ЛФК при плоскостопии у детей: упражнения в картинках. Плоскостопие. Упражнения для детей при плоскостопии

Упражнения при плоскостопии у детей 6-10 лет: подробно в картинках

Немного о заболевании

Стопа формируется полностью к 16–18 годам. Правильная подошва имеет две выемки: продольную и поперечную, тогда человек при ходьбе может опираться на три точки стопы.

Если подошва плоская, то роль амортизатора играть не может, нагрузка будет распределяться между тазобедренным суставом, позвоночником. В этом и состоит основная опасность плоскостопия.

У человека с подобным дефектом неверно формируется осанка, искривляются кости, болят ноги при малейшей активности. В будущем нескорректированное плоскостопие провоцирует артрозы, артриты, межпозвоночные грыжи, на стопах образуются болезненные натоптыши. Поэтому так важно устранить ортопедический дефект до полного созревания организма. Восстановить природные функции стопы легко с помощью консервативных методов терапии — ЛФК и гимнастики.

Маленькие хитрости! Если ребенок после 7 лет категорически отказывается посещать массажиста, не соглашается заниматься ЛФК дома или в терапевтической группе, предложите капризуле смотреть фото ног с невылеченным плоскостопием, расскажите подробно, какие последствия его ждут.

Стресс зачастую является более эффективным воспитателем, чем обещания и уговоры.

Разминка

Зарядка от плоскостопия у детей обязательно начинается с разминочных упражнений. Это необходимо для разогрева организма, снятия тонуса с мышц, подготовки мускулатуры к полноценной работе. Разминка включает в себя стандартные задания: наклоны, взмахи руками и ногами, повороты головы, туловища и другие. Основным упражнением для разогрева является ходьба. Дети должны двигаться по кругу, выполняя следующие указания педагога или родителя:

  • На носочках — 1–2 минуты. Руки нужно держать на поясе, голову не опускать к груди.
  • На носочках по счету и поднимать высоко колени — 1–2 минуты. Ритм не делайте слишком быстрым: раз – пауза – два – пауза – три – пауза и так далее. Ускорить темп выполнения задания можно на последних 10–15 секундах.
  • Попеременно на носочках и пяточках — 2–3 минуты. Чередуйте положение ног через 8–15 шагов.
  • На внутренних частях стопы — 1 минута.
  • На внешней части стопы — 1–2 минуты.

Разминку проводите весело, задорно, включайте маршевую музыку, подбадривайте «спортсменов». После 8–10-минутной разминки можно переходить к выполнению основной части ЛФК.

На заметку! Упражнения при плоскостопии у детей нужно делать босиком. Это обязательное условие эффективности лечения. Если пол холодный, можно надеть тоненькие носки, но лучше обходиться без них и запланировать занятия в теплом помещении.

Упражнения для коррекции плоскостопия у детей различаются по сложности.

При выборе заданий ориентируйтесь на возраст, физическую подготовленность маленьких пациентов.

Причины развития плоскостопия

Заболевание могут спровоцировать многие факторы, наиболее частые:

  • предрасположенность – если у родителей есть плоскостопие, то есть вероятность, что оно будет и у ребенка;
  • неправильно подобранная обувь – тесная, узкая, слишком высокая или на абсолютно плоской подошве;
  • врожденная слабость связочно-мышечного аппарата стопы;
  • сильная нагрузка на ноги из-за избыточного веса, физических занятий;
  • рахит;
  • слишком ранняя и нерациональная нагрузка в период, когда ребенок только начинает подниматься на ноги. Причиной могут стать ходунки, которую зачастую начинают использовать, когда малыш еще не готов самостоятельно вставать;
  • травмы стопы;
  • паралич мышц, связок из-за неврологических заболеваний.

Согласно исследованиям заболевание чаще встречается у городских детей, которые постоянно ходят в обуви в отличие от деревенских, часто бегающих босиком. Негативное влияние оказывает и пассивный образ жизни, когда ограничена активность и дети большую часть времени сидят за компьютерами. Это влияет на осанку и вызывает проблемы с нижними конечностями. 

Диагностика заболевания

Выявлением и лечением заболевания занимается врач-ортопед. При первом визите он подробно собирает анамнез – уточняет жалобы, когда они появились, есть ли плоскостопие у кого-либо в семье и т.д. При осмотре специалист обращает внимание на:

  • особенности постановки стопы;
  • наличие отклонений стопы в стороны;
  • походку;
  • состояние сводов;
  • характер снашивания обуви. 

Установить плоскостопие у детей до 6-7 лет весьма сложно, так как ребенок растет и стопа меняется вместе с ним, но есть случаи с выраженными изменениями, где диагноз очевиден. Объективными методами исследования детей старшего возраста являются:

  1. Плантография – изучение стопы по ее отпечатку. Хороший метод диагностики для массивных профилактических осмотров в детских учреждениях. Исследование не требует подготовки, выполняется легко и быстро. На стопы ребенка наносят красящее вещество, далее он становится на белый лист бумаги и оставляет отпечаток, по которому проводят измерение различных показателей.
  2. Компьютерная плантография – вместо бумаги используется специальная платформа, на которую наступает ребенок для сканирования. Исследование проводят в положении стоя и сидя на стуле, чтобы изучить состояние стопы без действия веса. Все полученные данные обрабатываются соответствующими программами.
  3. Подометрия – измерение подометрического индекса свода стопы.
  4. Рентгенография – используют для уточнения диагноза, оценки состояния костной ткани и определения степени выраженности плоскостопия.

Для изучения биомеханики ходьбы, особенностей движений, походки назначают подографию. Для исследования требуется специальное оборудование, которым оснащены далеко не все лечебные учреждения.

Профилактика плоскостопия у детей

Для формирования правильных сводов стопы требуются сильные мышцы, их симметричное развитие. Этого можно достичь активным образом жизни, босой ходьбой в природном ландшафте. Правильно развитые мышцы, которые крепятся сухожилиями к костям за счет своей тяги, формируют правильные своды. Но, к сожалению, детская стопа все реже сталкивается с условиями, которые способствуют развитию крепких мышц и костей. Дети начинают свои первые шаги на гладком полу дома, а далее постоянно находятся в обуви.

Родителям нужно разрешать ребенку ходить босиком по траве, неострым камням, песку и любым другим неровным поверхностям. Дома можно использовать специальные массажные коврики. Можно рассыпать на полотенце горох и позволить ребенку ходить по нему в тонких носках.

Важно следить за нагрузкой. Если она минимальна или вовсе отсутствует, то повышается и вероятность плоскостопия. Активность детей в современное время очень снизилась, многие вместо прогулок на улице стали сидеть перед телевизорами, компьютерами, что не только является риском плоскостопия, но и становится причиной нарушения осанки.

Дети должны заниматься физкультурой, различными игровыми видами спорта, например, футболом. Для полноценного развития опорно-двигательного аппарата, включая стопы, очень полезно плавание. Важно правильно подбирать обувь с мягким супинатором, минимальным каблучком (около 0.5 см), относительно жестким задником. Большую роль играет и полноценное сбалансированное питание, особенно важно не допускать дефицита фосфора, кальция, витамина D.

Если на момент осмотра у ребенка не выявлено плоскостопие, это не гарантирует, что оно не появится, поэтому с профилактической целью ежегодно детей нужно приводить на консультацию к ортопеду.

Универсальная гимнастика

Есть и другие упражнения, делать которые лучше вместе со взрослыми. Так будет удобнее контролировать их правильность. Следующие упражнения выполняются, когда ребёнок находится в положении лёжа:

  • Нужно тянуть носочки ребёнка влево, потом вправо, потом на себя. Потом нужно развернуть ступни друг к другу, как при хлопке.
  • Слегка приподнять пятки, чтобы они не касались коврика. Ребёнок в это время должен потянуть носки вниз. В идеале они должны коснуться пола.

После этого малыш должен сесть. Вторая часть комплекса:

  • Ребёнок вытягивает ноги и по очереди опускает и поднимает пальцы то на одной, то на другой ноге.
  • Нужно, чтобы ребёнок нагнулся вперёд к вытянутым ногам и ухватился за пальцы. Потом он должен потихоньку тянуть стопы к себе.
  • Сидя ухватить пальцами стоп теннисный мячик. Когда это получится, поднимать и опускать его.
  • Сидящий ребёнок должен согнуть ноги в коленях и опереться на носочки. Нужно сводить и разводить его пятки, не отрывая носочки от коврика.

Следующая часть выполняется сидя на стуле. Важно, чтобы он был ребёнку по росту: стопы должны уверенно касаться пола, в то время как ребёнок удобно сидит, оперевшись на спинку:

  • Простое сгибание и разгибание пальцев ног.
  • Сидя, ребёнок должен описывать в воздухе максимально ровные окружности. Сначала по часовой стрелке, затем против.
  • По очереди отрывать от коврика то пятки, то носочки. Можно делать это перекатом.
  • Катать по полу теннисный мячик. Делать это нужно сводом стопы.

Следующий блок выполняется стоя. Желательно для него использовать ортопедический коврик, продолжительность занятия не должна быть дольше 15 минут:

  • Сначала по коврику нужно походить на носочках, потом на пяточках.
  • Походить на внешней, потом на внутренней стороне стопы.
  • Сделать перекаты с носков на пятки.
  • В конце просто попрыгать.

Пример некоторых упражнений на видео:

Следующая часть выполняется на ровном коврике. Нужно использовать гимнастическую палку:

  • Сначала ребёнок должен покатать её стопой на шаг назад, затем вперёд. Это укрепит всю стопу.
  • Потом палку нужно зажать поперёк лопаток и сделать пару приседаний, стараясь держать спину ровно и не отрывать пятки от пола.
  • Опираясь на поставленную перед собой палку крутиться на пятках.

Каждое упражнение желательно выполнять по 5-7 раз. Оптимальное время для занятий с малышами — 15 минут в день, с подростками — 25. Если ребёнку сложно или больно, не нужно настаивать на выполнении упражнения, но и переставать совсем тоже плохой вариант. Нужно начинать с простого и постепенно усложнять задачу.

ЛФК для детей до года

В грудничковом возрасте диагноз плоскостопие поставить еще нельзя, поскольку все дети рождаются с ровными подошвами. Дефект будет явно заметен позже, в 5–7 лет. Комплекс упражнений для детей до года рекомендован всем малышам как профилактика плоскостопия, косолапости и подготовка к самостоятельной ходьбе.

Мамам грудничков рекомендуется ежедневно проводить с ножками любимого карапуза следующие манипуляции:

  • вращения стоп по кругу;
  • наклоны ступней в разные стороны;
  • потягивание носочка на себя и от себя;
  • соединение стоп между собой;
  • велосипед ножками;
  • легкий массаж подошв и пальчиков.

На заметку! Упражнения выполняйте в положении лежа, в те дни, когда грудничок здоров и расположен к зарядке. Нажимы, наклоны, повороты стоп делайте без усилий, для массажа пользуйтесь маслом.

Последствия плоскостопия

Стопа человека имеет сложное строение и выполняет очень важные функции, которые не может осуществить ни один механизм, поскольку она должна выдерживать огромные нагрузки. Человек делает в сутки тысячи шагов. Во время ходьбы, бега, прыжков организм получает удары, которые смягчает стопа, выступая амортизатором. При деформации сводов тонус мышц ослабляется, они не могут поддерживать стопу, удары не амортизируются. Это приводит к ускоренному износу всего опорно-двигательного аппарата, может затрагиваться даже работа внутренних органов.

При прогрессировании деформации возникают и трудности с подбором обуви. Безобидное на первый взгляд плоскостопие может привести к развитию:

  • артроза;
  • сколиоза;
  • искривлению пальцев стопы;
  • хромоте;
  • косолапию;
  • изменению походки;
  • межпозвоночных грыж;
  • остеохондрозу.

Дети с плоскостопием быстро устают, поэтому не могут долго бегать и играть, появляются ограничения на уроках физкультуры.

Упражнения для дошкольников (с 5–7 лет)

Длительность зарядки без учета разминки — 15 минут. Каждое упражнение нужно повторять 7–10 раз. После разминки малыш садится на невысокий стульчик и выполняет следующие задания:

  1. Отрывает ноги от пола по очереди и сгибает стопу наверх, разгибает с максимальной амплитудой.
  2. Не меняя исходного положения, поворачивает стопу по часовой стрелке, потом обратно.
  3. Пишет стопами ровные и широкие круги.
  4. Катает мячик или палку по полу. Сначала каждой ногой, затем обеими.

Затем перемещается на коврик, ложится на спину:

  1. Приподнимает ноги, хлопает ступнями друг об друга.
  2. Крутит воображаемый велосипед.
  3. Сгибает колени, ставит стопы на пол, разводит пятки по сторонам, задерживает положение на 1–2 секунды.
  4. Не меняя позу (колени согнуты, стопы упираются в пол), приподнимает пятки, потом носки.

Переворачивается на живот:

  1. Заводит руки назад, поднимает согнутые в коленях ноги. Захватывает руками носок стопы и раскачивается в позе «Лодочка».

Заключительный этап — выполнений упражнений стоя:

  1. Поднимается на носочки, задерживается в таком положении на несколько секунд, опускается.
  2. Встает на пяточки, фиксирует позу на 1–2 секунды. Длительность задержки с такой опорой нужно увеличивать постепенно до 5 секунд.
  3. Ходит по кругу сначала на пятках, потом на носках.
  4. Полуприседает на пальцах не больше 10 раз.
  5. Ходит на внешней, затем внутренней части стопы.
  6. Собирает пальцами ног мелкие предметы (шарики, карандаши, мягкие игрушки) с пола.

На заметку! С детьми младшего дошкольного возраста лучше всего проводить занятия в игровой форме, в группе. Родители должны не только руководить процессом, но и стать активными участниками тренировки.

Упражнения с различными предметами

Упражнения с различными предметами

Для следующего комплекса упражнений понадобится простейший инвентарь: спортивная палка, мяч, мелкие предметы, отрез ткани, карандаш, бумага.

  • Сесть на стул. Удерживая мяч стопами, поднять его вверх пять раз. Перекатывать мяч ногами в разные стороны (или по кругу), сначала одной ногой, потом другой — по пять повторов.
  • Сидя на стуле, выкладывать пальцами ног узоры из мелких предметов или собирать предметы с пола и складывать их в коробку.
  • Катать стопами гимнастическую палку. Вместо палки можно использовать обычную скалку.
  • Расстелить на полу кусок ткани и пытаться собрать его пальцами ног.
  • Зажав пальцами ног фломастер или карандаш, писать и рисовать на бумаге.
  • Ходьба по гимнастической палке. Стать на палку так, чтобы она находилась поперек стопы. Передвигаться вдоль нее приставным шагом: делать шаг вбок ногой, ближайшей к направлению движения, и подтягивать к ней другую ногу.

На каждую лечебно-профилактическую тренировку отводится от 15 до 30 минут. Упражнения должны выполняться в присутствии взрослых. Их задача — проконтролировать правильность действий, подстраховать, подбодрить и составить компанию ребенку. Дети с гораздо большим энтузиазмом занимаются лечебной гимнастикой, если в тренировке присутствует элемент соревновательности или игры. Часть упражнений можно выполнять на скорость: кто быстрее нарисует фигурку, напишет предложение или соберет предметы с пола.

Комплекс для занятий в группе (в ДОУ)

В детском саду ЛФК преследует цель предупреждения плоскостопия у детей. Набор заданий может быть следующим:

  1. Дети делают упражнения на индивидуальном массажном коврике:
  • Ходят на внешней, потом на внутренней части стопы.
  • Делают перекаты с пятки на носочки.
  • Прыгают на пяточках, на носочках.
  • «Ласточка». Встают на одну ножку, другую поднимают наверх, разводят руки в сторону и сгибают корпус. Можно устроить соревнование, кто продержится «в полете» дольше.
  1. Дошкольники переходят на ровную поверхность и стоя выполняют следующие задания с гимнастической палкой:
  • Катают палку по полу ступнями.
  • Фиксируют палку за спиной руками и приседают. Пятки от пола отрывать при этом нельзя.
  • Ставят палку перед собой и совершают повороты на пятках и носочках.
  1. Игровые упражнения:
  • Ходьба по канату. Устройте соревнование на скорость и правильность выполнения задания между группами.
  • Перетаскивание под стул мелких предметов. Рассыпайте перед детьми камушки, катушки, коробки от спичек. Предметы нужно захватывать пальцами ног и перетаскивать под стул, на котором сидит ребенок.
  • Рисование ногами. Дети берут карандаш пальцами ног и пытаются нарисовать на листе заданную фигуру: квадрат, солнышко, овал.
  • Игры с резиночкой. Нужно раздать нетугие резинки для волос или тканевые подвязки из эластичного материала. Резинка надевается на все пальцы. Ребенок должен расставить фаланги так, чтобы подвязка максимально растянулась. Затем резинка надевается на большие пальцы обеих ног и тоже растягивается при разведении стоп в разные стороны.
  • Наполни стакан шариками. Ставится стаканчик, и насыпаются шарики небольшого диаметра. Дети должны поднять шары пальцами ног и заполнить бокал.

Есть мнение! Доктор Комаровский считает, что невылеченное плоскостопие у детей старше 14–16 лет — результат халатности родителей.

При таком количестве методов терапии деформацию стопы однозначно можно исправить, занимаясь не больше 10–15 минут в день на протяжении 1–2 лет.

Для детей школьного возраста (от 7 до 16 лет)

Подросткам и младшим школьникам 7–10 лет включайте в гимнастику больше заданий с предметами: мячиками, палками, скалками. Лечебный комплекс варьируйте по сложности и продолжительности с учетом возраста, подготовленности ребенка, в качестве основы рекомендуем следующие задания:

  1. Захват мяча внутренней частью стоп. Когда ребенок поймал мячик, его нужно приподнять от пола и удержать на весу несколько секунд.
  2. Подросток сидит на стуле, под ногами коврик. Пальцами ног нужно сложить подстилку гармошкой, затем расправить ее ровно. Для усложнения задания используйте вместо толстого ковра салфетки, головные платки.
  3. Положите под подошвы палку. Ребенок катает ее назад-вперед, прижимает к полу. Так же можно использовать мячи.
  4. Школьник приседает с опорой на пальчики, руки вытянуты вперед. Когда упражнение освоено, можно просить перекатываться в положении сидя с пятки на носок.
  5. Подготовьте ровную доску, положите ее под наклоном на пол. Подростку нужно ходить по ней на носках.
  6. Затем предложите школьнику ходить по узкой опоре — палке, скамье.
  7. Для ЛФК полезно использовать жесткие маты — ребенок прыгает сначала на обеих ногах, потом на одной.
  8. Заключительное задание – лазанье по шведской стенке. Обязательно переносить вес тела на ступни.

В качестве массажа ступней 2–3 раза в неделю используйте ходьбу по крупе (гречке, рису) или выстилайте для ребенка дорожку из фасоли.

Школьник должен стоять на натуральной поверхности босыми ногами, переминаться подошвами на одном месте. Упражнение способствует улучшению кровотока в ножках.

На заметку! Не забывайте корригировать набор упражнений по мере взросления пациента. Подростку после 12 лет можно заниматься ЛФК не 15, а 30 минут, и делать по 20 повторов каждого задания.

Симптомы заболевания

Большинство детей редко жалуются на дискомфорт, или родители зачастую не придают жалобам особого значения. Это связано с тем, что дети ведут активный образ жизни, усталость в конце дня – результат непрерывного движения, поэтому не вызывает у родителей беспокойства. Но есть признаки, на которые нужно обратить внимание:

  • стаптывание обуви по внутреннему краю подошвы;
  • отказ ребенка от длительной ходьбы, поскольку она вызывает усталость в ногах либо боль в спине;
  • наступание при ходьбе на внутренний край стопы;
  • косолапость, ступни заворачиваются вовнутрь.

Любой из указанных признаков – повод обратиться к врачу, чтобы как можно быстрее принять меры и предотвратить прогрессирование плоскостопия.

Виды плоскостопия

С учетом биомеханики есть два вида: функциональное и анатомическое плоскостопие. В первом случае стопа не уплощается полностью, но появляется ее проседание при нагрузке, при движении она наклоняется кнутри. Опора приходится преимущественно на 2 точки – пятку и область большого пальца, что ведет к его отклонению кнаружи. Анатомическое плоскостопие не несет такого негативного влияния на организм, как функциональное. Стопа в любом положении – при нагрузке или покое – имеет уплощенный продольный свод.

С учетом причины выделяют следующие виды заболевания:

  • травматическое – появляется в результате травмы, чаще переломов, когда своды опускаются из-за нарушения анатомического строения;
  • паралитическое – результат заболеваний, при которых происходит снижение или потеря тонуса мышц, например, при неврологических болезнях;
  • рахитическое – связано с рахитом, различными патологиями, которые затрагивают соединительную ткань;
  • врожденное – наблюдается при внутриутробном нарушении развития сухожилий, костей, мышц. 

По характеру изменения сводов выделяют следующие виды плоскостопия:

  • продольное – уплощение продольного свода, встречается чаще всего. В данном случае стопа распластывается в продольном направлении, чуть удлиняется и прикасается к опоре (поверхности) не только наружным краем, как должно быть в норме, а почти всей поверхностью;
  • поперечное – наблюдается поперечное распластывание стопы и отклонение большого пальца кнаружи. Длина стопы уменьшается, передний отдел опирается на головки плюсневых костей;
  • комбинированное – уплощение поперечного и продольного сводов.

Большое клиническое значение имеет классификация плоскостопия по степени, но это определяется рентгенологически. На снимках отклонения выявляют с учетом оценки углов свода стопы, костных изменений.

Физкультура для ног при продольном плоскостопии

Продольное нарушение строения стопы чаще встречается у подростков с лишним весом. ЛФК обязательно сочетайте с плаванием, диетой, контролем режима дня. Ежедневно на протяжение 2–3 месяцев ребенок должен выполнять следующие тренировочные упражнения:

  1. Сидя на стуле, приподнимать ноги наверх и вращать попеременно стопами.
  2. Подниматься на пальчиках 20–30 раз.
  3. Ходить на носочках 1–2 минуты.
  4. Сжимать и разжимать пальцы ног с силой. Можно использовать удержание карандаша, ватных палочек.

На заметку! Боль, судороги в ногах, ступнях во время выполнения комплекса упражнений ЛФК и после тренировки — сигнал к прекращению занятий. Возможно, комплекс заданий не подходит ребенку по насыщенности или сложности. За коррекцией физкультуры и консультацией обратитесь к ортопеду, физиотерапевту.

Упражнения при вальгусном дефекте стопы

Для устранения косолапости при вальгусном деформации стопы у малыша стандартным набором упражнений обойтись не получится. К зарядке при плоскостопии добавьте еще несколько заданий:

  1. Катание палки, мяча стопами в положении сидя.

    Ребенку нужно с силой нажимать на предмет.

  2. Сжимание твердого предмета пальцами ног. Используйте карандаши, игольчатые мячи, камушки.
  3. Захват пальцами ног мелких деталей с пола.
  4. Подъем на пальчиках.

Используйте такую тренировку для расслабления мышц ног после тяжелого дня, большой нагрузки в школе или длительной ходьбы. Упражнения выполняйте в комплексе не более 2–4 минут, по 30 секунд – 1 минуте на каждое задание.

Физкультура при поперечном плоскостопии

Основная причина поперечного плоскостопия — недостаточная развитость связок подошвы. Задача специальной гимнастики при таком нарушении: растяжение мышц, сухожилий, снятие тонуса. Самым частым последствием поперечного плоскостопия являются натоптыши и искривленные пальцы, когда фаланги заходят друг за друга.

Не допустить негативных последствий ортопедического дефекта и исправить легкую степень плоскостопия поперечного типа у ребенка помогают следующие упражнения:

  1. Ходьба на внутренней и внешней части стопы — 2–4 минуты.
  2. Походка балерины (на пальчиках, вытянутом по максимуму носке) — 1–2 минуты.
  3. Приседания на носках и возврат в исходное положение стоя — 10 повторов.
  4. Перекатывание предметов по полу с упором на пальцы и стопы — 3–4 минуты.
  5. Бег на месте.

На заметку! Для профилактики и лечения поперечного и продольного плоскостопия эффективно использовать коврики с неровной поверхностью. Обязательно приобретите несколько штук домой или сделайте сами из подручных материалов.

Противопоказания

Отказаться от гимнастики придется совсем или на короткое время до стабилизации состояния здоровья в следующих ситуациях:

  • Если у ребенка высокая температура, признаки гриппа, простудных заболеваний.
  • При высоком артериальном давлении.
  • После травм ног, ожогов, обморожений кожи на ступнях.
  • При анемии любой степени и этиологии.
  • Если у ребенка серьезные заболевания сердечно-сосудистой системы.
  • При онкологических заболеваниях.

На заметку! Активный образ жизни, занятия спортом положительно влияют на общее состояние здоровья, мускулатуру. Но к выбору секции при плоскостопии нужно подходить внимательно. В 90% случаев детям с продольным и поперечным дефектом подошвы запрещены танцы, большой теннис, фигурное катание, конькобежный спорт, любые виды спорта, связанные с поднятием тяжестей.

Упражнения для малышей

Первые занятия советуем проводить в поликлинике под присмотром врача, а затем уже заниматься дома. При косолапости у детей гимнастика помогает натренировать мышцы, что позволит держать стопу правильно.

Если ребёнок не ходит, то упражнения ему помогают выполнять родители. Вернуть своды на место можно простыми сгибаниями и разгибаниями стопы вниз, к подошве, и обратно, затем внутрь.

Когда малыш подрастёт и сможет уверенно стоять на ногах, нужно выполнять с ним ряд других упражнений. Удобнее делать это босиком:

  • Ходить на носочках и на пяточках;
  • Собирать с пола мелкие детальки пальцами ног, катать карандаши;
  • Ходить попеременно на внутреннем и внешнем крае стоп;
  • Ходить по гимнастической палке или обручу.

Для детей от 5 лет гимнастика от плоскостопия уже более сложная и комплексная, поэтому такие упражнения рекомендуются для совсем маленьких. Малышей лучше не заставлять выполнять упражнения насильно, это отобьёт у них охоту заниматься и процесс только усложнится. Желательно проводить зарядку в игровой форме. Начинать надо с 2−3 минут постепенно увеличивая время до 15 минут.

Альтернативные методы лечения

Лечебная физкультура при плоскостопии у детей — действенный метод терапии ортопедических дефектов, но зачастую школьники, да и взрослые тоже, ленятся приходить на занятия длительное время. Малышей родители могут, конечно, простимулировать обещаниями, подарками, сладкими сюрпризами после каждого урока, но все равно зарядка остается скучным и нудным повседневным процессом.

Если справиться с ленью, упертостью ребенка не получается, воспользуйтесь альтернативными методами лечения:

Источники

  • https://razvitie-vospitanie.ru/zdorovie/uprazhneniya_pri_ploskostopii_u_detej.html
  • https://ortomed-clinic.ru/ploskostopie-u-detey/
  • https://OurKids.ru/narushenija/telo/gimnastika-ploskostopie/
  • https://MedAboutMe.ru/articles/fizicheskie_uprazhneniya_pri_ploskostopii_u_malyshey/

[свернуть]

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять