь босыми ногами от низкой термитной кучи, прыгнуть вверх на высоту свыше двух метров. Условия жизни вынуждают их в первую очередь развивать прыгучесть, что является главным критерием в обряде посвящения в мужчины. Тот, кто во время испытаний не способен прыгнуть выше своего роста, не может попасть в число полноправных мужчин своего племени. Из приведенных выше сведений видно, что первобытная физическая культура сочетала в себе личную физическую подготовку каждого члена племени и воспитание у соплеменников чувства общности.

В развитии физической культуры первобытнообщинного строя дважды происходил качественный скачок. В ходе первого – охота на крупных животных вызвала к жизни обособившуюся от процесса труда и постепенно совершенствующуюся систему движений, и ее перенос на другие области жизни. В рамках возникшей новой сферы деятельности (физическое воспитание) началась дифференциация непосредственно полезных телесных упражнений, танцевальных движений и игровых элементов. Входе второго скачка – в эпоху разложения первобытнообщинного строя – возникли нормы подготовки и отбора, которые стали средствами общественного подчинения. От основных элементов форм движений, сложившихся в рамках первобытной магии, через противоречивые условия классовых обществ человечество пришло к высокой степени систем движения физической культуры наших дней. В ходе этого процесса материал движений физической культуры постоянно подвергался стилизации, дифференциации и интеграции. Но даже в наиболее развитых видах физкультурной и спортивной деятельности таятся элементы, отражающие стремление человека к покорению природы, которые либо порознь, либо в сочетании друг с другом вросли в сегодняшнюю физическую культуру. Так, например:

а) за играми с мячом, тяжелой атлетикой, толканием ядра и охотой стоят производственные процессы;

б) за конным спортом, бегом, прыжками, автогонками, лыжным и конькобежным спортом, соревнованиями судов – виды деятельности, связанные с передвижением и преодолением препятствий, и соответственно средства достижения этого;

в) за плаванием и полетами – движения, подмеченные в природе;

г) за лечебной гимнастикой и массажем – опыт врачевания;

д) за соревнованиями по стрельбе, метанием копья и диска, борьбой и массовыми выступлениями физкультурников проглядываются отдельные боевые действия или их элементы.

Возникновение и распространение физической культуры

Проблема развития содержания физической культуры тесно связана с вопросом ее возникновения и распространения. Значительная часть спортивных историографов рассматривают содержание и институты физической культуры той или иной эпохи как нечто данное. Другие же занимаются поисками того единственного места на земле, откуда все пошло. Действительно, элементы физических упражнений – и это хорошо заметно в отношении подвижных игр и различных видов спортивной борьбы – кочуют точно так же, как мотивы народных сказок. Они переходят из одной местности в другую и, обогатившись местным опытом, превращаются в новые элементы стиля, формы игр.

Ни одна физическая культура не возникает из ничего или путем простого заимствования. Новые системы всегда создаются как наследие прошлого. Заимствованные элементы приспосабливаются к существующим жизнеспособным формам. В процессе развития они освобождаются от своей прежней социальной роли, а затем, приспособившись к изменившимся потребностям, становятся органической частью складывающегося нового главного содержания. Изменение общественной формы физической культуры лишь в самых редких случаях происходит скачкообразно и бесконфликтно. Поскольку отдельный человек овладевает физическими упражнениями и играми только как член более или менее замкнутого коллектива, наряду с главными тенденциями преобразования могут сохраняться и традиционные обычаи.

В то же время заслуживает внимания то обстоятельство, что в области физической культуры – так же, как и в искусстве, – иногда могут возникать поразительно сходные элементы и в полностью изолированных друг от друга районах, если они становятся необходимыми ввиду аналогичных общественно-экономических условий. В подобных случаях спортивно-игровая фантазия данных народов создает в зависимости от географических условий соответствующие достигнутому уровню общественного развития формы физической культуры, служащие целям боевой подготовки, здравоохранения, воспитания и развлечения.

В распространении отдельных видов физической культуры, формировании ее местных особенностей исключительно устойчивую роль играют традиции. В Канаде на основе имеющей многовековую традицию индейской игры “рекет” национальной игрой стал “лакросс”. Индия и Пакистан, располагающие тысячелетней традицией игры в мяч с палкой, увековечили ее в хоккее на траве, а футбол латиноамериканских народов отражает черты стиля древнего искусства игры в мяч.

Формальная сторона развития физической культуры весьма изменчива. Время от времени господствующее положение начинают занимать одни системы движений, виды физической подготовки, состязания, виды спорта, типы занятий по физическому воспитанию, системы тренировок, другие же оттесняются на задний план. Однако опыт, полученный от них, продолжает жить, развиваться и подчас проявляется в совершенно иных областях. Мало кто знает, что такие понятия, как тренинг, старт, митинг, матч, гандикап, фит, дресс, допинг, классис, кентер и кондиция, заимствованы из конного спорта. Другие формы и элементы (олимпийские игры, обязательное физическое воспитание) были забыты на сотни лет, чтобы затем вновь возродиться на более высоком уровне, при изменившихся условиях. В принципе физическими упражнениями, спортом могут стать самые различные виды человеческой деятельности. История физической культуры наших дней как раз свидетельствует о том, что будущее может создать такие “виды спорта”, о которых мы сейчас, и не подозреваем. Однако многообразие экспериментов, форм и методов не исключает осуществление закономерностей развития физической культуры. Формы движения, утрачивающие содержательную ценность или мотивирующую роль, закономерно отмирают со временем.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять