Лыжная подготовка - классификация способов и техник передвижения. Методическая разработка «Лыжная подготовка старших дошкольников как один из способов физического развития в ДОУ»

Лыжная подготовка ❄️ способы и особенности передвижения на лыжах, классификация и виды техник, подготовка к соревнованиям, упражнения и уроки к выполнению

Процесс обучения

Обучение проводится в несколько этапов. Урок состоит из трёх частей: подготовительная (20 минут), основная (75 минут) и заключительная (5 минут). Первое занятие считается ознакомительным. Дети учатся следующему:

  • правильная подготовка оборудования к преодолению горных троп;
  • выявление требований, которым должно отвечать основное снаряжение для спорта: крепления, палки, мази.

Первое занятие проводится с целью проверки умения детей ходить на лыжах. Последующие уроки начинаются с отработки строевых приёмов на месте и в движении. Будущие лыжники знакомятся с профилактикой обморожений. Если температура окружающей среды низкая, должен выполняться медленный бег без лыж на протяжении 5 минут. Способ эффективен от обморожения пальцев ног.

Другие особенности обучения:

  1. Первые занятия проводятся в максимально благоприятных условиях: исключение скоростного режима, отказ от быстрого спуска, выполнение упражнений на пологих склонах холмов и в облегчённой форме одежды.
  2. Применение ходьбы по лыжне и целине, но без палок.
  3. Требования к площадке для обучения: отсутствие ветра, возможность проложить 1−2 замкнутые лыжни, а в центре снаряжение для преподавателя, наличие уклона.
  4. Чтобы сэкономить время и исключить травмы, рекомендуется проводить занятия на коротких склонах. На такой площадке дети или туристы не могут набрать большую скорость, а при необходимости способны тормозить в нужный момент.

Классические упражнения по передвижению на снаряжении включаются в каждое занятие. Они выполняются в основной части урока. Физические нагрузки возрастают постепенно, что способствуют развитию выносливости и скорости в перемещении на лыжах. Если ученики выполняют шаги колонной, наиболее подготовленный учащийся является замыкающим.

В его задачи входит:

  • руководство движением;
  • оказание помощи отстающим и одновременное сообщение по колонне преподавателю о травме, поломке снаряжения.

Чтобы в строю была дисциплина, учитель обязан строго пресекать любые нарушения.

Одновременное одношаговое движение

Это движение выполняется нажатием руки и встряхиванием ног (вправо или влево) на каждом шаге скольжения. Лучше всего толкать попеременно правой и левой ногой. У него есть два варианта: быстрый и длинный.

В высокоскоростном варианте толкание ногой происходит при движении рук вперед, в удлиненном варианте толкание ногой начинается после окончания движения рук вперед.

Когда вы делаете этот шаг, одна рука отбрасывается на каждые два шага. На первом этапе руки, согнутые в локтевых суставах, качнулись вперед, чтобы освободить от себя кольца полюсов. По окончании второго этапа руки начинают тянуть одновременно. Во время отталкивания нога мухи прикрепляется к опорной ноге и начинает скользить по двум лыжам.

Одновременный двухшаговый ход конька

Используется на разных участках линии. Особенно эффективен на восхождениях. Обе лыжи устанавливаются под углом около 40 градусов к направлению движения, выполняют две ступени скользящего конька и одну отталкивающуюся с помощью палки. Затем эти движения повторяются. На первом этапе пробежки оба полюса движутся вперед сметливым движением, затем ставятся на базу и бросок начинается, а на втором бросок с помощью полюсов завершается. При установке столбов на опору правая или левая нога может находиться впереди. Это является основанием для различия между правым и левым вариантом одновременного двухшагового катания. Обе версии должны быть освоены одинаково хорошо. На ровной местности и мягких спусках с хорошим скольжением уменьшается угол наклона лыж и используется так называемый двухступенчатый вариант одновременного катания, при котором отталкивание с палками начинается чуть позже из-за более высокой скорости, это выполняется на второй ступени.

Она состоит из повторения двух этапов катания и двух одновременных ударов рукой. Одновременное размахивание и нажатие рук выполняет каждый шаг. Лыжи скользят постоянно под углом 15-20 градусов к направлению движения. Это самый быстрый из лыжных склонов. В своей технической конструкции он позволяет развивать высокую скорость на ровных поверхностях, плавные подъемы и спуски, а также при старте, обгоне конкурентов, при целевом ускорении.

Она состоит из повторений двух шагов катания на коньках и двух попеременных ударов руками. Движения рук и ног близки к естественным движениям при ходьбе и беге, а также к движениям чередующихся классических двухшаговых ходьбы. Структура движений позволяет развивать самую высокую частоту движений среди конькобежных движений, а менее сильные толчки рук и ног повышают эффективность движений. Поэтому этот курс предпочитают лыжники с низким уровнем мастерства, в то время как лыжники и спортсмены предпочитают другие, более быстрые коньки. В основном они используют коньки, которые чередуются между использованием на крутых склонах и преодолением их с «скользящим рисунком елочки».

Он используется для дальнейшего увеличения скорости, уже достигнутой на ровной местности, на пологих склонах, во время разгона в отличных условиях скольжения, когда все рывковые движения рук оказывают тормозной эффект. Активные движения ног только во время переменных ударов обеспечивают повышенную скорость. Кузов лыжника постоянно наклонен под углом 35-45 градусов, что приводит к большей устойчивости и меньшему сопротивлению встречному потоку воздуха на высокой скорости. Глубокое сиденье увеличивает продолжительность активного удара. Руки лыжника либо раскачиваются вперед и назад, что увеличивает скорость и предотвращает скручивание тела, либо прижимаются к телу. Существует два типа движений, основанных на этой функции: с одним взмахом и без взмаха руки.

При катании на коньках с руками в галстуке-бабочке палки держат как можно горизонтальнее по весу, всегда с кольцами за туловищем. Активные движения вперед и назад сочетаются с работой ног на каждом шагу, как при обычной ходьбе или беге.

При катании на коньках без качелей рук согнутые перед грудью руки прижимают палки к верхней части туловища и держат их горизонтально с кольцами за туловищем. Их часто зажимают под рычагами, чтобы уменьшить силу сопротивления воздуха.

3. Пособия и оборудование, используемые на занятии:

– Лыжи.

Скатные и неровные техники

Использование одной или другой стойки спуска, когда вес тела равномерно распределяется на обеих лыжах через середину зоны опоры, позволяет поддерживать равновесие, предотвращает опрокидывание тела, обеспечивает контроль над лыжами, снижает сопротивление встречного потока воздуха.

Характерен небольшой изгиб ног в коленных суставах (около 150 градусов) и почти одинаковый угол наклона туловища и голеней. В этом случае руки опускаются и наклоняются в локтевых суставах наполовину под углом, руки находятся непосредственно перед коленями, палки должны держать кольца за туловищем.

Он обеспечивает наименьшее сопротивление противотоку воздуха, так как ноги немного больше согнуты в коленных суставах (ок. 130 градусов), а наклон ствола почти параллелен уклону. Это создает условия для наилучшего перерыва в спуске по сравнению с другими типами реквизита. Вариант средней рамы — рама для отдыха, в которой лыжник слегка растягивает ноги на коленях, увеличивает наклон ствола, поддерживает предплечья на бедрах и почти соединяет руки. Такое положение создает благоприятные условия для снижения напряжения в мышцах туловища, ног и рук. Благодаря этим преимуществам средний класс является наиболее распространенным на практике, что делает его главной опорой.

Он совершает спуск с наибольшим сгибанием ног в коленных суставах и держит туловище параллельно склону. Стойки прижимаются к туловищу и направляются назад через кольца на задней стороне туловища. Такое положение лыжника на склоне очень утомляет мышцы ног и является неустойчивым. Техника прохождения нарушений

Среди неровностей на склоне наиболее распространены холмы, впадины, валики и встречные склоны. На этих отрезках склонов основной задачей является предотвращение падения из-за потери равновесия. Это достигается путем выпрямления траектории центра тяжести тела лыжника. Если неровности поднимают лыжника, он должен сесть и занять низкое положение. Если бугорок опускает его, лыжник должен стоять в более высокой стойке. На разных склонах лыжник часто сталкивается с внезапным изменением состояния снежного покрова. В этих условиях происходит резкое падение скорости, и чтобы не упасть вперед, лыжник должен повернуть свое тело назад и двигаться на одну ногу вперед.

На спусках используются методы торможения, тормоза для снижения высокой скорости, развиваемой на ходу. Торможение со стопом ( полупахом) Запускайте лыжи, чтобы немного снизить скорость. Сначала лыжник переносит вес тела на лыжи, бегущие в направлении движения. Каблук второй лыжи отталкивается в сторону, лыжа накреняется и обертывается вокруг внутреннего ребра, замедляя ход. Степень снижения скорости зависит от угла поворота тормозных лыж в сторону, размера креплений и их воздействия на вес кузова. Чтобы избежать изгиба, лыжи необходимо носить на той же высоте. Торможение останавливается путем размещения тормозных лыж параллельно прямой лыже.

Прыжки с трамплина

Прыжки на лыжах – это вид спорта, который включает в себя прыжки на лыжах со специально оборудованных трамплинов. Это самостоятельный вид спорта, однако, он также является неотъемлемой частью программы Nordic Combined. Они являются членами Международной федерации лыжного спорта.

В национальной сборной представлены четыре спортсмена.

Техника (стиль) прыжков оценивается пятью судьями (максимум 20 баллов); баллы за дистанцию прыжков (по специальной таблице) добавляются к баллам судей. Результат участника определяется суммой очков двух судейских попыток.

Фристайл

Фристайл – это вид катания на лыжах и сноуборде. Дисциплина фристайла включает в себя лыжную акробатику, лыжный кросс и могулы. Лыжный балет – одна из дисциплин вольного стиля, существовавшая до 1999 года, когда она была исключена из официальных соревнований. Она состояла из спуска на лыжах под аккомпанемент музыки, демонстрирующей элементы скольжения, степинга, вращения и прыжков с трамплина.

В программу зимних Олимпийских игр по фристайлу входят могулы, лыжная акробатика и ски кросс.

Курс для магнатов предполагает спуск по ухабистому склону. Во время дистанции каждый спортсмен должен совершить два прыжка из специально сконструированных прыжков.

Соревнования по лыжной акробатике включают в себя квалификацию и финал. В каждой дисциплине спортсмены выполняют два прыжка со специально построенного трамплина.

Соревнования по лыжному кросс-кроссу состоят из квалификационного и финального раундов. В квалификационном раунде спортсмены преодолевают трассу длиной около 1000 метров со скоростными поворотами и препятствиями. 32 спортсмена, показавшие лучшее время в финальном раунде, разделились на группы по четыре человека и соревнуются за переход к следующему раунду соревнований. Два лучших спортсмена продолжают соревноваться, а проигравшие выбывают. Те, кто попадают в финальный раунд, соревнуются за медали.

Фрирайд – это катание на сноуборде или горных лыжах вне ухоженных склонов и, как правило, вне зоны обслуживания лыжной индустрии.

Переключение с одного горнолыжного склона на другой

Причиной этого являются изменения рельефа местности, условия скольжения, часто необходимые при обгоне. Чем разнообразнее рельеф местности, тем чаще меняются поезда.

Существует три отрывка, которые наиболее часто встречаются на практике:

  1. Без промежуточного шага скольжения.
  2. промежуточный этап скольжения.
  3. скользящих промежуточных шага.

Чем меньше шагов требуется для перехода, тем быстрее он будет происходить.

Переход от одновременного классического к переменному промежуточному шагу.

Это самый быстрый переход. Отталкиваясь одновременно с палками, лыжник постепенно выпрямляет верхнюю часть тела, делает скользящий шаг, качается одной рукой вперед и ставит палку на опору. Второй столб удерживается сзади. Таким образом, после первого промежуточного этапа скольжения создаются условия для дальнейших попеременных движений.

Горнолыжный спорт

Горнолыжный спорт – это спуск на специальных лыжах. Как спорт, так и популярное занятие на свежем воздухе для миллионов людей по всему миру.

Скоростной спуск – дисциплина спуска, суть которой заключается в спуске на специально подготовленную трассу.

Слалом – это катание на горных лыжах по трассе 450-500м. Во время езды по трассе спортсмены должны пройти через все ворота.

Супер – гигант – это вид соревнований по лыжам и сноуборду. Это промежуточное звено между скоростным спуском и гигантским слаломом.

Слалом гигант – это дисциплина горных лыж.

Требования к снаряжению

В подготовку к занятию входит опрятный внешний вид ученика. Отдельно предъявляются требования к подбору лыж. Учитывается рост и вес спортсмена. Крепление должно находиться в устойчивом положении. Для этого оно монтируется по центру лыжи, а снизу фиксируется надёжно ботинок. Рекомендуется использовать жесткие крепления либо резиновые аналоги.

Палки комплектуются специальными наконечниками, кольцами, ремнями для кистей. Они считаются универсальными, если регулируется длина. Ботинки подбираются по размеру ноги. Периодически они смазываются гуталином. Средство — отличное препятствие для проникновения влаги. Чтобы предупредить быстрое замерзание, нельзя зашнуровывать обувь туго, обвязывая шнурки вокруг ноги. В таком случае нарушается кровообращение.

После уроков ботинки просушиваются. Не рекомендуется использовать печку либо батарею. В противном случае обувь будет жёсткой. Ботинки надеваются на 2 носка, изготовленных из шерсти и хлопчатобумажной ткани. Описание одежды:

  • надёжная защита от ветра и холода;
  • небольшой вес;
  • удобство и комфорт.

Рекомендуется носить свитер, который будет перекрывать брюки при сильном наклоне туловища в разные стороны. Подготовка лыж к соревнованиям требует наличия головного убора и перчаток. Если тренировки проводятся в суровых районах, лучше носить шапочку, прикрывающую уши. Дополнительно используются специальные наушники. После получения инвентаря необходимо проверить его на исправность, развязав лыжи до выхода на улицу.

Чтобы предупредить появление льда на инвентаре, необходимо дать им время остыть. Лучшая профилактика травматизма — соблюдение правильной техники выполнения упражнений. Независимо от способа передвижения на лыжах соблюдается дистанция до впереди идущего ученика 3−4 м, а на спуске — до 30 м. В последнем случае запрещено выставлять вперёд палки.

Чтобы остановиться быстро, рекомендуется присесть, упасть на бок, удерживая инвентарь сзади. В конце спуска спортсмен не останавливается у подножия склона. Для выполнения прыжков с трамплина требуется специальная подготовка и лыжи. Нельзя пересекать инвентарь других спортсменов.

Принципы проведения уроков

Обучение предполагает попеременный переход от одной техники передвижения к другой. На протяжении всего курса дети обучаются новым методикам, одновременно совершенствуя предыдущие. Подобная методика соответствует специфике перемещения на лыжах. На уроках передвижение совершается во время обучения, с целью достижения учебного склона, при возвращении на базу. Установленные принципы распространяются на любой рельеф.

Чтобы повысить эффективность уроков, рекомендуется:

  • сократить количество подготовительных упражнений до минимума, которые выполняются на месте
  • заменить их специальной программой по овладению отдельными элементами скользящей техники.

Если программа составлена правильно, ученики смогут за курс приобрести навыки по управлению лыжами с учётом их веса, сохранив их параллельное расположение. В основе классификации лыжных ходов находится классический и свободный стили. В первую группу входят следующие методики:

  1. Попеременные: четырехшажная, двухшажная.
  2. Одновременные: бесшажные, основная и скоростная одношажная, двухшажная.

Свободный либо коньковый стиль характеризуется попеременными и одновременными методиками. Существует специальная схема последовательности обучения ходам. В качестве разминки выполняются упражнения на месте, но без инвентаря. На следующем этапе выполняются спортивные задачи на лыжах и на месте.

Способы выполнения двухшажного хода:

  • стойка;
  • покачивание ног, схожее на пружину;
  • одноопорное скольжение;
  • имитация «маятника», шага и прыжка.

На снегу ученики работают без палок, выполняя упражнение «самокат», имитируя плуг.

Описание подъёмов

Если задания выполняются на некрутом уклоне, соблюдается ступающий шаг. Лыжами нужно притопывать, оказывая упор на палки сзади. Другие упражнения на подъёмах:

  1. Лесенка. Выполняется на крутом склоне. Ученик поднимается правым либо левым боком, соблюдая приставные шаги. Нога поднимается с лыжей до ½ голени, параллельно передвигая лыжу на полшага вправо (влево). При выполнении упражнения тяжесть тела распределяется на две стопы. Корпус тела наклоняется незначительно вперёд, а палка размещается вблизи стопы.
  2. Полуелочка. Лучше исполнять наискось, чтобы подняться на горку. Приём выполняется по определённой технике: лыжа, которая находится по склону выше, переставляется в линии движения, а вторая с разворотом носка поперёк горы.
  3. Елочка. Подъём осуществляется при надёжном удерживании ноги креплением. Для техники характерно широкое разведение носков лыж в разные стороны. Пятки при шаге переносятся одна через другую. Лыжи ставятся на снегу внутренними ребрами: задняя часть впереди расположенного инвентаря опускается на склон против обуви стоящей на снегу ноги. Палки должны находиться сзади нижней конечности.

Сноубординг

Сноубординг – это вид спорта, который включает в себя катание на горных лыжах, акробатические элементы на специальной трассе и т.д. на сноуборде, монолыже с обтекателем, который имеет крепления для ног.

Основная часть

Проверить умение личного состава ходить на лыжах. С неумеющими ходить на лыжах первые 2 – 3 занятия проводятся отдельно под руководством наиболее подготовленных лыжников. Изучить лыжные ходы:
1. Ходьба без палок. Применяется при передвижении как вспомогательное упражнение при обучении. При ходьбе на лыжах без палок движения ног и рук чередуются, как при обыкновенной ходьбе.
2. Попеременный двухшажный ход. Применяется на разнообразной местности. Отталкиваясь правой ногой и левой палкой, выдвинуть левую ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела и скользить на левой лыже, одновременно вынести правую руку с палкой вперед. Не дожидаясь замедления, поставить правую палку на снег на уровне носка левой ноги, начать толчок, с подтягиванием правой ноги до уровня левой начать толчок левой ногой. Отталкиваясь левой ногой и правой палкой, правую ногу выдвинуть вперед и скользить на правой лыже, одновременно вынести левую руку с палкой вперед. Нога по окончании толчка полностью выпрямлена, затем, расслабляясь, сгибается в колене, при этом лыжа отрывается от снега. Рука при выносе палки вперед слегка согнута в локте, а при окончании толчка полностью выпрямляется.

3. Одновременный бесшажный ход. Применяется на раскатанных местах, по насту, льду, при переходе участков с подснежной водой и на отлогих спусках. Вынести полусогнутые руки вперед, палки поставить на снег на уровне носков ног, ноги слегка согнуты. Наклоняя туловище вперед, произвести толчок палками до полного выпрямления рук сзади. После окончания толчка, скользя на обеих лыжах, постепенно выпрямить туловище.
4. Одновременный одношажный ход. Применяется для ускорения движения на ровных участках местности и раскатанных местах при хорошем скольжении. Вынести полусогнутые руки вперед и, отталкиваясь правой ногой, выдвинуть левую ногу, поставить палки в снег на уровне носка левой лыжи. Наклоняя туловище вперед, начать толчок палками до выпрямления рук сзади, одновременно подтянуть правую ногу к левой, скользить на обеих лыжах и выпрямить туловище.

5. Одновременный двухшажный ход. Применяется при хорошем скольжении на ровных участках местности. Отталкиваясь правой ногой, выдвинуть левую ногу вперед, одновременно вынося обе руки с палками вперед-вниз. Продолжая скольжение, подтянуть правую ногу к левой и одновременно с толчком левой ноги выдвинуть вперед и правую ногу, поставить палки в снег на уровне носка выдвинутой вперед лыжи, наклоняя туловище вперед, сделать толчок палками так же, как при одновременном бесшажном ходе. Одновременно с толчком палками подтянуть левую ногу к правой, продолжая скользить на обеих лыжах, выпрямить туловище.

6. Попеременный четырехшажный ход. Применяется при передвижении по глубокому и рыхлому снегу, а также при плохом скольжении. Цикл попеременного четырехшажного хода состоит из четырех скользящих шагов. На первые два шага руки с палками поочередно выносятся вперед, на третий и четвертый скользящие шаги выполняются попеременные толчки палками. 7. Коньковый ход – одновременный двухшажный. Применяется на равнине, подъем 2 – 6 градусов, под уклон 2 – 3 градуса. Скольжение выполняется на левой ноге с отведенным в сторону под углом 16 – 24 градуса носком лыжи, подтянув к ней вторую лыжу, носок которой отведен в сторону под углом 16 – 24 градуса, кисти рук на уровне бедра левой ноги, туловище наклонено вперед. На счет “И” – отталкивание левой ногой, вынос другой ноги махом вперед – в сторону и постепенный перенос на нее массы тела с одновременным выносом полусогнутых рук вперед (обозначая скольжение на одной лыже), на счет “раз” – обозначение отталкивания руками, отталкивание правой ногой и плавный перенос тела на левую лыжу, руки сзади.

Заключительная часть

Спокойное передвижение на лыжах к месту расположения, проверку личного состава и приведение в порядок лыжного инвентаря.

Правила ухода

Лыжи деревянные и пластиковые подбираются по размеру, основываясь на массе тела и росте ученика. Рекомендуется пользоваться инвентарём без царапин, перекосов и искривлений. Длина должна соответствовать росту. Учитывается расстояние от плеча до окончания пальцев руки. Чтобы улучшить скольжение лыж по снегу, обеспечив их сцепление, используются мази и парафины.

Дополнительно составы предупреждают преждевременный износ. Если средство наносится тонким слоем, лыжи хорошо скользят, а толстый слой обеспечивает прочное сцепление при выполнении зигзагообразных упражнений, змейки. Мазь с низкой температурой скользит лучше. Специалисты советуют использовать одновременно несколько составов.

Таким способом можно добиться получения комбинированного слоя. Нужно наносить на носок, пятку и желоб скользящую мазь, а на середину — состав удерживающего типа. Чтобы обработать коньковые ходы, используется парафин. Его нужно распространить по всей поверхности. Мази, которые применяются для лыж, классифицируются на 3 группы:

  1. Твёрдые.
  2. Жидкие.
  3. Полутвёрдые.

По цвету специалисты различают голубые, зелёные, светло-зелёные, чёрные. Первые составы предназначены для ходьбы по старому крупнозернистому покрытию, насту и гололёду. Если снег только выпал, используется фиолетовая либо жёлтая мазь. Парафины рассчитаны на температуру от нуля и выше. Голубой применяется, когда температура находится в пределах -1- -10, а зеленый — ниже -10 градусов. Новичкам рекомендуется выбирать спортивное снаряжение с помощью тренера.

Методы преодоления плавучести

Основным методом овладения восхождениями в классическом стиле является чередующийся двухступенчатый подход. Чем круче становятся склоны, тем меньше скольжение на лыжах, вплоть до полного исключения; возрастает важность сцепления лыж на снегу; усиливается опора на палках. При скалолазании новички делают шаг там, где нет скольжения, а лыжа выполняет типичные движения при ходьбе.

Для их использования подъемники должны иметь ширину не менее 3 м и хорошо уложенный снежный покров. На холмах различной крутизны используются полуконьковые, одновременные одноступенчатые и двухступенчатые движения. Использование того или иного хода конька зависит от физической подготовки лыжника, длины трассы, порядка подъема на трассу, качества уборки снега. Катание на коньках запрещено в соревнованиях классического стиля. На подъемах с обязательной экономией конькового времени длина каждого шага заметно сокращается; увеличивается угол расстановки лыжных палок в стороны; трудно сделать выстрел руками, так как в фристайле используются более длинные палки по сравнению с классическим стилем.

Выполняется пошагово. Лыжи расположены как полунепрерывный шаг: одна в направлении движения, другая — под углом, размер которого зависит от крутизны подъема. Полусферический» лыжник чаще всего преодолевает подъем в условиях, когда сцепление лыж на снегу не позволяет параллельно кататься на лыжах.

Это единственный способ преодолеть очень крутые подъёмы (более 30%), которые не характерны для трасс соревнований. «Лесенка» — самый доступный для детей способ подняться на короткие, низкие подъемники. При подъеме по «лестнице» встаньте на боковую сторону склона. Чтобы не поскользнуться, вы должны поддерживать себя на склоне с верхними краями лыж. Из этой исходной позиции вы перемещаетесь вверх по склону, прикрепляя ступени.

Обеспечивает надежное удерживание лыж на снегу и полное отталкивание как ногами, так и руками. Используется для лифтов свыше 15%. При подъеме «елочных» лыж не следует полностью соскальзывать. Лыжные носки растягиваются в сторону под углом от 30 до 70 градусов в зависимости от крутизны склона. Для лучшего сцепления со снегом лыжи обертываются вокруг внутренних ребер. Палки всегда устанавливаются на задней части лыж. На каждом этапе используется разная ручная работа. Подъемники «рыбьих костей» имеют два варианта: шаг и прыжок. Шаг «Рыбьи кости» (замедленное движение) выполняется за один шаг. Шаг «Рыбьей кости» (ускоренный) проявляется после окончания отжима, когда лыжник, полагающийся только на полюс, теряет контакт с лыжами и переходит в короткую безопорную фазу полета. Включение фазы полета в структуру движений позволяет увеличить скорость за счет увеличения каденса.

Лыжная тренировка

Основные цели и задачи лыжной подготовки

Лыжная подготовка занимает важное место в системе физической подготовки студентов. Бег на лыжах – отличное средство комплексной физической подготовки и закалки студентов.

Занятия по лыжным тренировкам развивают такие физические качества, как выносливость, сила и ловкость, ловкость, смелость и решительность.

Регулярные занятия увеличивают функциональные возможности учащихся и обогащают их различными двигательными навыками.

Лыжный спорт является обязательной частью физической культуры. Лыжная подготовка включает в себя изучение основ техники катания на лыжах, достижение установленных нормативных ценностей и приобретение некоторых элементарных знаний, связанных с использованием лыж.

Влияние лыжных тренировок на здоровье определяется:

  • благодатная среда занятий (чистый морозный воздух, береза
  • роща);
  • участие в динамичной, разносторонней работе в движении на лыжах всех важных групп мышц;
  • деятельность органов дыхания и кровообращения;
  • Способность легко регулировать нагрузку.

Упражнения в учебных группах должны включать в себя успешное достижение следующих целей:

  • Учебные группы должны обеспечить успешное выполнение общих задач, указанных в программе физического воспитания студентов вузов, колледжей, техникумов и др.
  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся, укрепление человеческого организма, внедрение твердых правил гигиены.
  • Всестороннее физическое развитие и тренировка таких физических качеств, как выносливость, сила, ловкость, гибкость.
  • Обучение учеников приемам передвижения на лыжах (катание на лыжах, подъем, спуск, торможение, повороты).
  • Профессионально-аналитическая подготовка органов с учетом специфики будущей трудовой деятельности.
  • Освоение основ техники катания на лыжах.
  • Выполнение стандартов контроля студентами.
  • Отбор наиболее подготовленных студентов для занятий спортом
  • спортивное совершенство.

Следует отметить, что особенности катания на лыжах делают его одним из важнейших средств физического воспитания учащихся. При движении на лыжах участвует в динамической работе больших групп мышц. Деятельность органов кровообращения и дыхания осуществляется в благоприятных гигиенических условиях, так как занятия проводятся круглый год на открытом воздухе. Более того, физическую активность легко регулировать. Таким образом, катание на лыжах положительно влияет на здоровье участника и является хорошим способом расслабиться после тяжелой умственной работы.

Общие принципы техники катания на лыжах

Правильная техника понимается как система движений, которые помогают лыжнику быть как можно более эффективным. Другими словами, техника катания на лыжах должна помочь гонщику использовать свои физические возможности для достижения наивысшего спортивного технического результата, соответствующего уровню его физического развития.

Техника катания на лыжах сложна и разнообразна. Эффективность конкретного вида бега зависит от конкретных условий, ведущими из которых являются: рельеф местности, наличие у лыжника необходимого рабочего потенциала и степени овладения им моторикой при движении на лыжах.

Все многообразие движений лыж можно условно разделить на группы по принципу рабочего движения рук (толкания): чередующиеся движения, одновременные и комбинации одновременных и чередующихся движений.

Группа чередующихся штрихов включает в себя:

  1. Двухшажный,
  2. Четырехшажный.

Группа одновременных ходов делится на ходы с одновременным натяжением руки и давлением (без шага, один шаг, двойной шаг, трицепс) и мазки с одновременным натяжением руки и давлением (двойной шаг, трицепс).

В зависимости от того, толкаете ли Вы руками (одновременно или поочередно), конькобежное движение может быть включено как в чередующиеся, так и в одновременные группы движений.

В группу комбинаций движений входят движения, при которых рывки рук происходят как поочередно, так и одновременно в повторяющихся циклах движения. Несмотря на то, что существует большое разнообразие техник катания на лыжах, существуют некоторые общие, базовые элементы в движении и позиционировании всех этих техник, которые заставляют их строиться друг на друге и облегчают процесс овладения техникой катания на лыжах.

Основные элементы техники катания на лыжах:

  • Приземление лыж.
  • Ступенька.
  • Скольжение.
  • Толкай руками.
  • Общая координация движений.
  • Цикл движений лыжного хода.

Физиологические характеристики катания на лыжах

Двигательная деятельность, отличающаяся по структуре движения, продолжительности и интенсивности, предъявляет различные требования к организму. В то же время, состояние фитнеса в различных видах спорта характеризуется различными физиологическими показателями. В спортивной деятельности выполняются динамические и статические работы.

Динамическая работа характеризуется чередующимися сокращениями и расслаблением скелетных мышц, что обеспечивает движение тела или его отдельных частей в пространстве. Динамическая работа может быть цикличной, когда движения одной и той же структуры стереотипны, или ациклической, когда нет таких стереотипов.

Когда динамическая работа сочетает сокращение мышц с напряжением мышц, эта работа называется силовой работой.

При статической работе скелетные мышцы не укорачиваются, но в них накапливается и поддерживается напряжение. Движение тела или его отдельных частей не происходит. В лыжных гонках работа преимущественно динамична. Цикличность движения здесь выражается только при использовании одного из методов движения. Изменение трассы и изменение структуры движения во время подъема и спуска прерывает циклический рисунок работы гонщика, усложняя его.

Работа лыжника на 5 и 10 км относится к работе высокой интенсивности, на 15, 30 и 50 км – к работе средней интенсивности. Однако, в связи с тем, что скорость движения и сила работы существенно меняются в течение трассы, лыжные гонки следует рассматривать как работу с переменной интенсивностью. Продолжительность работы гонщика требует высокой степени развития общей выносливости.

Способность выполнять эту длительную работу при переменной, иногда очень высокой, интенсивности обусловлена развитием скоростной выносливости. Гонщик также должен развивать мышечную силу и выносливость, чтобы обеспечить эффективность многократных толканий ногами и руками.

Движения лыжника на трассе очень разнообразны и сложны по координации. Навыки, лежащие в основе техники катания на лыжах, проявляются на трассе в различных комбинациях и последовательностях. Изменение рельефа местности требует быстрого переключения с одного режима на другой. Это усложняет работу гонщика и предъявляет высокие требования к его центральной нервной системе и органам чувств.

Двигательная активность в постоянно изменяющихся условиях может быть обеспечена только при высокой степени подвижности нервных процессов. Длительность работы гонщика требует хорошего баланса этих процессов.

Методы подготовки к катанию на лыжах

В системе долгосрочного обучения катанию на лыжах используются различные методы обучения, тренировки и подготовки. В обучении и совершенствовании техники катания на лыжах используются визуальные, вербальные и практические методы (метод практики) в их различных вариантах и сочетаниях. В воспитании нравственных и волевых качеств используется широкий спектр методов – убеждение, объяснение, поощрение, наказание, примеры (визуальные методы) и др.

Во время занятий тем или иным видом спорта горнолыжным спортом в развитии физических качеств и повышении уровня функциональной фитнесс широко используются различные методики, основой которых является сочетание нагрузки и отдыха. Различные способы комбинирования нагрузки и отдыха во многом определяют характер воздействия метода на тело лыжника. Периоды отдыха являются обязательной частью любого метода обучения.

Продолжительность и тип перерывов на отдых в значительной степени определяют направление нагрузки и желаемый срочный тренировочный эффект каждой тренировки. При длительном и непрерывном устойчивом беге или катании на лыжах средней интенсивности направление воздействия нагрузки на тело лыжника не ставится под сомнение. Понятно, что в данном случае речь идет о развитии выносливости. Однако, если между отдельными участками маршрута есть периоды отдыха, которые проходят с разной интенсивностью, то иногда очень трудно оценить непосредственный эффект от тренировки. Поэтому необходимо учитывать все компоненты, которые определяют характер воздействия конкретного метода на тело лыжника.

В циклических видах спорта (к которым относятся и лыжные гонки) выделяются пять таких компонентов:

  1. Продолжительность упражнения (длина преодоленных растяжек). Обычно она определяется длиной пройденного расстояния, а иногда и временем, затраченным на выполнение упражнения. Длина ноги лыжи определяет влияние тренировки на организм и эффективность ее воздействия на развитие определенного физического качества. Выбор длины участков зависит от поставленных целей и планируемой интенсивности движения.
  2. Интенсивность тренировки во многом определяет направление нагрузки и смещений, происходящих в теле лыжника, характер энергообеспечения работы. Интенсивность – это объем работы за единицу времени. Интенсивность можно оценить по плотности выполнения упражнения, силе тренировки и т.д. В процессе выполнения упражнения интенсивность можно увеличить или уменьшить двумя способами: во-первых, изменив скорость движения и усилие, во-вторых, изменив плотность выполнения упражнения.
  3. Продолжительность отдыха между пробегами (нагрузки, упражнения) очень важна и во многом определяет степень и характер сдвигов, которые происходят в теле лыжника под влиянием тренировочной нагрузки. Направление нагрузки зависит от этого компонента (что очень важно). Изменяя интервал отдыха, можно значительно изменить направление нагрузки и добиться желаемых (запланированных) сдвигов в теле лыжника.
  4. Тип отдыха (пассивный или активный) между повторениями оказывает заметное влияние на направление нагрузки лыжника и величину сдвигов. При этом необходимо учитывать размер расстояния до лыжи и интенсивность движения.
  5. Количество повторений секций или упражнений оказывает большое влияние на смещения, происходящие в организме во время тренировки, на его реакции. В то же время, общий эффект тренировки зависит от количества повторений. При тренировке с умеренным интервалом интенсивности можно поддерживать высокий уровень реакции (сердечно-сосудистая и дыхательная системы), выполняя большее количество повторений.

Все эти компоненты нагрузки взаимосвязаны, и иногда изменение только одной из них приводит к значительному изменению направления и величины нагрузки.

Источники

  • https://nauka.club/fizkultura/lyzhn%D0%B0y%D0%B0-podgotovk%D0%B0.html
  • https://lfirmal.com/referat-na-temu-lyzhnaya-podgotovka/
  • https://nachkar.ru/fizo/liyzhi.htm
  • https://natalibrilenova.ru/referat-na-temu-lyizhnaya-podgotovka/

[свернуть]

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять