Гимнастика для детских глаз. Упражнения для глаз при близорукости (миопии)

Гимнастика для глаз для детей

Содержание

Особенности проведения гимнастики

Гимнастику для зрения можно проводить в любое время суток, все зависит от предпочтений ребенка. Кому-то удобнее выполнять упражнения утром, кто-то предпочитает делать их после школы, а кто-то перед сном или на перемене между уроками. Если есть время, то лучше не ограничиваться одним подходом и повторять весь цикл несколько раз в день. Малышам от трех лет хватит 5-10 минут 3 раза в день. Количество повторов для школьников зависит от их нагрузки: оптимально уделять гимнастике время после каждого часа напряженной работы. Это не отнимет много времени, зато принесет ощутимую пользу. Первые результаты будут заметны уже через месяц.

Некоторые родители считают, что детям дошкольного возраста гимнастика не нужна, так как они не испытывают такого зрительного напряжения, как дети старше. Но это заблуждение. Укреплять мышцы глаз нужно с самых ранних лет.

гимнастика для глаз

Есть несколько рекомендаций, которые нужно соблюдать:

  1. Важно работать только глазами: голова и шея обычно остаются неподвижными.
  2. Следите за нагрузкой: первые дни достаточно заниматься всего несколько секунд. Количество самих упражнений и повторов лучше увеличивать постепенно, иначе и сама гимнастика окажется слишком большой нагрузкой на глаза ребенка.
  3. Школьники могут заниматься самостоятельно, а за малышами обычно присматривают родители. Важно контролировать правильность выполнения всех заданий, иначе можно получить проблемы со зрением. Иногда занятия проводятся в детских садах. Воспитатель использует популярные методики, выбирает соответствующие возрасту детей упражнения и проводит гимнастику 2-3 раза в день. Чтобы малышам было интереснее заниматься, такая тренировка проходит под музыку, сопровождается песнями, стихами или играми, которые воспитатель подбирает для каждой конкретной группы.
  4. Упражнения для зрения необходимо выполнять каждый день, чтобы закрепить эффект. Если малыш занимается в детском саду, уточните у воспитателя, какие методики он использует, чтобы тренироваться с ним на выходных.
  5. Не нужно проводить слишком много упражнений, большая нагрузка не даст необходимый результат, а только утомит малыша. Для зрения полезнее заниматься регулярно и несколько раз в день по 5-10 минут.

Важно запомнить

  • Обычно дети рождаются дальнозоркими, но к семи годам зрение нормализуется
  • Самая частая причина близорукости — наследственность
  • Единственный доказанный способ профилактики снижения зрения — ежедневные прогулки по 2–3 часа
  • При своевременном обращении к офтальмологу и использовании новых способов лечения можно замедлить снижение зрения 
  • Гимнастика для глаз, черника и морковь не влияют на развитие близорукости.  

Кому нельзя делать упражнения для улучшения зрения при близорукости

Глазная гимнастика имеет ряд противопоказаний:

  • Отслоение сетчатки.
  • Высокая степень близорукости (разрешена лишь незначительная нагрузка).
  • Период восстановления после офтальмологической операции (приступить к гимнастике рекомендуется не ранее, чем через 6 месяцев)
  • Воспалительные заболевания глаз (аллергический конъюнктивит, кератит, гордеолум и другие).
  • Инфекционные заболевания глаз (инфекционный конъюнктивит и блефарит, стафилококковая язва роговицы, эндофтальмит и другие).
  • Неврологические заболевания.
  • Различные патологии глазодвигательных мышц.
  • Высокое глазное давление (курс гимнастики разрешается после его нормализации).

Перед занятием гимнастикой требуется консультация врача-офтальмолога.

Правильные зрительные привычки

 Какую полезную привычку выработать и обязательно привить ее своим детям?

Ни в коем случае нельзя низко наклоняться, когда вы читаете и пишите!

У каждого человека есть свое расстояние от глаз, до письменной поверхности. Это «расстояние хамона» – от локтя, до кончика пальцев, которые касаются височной области. Это идеальное расстояние для глаз. Как только вы начинаете наклоняться, то ваша мышца перегружается. Причём скорость нагрузки на эту мышцу возрастает в геометрической прогрессии.

Я всегда, когда веду занятия «школа прозрения», привожу детям такой пример: когда вы сидите правильно, это всё равно, что вы просто идёте по улице. Но если вы наклонились хотя бы чуть-чуть, это всё равно что вам на плечи положили 50 кг, то есть мешок картошки. Вот такую нагрузку испытывает наша цилиарная мышца.

Итак, ни в коем случае, ни при каких условиях низко не наклоняться при чтении или письме. Это основная зрительная привычка!

Если вы сидите за компьютером, за телефоном, за планшетом, за любым гаджетом, повесьте, пожалуйста, где-то подальше какую-то картинку. Она должна быть достаточно маленькая, но вы должны её хорошо видеть.

Например, это может быть календарь с цифрами, и вы должны их видеть, или любая эмоциональная картинка на которую вам хочется смотреть. Через каждые 15-20 минут работы на близком расстоянии вы бросаете взгляд на эту картинку на 5-10 секунд.

Таким образом, если вы час занимаетесь, читаете, пишите, сидите за компьютером, вы 4 раза должны посмотреть вдаль и 2 раза сделать пальминг. Вот это настоящие зрительные привычки.

Когда я спрашиваю: «Когда вы делаете гимнастику для глаз», большинство людей отвечают, что тогда, когда они заболели и устали.

Вот это не совсем правильно! Вы должны быть на шаг впереди, то есть не давать им уставать.

Профилактика ухудшения зрения

Предупредить снижение остроты зрения и улучшить его состояние несложно. Важно следовать нескольким простым рекомендациям.

Регулярно проходите осмотр у окулиста

Постоянные посещения офтальмолога не только в случае его ухудшения, но и в профилактических целях. Специалист определит состояние зрения и наличие или отсутствие ухудшений за короткий промежуток времени. Осмотр у окулиста полностью безболезнен и причиняет никакого дискомфорта.

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ №1

Гимнастика для глаз
1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз Упражнение укрепляет мышцы мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения и расслабляет мышцы глаз.
2. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение одной минуты. Упражнение способствует улучшению кровообращения.
3. Выполняется стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек. Поставить палец руки по средней линии напротив переносицы на расстоянии 25-30 см от глаз. Перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление аккомодационной мышцы и облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
4. Выполняется сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровоснабжение.
5. Выполнятся стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз. Смотреть двумя глазами на конец пальцы 3-5 сек. Закрыть ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек. Затем аналогичное упражнение выполняется при фиксации пальца левой руки с прикрыванием правого глаза. Повторить 5-6 раз.Упражнение способствует объединенной работе обоих глаз.
6. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Отвести полусогнутую правую руку в сторону. Медленно передвигать палец справа налево и слева направо и следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.
7. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза. Спустя 1-2 сек. Снять пальцы с век. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
8. Выполняется сидя. Смотреть вдаль перед собой 2-3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Упражнение развивает способность удерживать взгляд на близком расстоянии.
9. Выполняется стоя. Голова неподвижна, поднять полусогнутую правую руку вверх. Медленно передвигать руку сверху вниз и следить за пальцами глазами. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз вертикального действия и совершенствует их координацию.
10. Выполняется сидя. Голова неподвижна. Вытянуть полусогнутую правую руку вперед и вправо. Производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиками пальцев. Проделать то же упражнение левой рукой, совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Повторить 3-5 раз. Упражнение развивает координацию вестибулярного аппарата.
11. Выполняется стоя. Голова неподвижна. поднять глаза кверху. опустить книзу. Поверните глаза в правую сторону, в левую сторону, повторить 6-8 раз. Упражнение совершенствует сложные движения глаз.
12. Выполняется сидя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху. Сделать ими круговые движения по часовой стрелке. против часовой стрелки 5-6- раз. Упражнение способствует развитию сложных движений глаз и повышает устойчивость вестибулярной реакции.
13. Выполняется сидя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху. Повернуть глаза направо, налево, повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет способность глазных мышц к статическому напряжению.
14. Выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги. Поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты. Опустить голову, посмотреть на носок правой ноги, поднять голову, посмотреть в левой угол комнаты. Повторить 6-8 раз. Упражнение способствует улучшению координации движения глаз и головы.
15. Выполняется стоя. Вытянуть руки вперед на ширине плеч на уровне глаз. Посмотреть в правый верхний угол комнаты, перевести взгляд на кончики пальцев левой руки. Посмотреть в левый верхний угол комнаты. Перевести взгляд на кончики пальцев правой руки. Повторить 3-4 раза. Упражнение развивает сложные координационные движения глаз.
16. Стать перед окном.На расстоянии 25 см на уровне глаз на окне прикрепить метку — кружок 2-3 см диаметром. Поочередно фиксировать метку и какой-либо объект за окном, расположенный на уровне этой метки на расстоянии не менее 30 метров. Повторить 8-10 раз. Упражнение развивает способность к оценке расстояний, координирует работу внутренних и наружных мышц глаз.
Если больному назначено постоянно ношение очков, то все упражнения, за исключением 4,7, выполняются в очках.

Упражнения при работе на компьютере

Деятельность многих людей связана с компьютерной техникой. Если в течение дня постоянно смотреть на монитор, в глазах появится ощущение сухости и дискомфорта. Ликвидировать их или не допустить возникновения поможет соблюдение специальных мер:

После часа работы за компьютером следует сделать перерыв на несколько минут. Глаза можно просто закрыть или прикрыть руками.

Чтобы снять напряжение с глазных мышц, следует откинуться на спинку стула, расслабиться, закрыть глаза и мысленно погрузиться в состояние полудремы на пару минут.

Производить зарядку следует минимум два раза в день. Двигайте глазами из стороны в сторону, моргайте, фокусируйтесь на близких и находящихся на отдалении предметах попеременно.

Упражнения для глаз

Тренировка мышц глаз

 Для чего она нужна?

Любая тренировка мышц улучшает питание и кровоснабжение клеток, любых клеток. Когда клетка нормально питается, то, естественно, улучшаются её функции. Мы тренируем все группы мышц, которые окружают наше глазное яблоко.

Дело в том, что в обычной жизни, когда нам нужно куда-то посмотреть, например, наверх, мы просто поднимаем голову. Если нам нужно посмотреть налево, мы поворачиваем голову, но не скашиваем глаза.

Поэтому наши мышцы со временем несколько ослабевают. То, что не работает — не тренируется!

Виды упражнений для глаз для детей

Существует большой перечень упражнений для укрепления глазных мышц детей. Внимательно ознакомьтесь с предложенными вариантами и четко следуйте инструкции. Не будет лишним показаться врачу перед тем, как начать заниматься. Помните, что упражнения только укрепляют мышцы, а если необходимо вернуть остроту зрения или помочь глазам восстановиться после травмы или в других ситуациях, гимнастику подбирает врач строго индивидуально. Любое самолечение чревато самыми неблагоприятными последствиями и может даже испортить зрение.

Лабиринт

Ребенок смотрит на таблицу, на которой нарисованы волнистые линии и круги разного цвета. В течение минуты он должен медленно водить глазами по этим линиям.

Туда-сюда

Ребенок смотрит в центр большого предмета, расположенного напротив. Сначала ему нужно поднять взгляд от центра вверх, затем опустить его вниз, потом снова поднять в центр, посмотреть влево, а затем вправо и снова вернуться в центр, после чего повторить упражнение еще 4 раза.

Часики

Ребенок встает напротив часов с крупным циферблатом, на расстоянии около 40 см, и смотрит на время: его взгляд движется, копируя движение секундной стрелки и останавливаясь на каждой цифре на 1-2 секунды. После 5-6 повторений упражнение проводится в обратном направлении, то есть взгляд движется против часовой стрелки.

Задание можно усложнить: после 5-6 подходов можно выполнить его снова, но уже отодвинувшись от циферблата на метр, а затем на полтора, если это позволяет размер цифр и зрение малыша.

Маятник

На расстоянии 35-40 см от глаз нужно повесить маятник: большую пуговицу на нитке или что-то похожее. В течение 30 секунд этот маятник должен раскачиваться, а ребенку необходимо следить за его движениями. Затем нужно сделать перерыв и в течение следующих 30 секунд смотреть в окно.

Жмурки

Необходимо зажмурить глаза, досчитать до пяти и плавно открыть их, затем повторить упражнение еще 7-8 раз. За выполнением упражнения должен следить взрослый: важно, чтобы ребенок не торопился, спешка приведет к еще большему напряжению глазных мышц.

Можно выполнить и схожее упражнение: быстро-быстро моргать в течение 5 секунд, потом 1-2 секунды отдохнуть и повторить задание еще 5 раз.

гимнастика для глаз

Далеко-близко

Ребенок встает у окна и в течение 10 секунд рассматривает самый дальний предмет на улице. Затем он переводит взгляд на картинку, которую родитель предварительно наклеил на стекло, и рассматривает ее также в течение 10 секунд, после чего снова возвращается к дальнему объекту. Выполнять упражнение нужно 7-8 раз.

Восьмерка

Малышу необходимо представить себе цифру восемь и нарисовать ее глазами. Если ребенок еще маленький и ему сложно справиться с этим заданием, родители могут написать восьмерку на листе бумаги, чтобы малыш «обвел» ее взглядом. Сначала восьмерка должна стоять вертикально, а затем горизонтально, как знак бесконечности. Обе цифры нужно «обвести» по 7-8 раз.

Крестики-нолики

Упражнение выполняется в комнате: сначала нужно медленно начертить глазами «крестик», от верхнего левого угла комнаты в правый нижний и от правого верхнего в левый нижний, а затем «нолик», который будет касаться потолка, пола и стен. 5-6 повторений будет достаточно. Дети постарше могут делать упражнение с закрытыми глазами. Важно, чтобы голова оставалась неподвижной.

Приближение

В максимально вытянутой руке ребенок держит яркий фломастер или другой небольшой предмет и внимательно смотрит на него, не отвлекаясь на другие вещи. Затем он медленно подносит фломастер к носу. Как только предмет превратится в одно яркое пятно, нужно сделать 5-секундный перерыв, после чего повторить упражнение еще 5-6 раз.

Отдых

В конце гимнастики глаза должны хорошо отдохнуть. Пусть ребенок закроет их, досчитает до 15 и снова откроет на пару секунд. Достаточно 5-6 повторов.

Игры на улице

Необязательно заниматься только дома. Упражнения для зрения можно выполнять и во время прогулки, по дороге в садик или школу. Например, искать глазами какие-то предметы, которые называет родитель, считать прохожих и машины вблизи и вдалеке, встать перед домом и пробежаться глазами по всем окнам.

Мини-комплекс для рабочих перерывов

При профессиональной деятельности, требующей постоянного напряжения органов зрения, рекомендуется каждые 1,5 часа проводить следующий мини-комплекс. Для этого необходимо:

Описание

Количество раз или время выполнения

1.

  1. Совершить быстрые моргания (устраивать подобного рода перерыв можно каждые 5 минут работы).

Время выполнения – 15- 20 секунд.

2

  1. Рисовать глазами различные произвольные фигуры, цифры, буквы.
  2. Голова при этом должна оставить неподвижной.
  3. Движения глазами следует совершать плавно, неторопливо.

Время выполнения – 20 – 30 секунд.

3.

Перенести фокус с предметов поблизости на те, что находятся дальше, например, с оконной ручки на балкон дальнего здания.

Время выполнения – 20 – 30 секунд.

4.

  1. Зажмурить глаза на 3 – 5 секунд.
  2. Широко их раскрыть.

Повторить 5 – 8 раз.

5.

  1. Поднять указательный палец на уровень глаз.
  2. Отвести его на 30 см от лица.
  3. Фокусировать взгляд на кончике пальца.
  4. Медленно приблизить его к лицу до тех пор, пока не появится эффект двоения.
  5. После палец направить в исходное положение и начать упражнение заново.

Повторить 3 – 5 раз.

Релаксирующая зарядка для глаз

Предлагаем вам основные упражнения для отдыха глаз, которые основаны на методике врача-офтальмолога Уильяма Бейтса. Их короткое, но регулярное выполнение способствует эффективному снятию напряжения и увеличению остроты зрения. Отметим, что в каждом конкретном случае результативность проводимых занятий может отличаться.

Суть «релакса» заключается в изоляции органов зрения от источника света на определенный промежуток времени. При этом систематичность выполнения — по нескольку раз в день и не менее пяти минут. Однако даже 30-секундная гимнастика уже может помочь вашим уставшим глазам.

Пальминг

  • Примите удобное положение сидя.
  • Поставьте локти на стол.
  • Сложите ладони в виде домика и накройте ими глаза, при этом они не должны их касаться.
  • Расслабьтесь, глубоко дышите и думайте о приятном.

Появление световых мелких точек свидетельствует о перевозбуждении зрительного нерва. В любом случае нельзя концентрировать внимание на них, так как это препятствует полному расслаблению. Для комфорта разрешается двигать глазными яблоками, но нельзя поднимать веки, шевелить лицевыми мышцами, руками, ногами и телом.

Метод становится эффективнее, если подключить психологическую составляющую — визуализируйте перед собой холст черного цвета и представьте предметы такого же цвета. Сконцентрируйтесь и делайте их мысленно все темнее и темнее. О правильно выполненном упражнении будет свидетельствовать достижение полной черноты без каких-либо световых бликов в виде искр, точек или пятен.

Как усилить эффект от упражнений?

Упражнения для повышения остроты зрения нужно делать каждый день, пока вы не почувствуете ощутимое улучшение. Первые результаты должны быть заметны спустя несколько недель.

Главное в гимнастике для глаз – регулярность. Даже если вы устали и не хотите долго заниматься, небольшая тренировка принесет больше пользы, чем периодические интенсивные упражнения.

В лечении любых глазных болезней важны комплексные меры. Так упражнения для зрения помогут, если использовать их вместе с другими методами.

Чтобы усилить эффект гимнастики, вам стоит обратиться в нашу офтальмологическую клинику, пропить курс витамин, назначенный врачом, использовать ночные ортокератологические линзы и методы аппаратной коррекции.

Как отслеживать результат гимнастики для глаз

У меня был показательный случай в практике. Я спросила подростка:

– Ты делал гимнастику для глаз?
– Да делал, но я бросил
– Почему?
– Я не увидел результата.

 Вот это очень важно – увидеть результат!

Почему? Потому что близорукие люди, как видели не очень хорошо, так и дальше продолжают видеть не очень хорошо. Но если у тебя не ухудшается зрение, если оно не падает, это разве не результат? Я считаю — это очень хороший результат.

Как же понять – есть результат, или нет результата? Для этого существует очень простой способ. Он называется «определение дальнейшей точки ясного видения». Измеряется она один раз в месяц, не надо измерять ее каждую неделю. Определяется она для каждого глаза отдельно, без коррекции, то есть без очков, в одинаковых условиях. Результат надо где-то фиксировать.

Вы берёте мелкий текст. Это может быть аннотация к лекарствам, например, или любой другой мелко написанный текст. Причём текст вы используете всегда один и тот же. Закрываете один глаз ладошкой, отодвигаете текст на то расстояние, когда вы не видите его. И вы начинаете потихонечку приближать.

Когда вы приблизите листок ровно настолько, чтобы его увидеть, нужно зафиксировать расстояние от нижней орбитальной косточки (под глазом), до текста – это и будет вашей дальнейшей точки ясного видения.

Если ваша дальнейшая точка ясного видения остаётся на месте от месяца к месяцу — зрение у вас не ухудшается. Если оно увеличивается на 1, на 2 сантиметра, то ваше зрение субъективно улучшается. А вот если ваша точка ближайшего видения начинает стремительно приближаться, вы что-то делаете не так и вам нужно обязательно обратиться к офтальмологу! Это будет вашим сигналом к этому.

Как приучить ребенка регулярно делать гимнастику для глаз

Выполнять однообразные упражнения детям может быть скучно. Увлечь их гимнастикой, просто рассказав, какую пользу она несет, не получится, особенно если у вас ребенок дошкольного возраста.

Лучше обернуть все в игру: представить, что ребенок — герой какой-нибудь сказки, и движения глазами он делает, чтобы лучше рассмотреть драконов, с которыми ему предстоит сражаться, или при помощи глаз он вводит код на двери секретной лаборатории. Расскажите ему, что супергероев с плохим зрением не бывает, поэтому все они делают гимнастику несколько раз в день. Вариантов может быть много, и зависят они только от фантазии родителя и увлечений ребенка.

Хорошо помогают стихи и песни, написанные так, чтобы на каждую строчку ребенок выполнял то или иное движение глазами. Можно воспользоваться картинками и плакатами с различными схемами: пусть малыш представит, что это лабиринт, и глазами передвигается от одного предмета на плакате к другому. Выбор варианта здесь также зависит от возраста маленького пациента и его предпочтений.

И, конечно, нельзя увлечь ребенка без личного примера. Маленькие дети, особенно дошкольного возраста, хотят быть похожими на родителей и подражают им. Если малыш увидит, что его мама или папа делает зарядку для глаз, то охотнее присоединится и переймет эту привычку.

гимнастика для глаз

Упражнения для глаз при дальнозоркости у взрослых

Они улучшают процессы кровообращения. Их рекомендуется проводить в комплексе с употреблением витаминов и минералов.

  • Садитесь и начинаете часто моргать на протяжении двадцати секунд.
  • Сильное зажмурьтесь на несколько секунд, а затем широко распахните глаза. Упражнение выполняется в положении сидя. Повторяется четыре раза.
  • Сядьте на стул и начинайте смотреть вдаль. Поднимаете глаза вверх, опускаете вниз. Смотрите в левую сторону, затем в правую.

Важно! Головой не двигаете.

  • Подушечками пальцев надавливаете на сомкнутые веки. Открываете глаза. Манипуляцию повторяете снова — пять раз.
  • Садитесь на скамейку в парке. Достаете книгу. Начинаете чередовать чтение с рассматриванием движущихся предметов (две минуты).
  • Ложитесь на твердую поверхность. Начинаете перекладывать мячик из рук в руки (взгляд не переводите). Руки держите прямыми.

Важно! Соблюдайте режим зрительной нагрузки, особенно, при работе за компьютером. Чаще моргайте и делайте через каждый час перерыв на пять минут.

Показания

К общим показаниям относят различные нарушения остроты зрения: астигматизм, близорукость, дальнозоркость, косоглазие и др. Показана гимнастика и высоких зрительных нагрузках, быстрой утомляемости глаз и др. Но обычно в этих случаях рекомендации дает врач, он же подбирает комплекс упражнений.

При отсутствии каких-то офтальмологических заболеваний занятия выполняют профилактическую функцию, помогают укрепить мышцы глаз, нормализовать кровообращение и предотвратить снижение остроты зрения и развитие других патологий.

Профилактические упражнения показаны в следующих случаях:

  1. Ребенок много времени проводит за гаджетами: смотрит фильмы, играет в игры, сидит в социальных сетях и др.
  2. У ребенка есть наследственная предрасположенность к офтальмологическим заболеваниям.
  3. У ребенка есть различные болезни и патологии, не связанные с нарушением зрения, но способные повлиять на него. Например, травмы головы, перенесенные инфекционные заболевания и др.
  4. Ребенок часто жалуется на усталость или боль в глазах, особенно после нагрузки.
  5. Нагрузка на глаза ребенка резко выросла, например, после школьных каникул.
  6. Ребенок занимается чем-то, что требует большого напряжения глаз, например, вышивает, шьет, много читает.                     

Как понять, что у ребенка есть проблема

Родителям трудно заметить снижение зрения у детей. Ребенку не с чем сравнить свое видение окружающей среды и он не жалуется на размытые контуры предметов. Поэтому чаще всего на плохое зрение обращают внимание только в школе, когда ребенок не может разобрать, что написал на доске учитель. 

«Есть несколько моментов в поведении ребёнка, которые могут насторожить родителей, — рассказывает офтальмолог детской клиники „Фэнтези” Виктория Акопян. — Если он стал щуриться и жмуриться при разглядывании предметов вдали, в том числе телевизора. Если низко наклоняет голову при чтении, рисовании, просмотре гаджетов. Также нужно обращать внимание на то, попадает ли ребёнок в линии, когда пишет в тетради, четко ли ставит детали при сборке конструктора. Затруднения в этой сфере могут быть при наличии астигматизма у ребёнка. Еще один сигнал — проблемы с координацией. Родители могут списывать это на неуклюжесть, неаккуратность, но на самом деле у ребёнка может быть проблема со зрением, мешающая нормально двигаться».

Перед обращением к офтальмологу можно проверить зрение в домашних условиях. Особенно если нет возможности сразу обратиться к врачу за консультацией.

«Самый распространённый способ для проверки остроты зрения, — объясняет Виктория Акопян, — с помощью таблицы Сивцева с буквами или таблицы Орловой с картинками для малышей. Таблицы можно распечатать на трех листах А4. Затем встать на расстоянии пяти метров (семь шагов взрослого человека) от таблицы и попробовать прочитать буквы с верхней строчки до нижней каждым глазом. После такой проверки вы получите примерный результат остроты зрения. Но нельзя забывать о разных факторах, которые могут на неё  влиять: время суток, настроение, количество зрительной нагрузки перед проверкой, освещение таблицы, яркость печати и тд. В норме нужно прочитать 10 строк, но бывают случаи, когда человек читает 12 — это тоже считается нормой».

Также можно дать рассмотреть с большого расстояния обложку книги с крупными буквами или спросить, что нарисовано на картине на стене. Ребенок с близорукостью не сможет рассказать о мелких деталях и будет с трудом разбирать буквы на обложке.  

Система упражнений Бейтса

В западных странах широко практикуются комплексы упражнений американского офтальмолога У.Г.Бейтса, разработанные им для различных видов рефракционной аномалии – астигматизма, дальнозоркости и близорукости.

В данной системе акцент делается на укреплении и нормализации тонуса глазных мышц – как аккомодирующих, так и глазодвигательных. С точки зрения Бейтса, одной из главных причин любых нарушений рефракции является чрезмерное напряжение при необходимости сконцентрировать взгляд на близко или далеко расположенном объекте. Например, если после длительной непрерывной концентрации зрения вблизи перевести взор вдаль, глазам понадобится значительное усилие, чтобы расслабить аккомодирующие мышцы, – буквально занемевшие, подобно тому, как немеют мышцы неподвижных напряженных конечностей, – и перестроиться на восприятие удаленных объектов. Дело в том, что в оптическом плане зрение вдаль требует более плоской формы хрусталика (расслабление цилиарной мышцы), а зрение вблизи – более сильной преломляющей способности и, соответственно, более сферической формы (цилиарная мышца напряжена). При постоянном монотонном напряжении мышце все труднее расслабиться, и хрусталик остается сфокусированным на близкой дистанции.

Комплекс глазной гимнастики Бейтса направлен, в основном, на релаксацию мышечной системы глаза, поскольку именно напряжение вызывает спазм аккомодации и механически обуславливает близорукость.

Система тренировок по Бейтсу включает три группы упражнений, направленных на:

  • общее расслабление;
  • динамическоре расслабление;
  • дополнительную коррекцию.

На этапе общего расслабления наиболее эффективен пальминг. Эта методика достаточно проста и может выполняться больным самостоятельно. Суть её заключается в прикрытии ладонями закрытых глаз («а palm» по-английски – ладонь, отсюда название). В условиях полной темноты и расслабления мышцы получают необходимый отдых. В дополнение к этому вводятся приёмы визуализации – в процессе расслабления необходимо представлять чёрный цвет и чёрно-белые образы в различных сочетаниях.

Динамическое расслабление достигается упражнениями, стимулирующими центральную фиксацию.

Под «центральной фиксацией» подразумевается способность зрительной системы фокусироваться на объекте. Прямой взгляд на этот предмет должен выделять его среди остальных, более размытых и неясных. Центральная фиксация обусловливается работой макулярного зрительного центра – области на сетчатке, где сосредоточено большинство светочувствительных рецепторов глаза и потому достигается наибольшая острота зрения.

При близорукости центральный участок сетчатки обеспечивает такую же остроту зрения, как периферические области, – объект наблюдения не выделяется по чёткости на фоне остальных предметов. Всё поле зрения равномерно размыто и нечётко, а порою даже имеет место обратная ситуация – изображение, попадающее на крайние участки сетчатки, видится более четко, чем центральный объект.

Тренировочная система Бейтса направлена на усиление центральной фиксации и основана на способности близорукого глаза копировать свойства второго глаза с нормальной остротой зрения (при односторонней миопии).

Свою систему Бейтс разработал, опираясь на рисунки, который применялись для коррекции зрения ещё в Древней Индии. Специальная Ом-карта содержит сложный рисунок, подлежащий рассматриванию; в центре этой карточки расположен похожий на иероглиф рисунок, в котором больному нужно постараться различить слово «Ом».

Такие упражнения, действительно, способствуют улучшению функций зрительного центра и в определённой степени восстанавливают зрение. Дополнительным эффектом от тренировок можно считать активизацию кровообращения и улучшение питания глаза.

Близорукость - упражнение для глаз (ом-карта)

Упражнение 1

Ом-карта располагается на расстоянии от 30 см до 3 м. Взгляд необходимо зафиксировать в самом центре знака «Ом», который видится наиболее чётко и представляется наиболее чёрным. Необходимо постепенно обводить знак взглядом, отмечая, что текущая точка фиксации выглядит самым чёрным местом всего иероглифа. После прохождения всего пути нужно вернуться к исходной точке и повторить упражнение ещё два раза. После третьего прохождения весь знак Ом-карты выглядит более чёрным, чем это виделось в начале занятия.

Упражнение 2

Исходная позиция – стоя. Ом-карта расположена на отдалении 30-150 см на уровне глаз. Центральный знак карты заключён в ломаную линию, наподобие схематического изображения солнца или подсолнуха. Пациент фиксируется на одной точке схемы, а затем взгляд перемещается по ломаным линиям; перемещение сопровождается соответствующим движением головы в том же направлении (т.е. голова не должна оставаться неподвижной – напротив, перевод взгляда происходит именно за счёт смещения головы, а фиксация глаза остается постоянной). В точках излома линии нужно усилием воли произвести нерезкое плавное моргание. Во время выполнения задания пациент сосредотачивается на том, что маршрут следования взгляда выглядит более чёрным относительно остальных элементов рисунка.

Упражнение 3

Исходное положение такое же, как для предыдущего упражнения. Знак «Ом» на карте заключён в окружность. В начале упражнения пациент фиксируется на одной точке окружности, а затем взгляд начинает плавное движение по ней с одновременным вращением головы. После нескольких повторений нужно попытаться проделать то же самое с закрытыми глазами, двигаясь взглядом по воображаемому кругу.

Упражнение 4

Для тренировки потребуется проверочная таблицы зрения Сивцева в «карманном» варианте (карточка с буквами разного размера, расположенными горизонтальными рядами по мере убывания их размера сверху вниз). Проверочная таблица располагается на вытянутой руке или на столе. Расстояние от глаз 90 см. В условиях хорошей освещённости необходимо выделять отдельные отчётливо различимые буквы. Затем то же самое повторяется в условиях искусственных сумерек (с выключенным светом, слабой локальной подсветкой или в иных подобных условиях). На заключительном этапе – после тренировки на отдельных буквах – переходят к чтению. Для этого подойдёт любой текст с достаточно мелким шрифтом. Нужно постараться в условиях слабой освещённости прочесть три страницы, держа книгу на расстоянии 25 см от лица. Чтение должно быть затруднено, но напряжением глаз следует всё же добиться разборчивости текста. Эффект от такой тренировки обусловлен чередованием рассматривания хорошо видимых букв при достаточном освещении и мелкого шрифта в темноте, что укрепляет мышцы, отвечающие за аккомодацию.

Упражнение 5

Ежедневные тренировки на проверочной таблице Сивцева. Рекомендуется при первых тренировках располагать ее на расстоянии 3 м. Освещение должно быть достаточным. Разрешается мягко моргать при переходе с буквы на букву. С каждым днём расстояние до таблицы увеличивается, но так, чтобы чтение не вызывало существенного напряжения. После такой тренировки показан пальминг, снимающий нагрузку и обеспечивающий плавный переход к обычному зрению.

Упражнение 6

Выполняется во время движения в транспорте или около транспортных путей. Необходимо следить за движущимися объектами – приближающимися и удаляющимися (машинами, людьми, деревьями). Глаза при этом не должны быть напряжены. Можно даже полуприкрыть веки (не путать с прищуриванием), чтоб слежение за предметами происходило с одновременной релаксацией.

Улучшение (восстановление) зрения - с помощью упражнений при близорукости

Усиление эффекта от гимнастики глаз с помощью питания

Гимнастика является безопасным и эффективным способом профилактики ухудшения зрения и способом его корректировки, однако, некоторые продукты способны улучшить эффект:

  • Витамин А. Содержится во фруктах, ягодах, травах и цветных овощах. Стимулирует выработку слезной жидкости.
  • Витамин С. Богатые источники – облепиха, черная смородина, шиповник, красный перец и клубника. Отвечает за регенерацию тканей глаза, снижает риск развития глаукомы и катаракты.
  • Витамин В1 и В12. Богатые источники – бобовые, крупы, мясо, молочные продукты. В1 поддерживает глазное давление, В12 улучшает работу нервной ткани в области глаза.
  • Витамин Е. Богатые источники – орехи, подсолнечное масло, кукуруза. Повышает усвояемость витамина А, предотвращает катаракту и макулодистрофию.

Правильный рацион способен улучшить состояние всего организма и его систем, поэтому рекомендуется совмещать правильное питание с комплексом упражнений для глаз.

photo_2021-03-29 17.35.03.jpeg

Источники

  • https://ochkarik.ru/gimnastika-dlia-glaz/
  • https://forma.eapteka.ru/articles/cto-nuzno-znat-o-detskom-zrenii
  • https://ultralinzi.ru/articles/uprazhneniya-pri-blizorukosti-dlya-glaz-i-uluchsheniya-zreniya/
  • https://zn48.ru/articles/gimnastika-dlya-glaz-dlya-uluchsheniya-zreniya-u-vzroslykh-i-detey/
  • https://junonann.com/stati/oftalmologiya/vosstanovitelnaya-gimnastika-dlya-glaz.html
  • https://mcoptica.com/problematika-zreniya/kompleks-gimnasticheskih-uprazhnenij-dlya-glaz/
  • https://doctor-shilova.ru/stati/gimnastika-dlya-glaz
  • https://elitplus-clinic.ru/stati/uprazhneniya-dlya-glaz-pri-blizorukosti.html
  • https://smileeyes.ru/stati/gimnastika-pri-dalnozorkosti/
  • https://ophthalmocenter.ru/blizorukost-zrenie/blizorukost-uprazhneniya.html

[свернуть]

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять