Адаптивная физкультура для детей, формирование физических, психических и социальных навыков

Особенности адаптивного физического воспитания детей

адаптивная физкультура для детей

Адаптивный спорт

На сегодняшний день существуют разные классификации направлений адаптивного спорта. Изначально выделяли лишь несколько основных больших групп. Затем появились новые виды в связи с разделением по типу отклонения в здоровье. Тем не менее основными и самыми широкомасштабными являются 3 ветви:

  1. Паралимпийский спорт – это соревнования людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
  2. Сурдлимпийский спорт – для людей с нарушениями слуха.
  3. Специальный – с интеллектуальными отклонениями.

В свою очередь, каждое из вышеуказанных направлений делится на подуровни. Например, в паралимпийском спорте выделяют соревнования между людьми с ампутированными конечностями, параличами, травмой спинного мозга.

Кроме того, организовываются соревнования как на общих, характерных для Олимпийских игр, требованиях, так и на специальных, адаптированных под возможности конкретной группы людей с отклонениями в физическом здоровье.

Разрабатывать критерии оценки соревнований должна соответствующая профильная организация. Адаптивная физическая культура — это не только спортивные показатели, но и сила духа спортсмена, его личные достижения в борьбе с недугом.Виды адаптивной физической культуры

Ключевые моменты адаптивной физкультуры для детей:

Адаптивная физическая культура является составной частью медицинского восстановления детей с отклонениями в здоровье, способ регулярной функциональной терапии, который использует физические упражнения для сохранения телесно-двигательных возможностей ребенка, открытия его внутренних резервов в лечении заболевания, которое было вызвано вынужденной гиподинамией.

Адаптивная физическая культура — область общей физической культуры. Главная цель адаптивной физической культуры- максимальное развитие жизнеспособности человека, который имеет устойчивые отклонения здоровья, благодаря организации постоянного режима функционирования его телесно-двигательных возможностей и духовного состояния, их развития для того, чтобы ребенок мог состояться как индивидуально и социально значимый субъект.  

Совокупность методов проведения адаптивной физической культуры значительно отличается, что связано с аномальным психофизиологическим развитием ребенка.  

Для построения процесса физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо быть осведомленным о состоянии здоровья ученика, его физических, психических и личностных индивидуальных особенностях, в связи с тем, что первоначальным условием начала образовательного процесса является характеристика ученика.

Нужно отметить, что по классификации болезней категория детей с ограниченными возможностями здоровья очень разнообразная. В том числе важными факторами являются возраст, степень тяжести, медицинские показания по сопутствующим заболеваниям и вторичным отклонениям, структура протекания болезни.  

Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Главную роль занимают физические упражнения, благодаря которым учитель производит направленное воздействие на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, решает вместе с ним развивающие, коррекционные, воспитательные, оздоровительные и профилактические задачи.

В следствие многоповторного выполнения упражнений ученик улучшает свою физическую форму, совершенствует движения и развивает новые двигательные возможности. Также результат от регулярных физических упражнений способствует большому количеству изменений биологических структур и функций. Человек с ограниченными возможностями здоровья в любом возрасте может прибегнуть к физическим упражнениям, и они будут давать положительный результат, но особенно сильно адаптивная физическая культура влияет на растущий организм.

Физические упражнения имеют ряд преимуществ:

  1. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы, улучшение тонуса и эластичности мышц, увеличение силы и укрепление суставов.
  2. Стимулирование кровообращения и обмена веществ.
  3. Увеличение работоспособности мозга и стрессоустойчивости,
  4. Развитие сенсорных функций.

Адаптивная физическая культура способствует развитию интересов и потребностей, воспитывает характер, формирует поведение и волю благодаря тому, что на уроках физической культуры упражнения наполнены целенаправленными действиями, сопряжено с множеством психических процессов, с регулированием качества движений, с умственной деятельностью и эмоциональной реакцией.

Выделяют эффективный способ проведения занятий физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья, который развивает координацию, волевую и психическую составляющую характера ученика, это игра. Люди всех возрастов с радостью вовлекаются в игры, потому что именно игра может удовлетворить потребности человека в эмоциях, досуге, общении и активной деятельности, а также является способом самовыражения. При выборе игр необходимо учитывать индивидуальные физические особенности, двигательные возможности группы, а также возраст.  

Доказано, что игровой процесс является не только развлечением, но и способом повышения телесно-двигательной активности, развития умственной деятельности и выражения эмоций. 

Главным принципом в проведении физической культуры для учеников с ограниченными возможностями здоровья является индивидуальный подход, исходя из которого распределяются нагрузки.

Таким образом, благодаря организации постоянных занятий адаптивной физической культурой заметно улучшается психофизиологическое состояние детей с ограниченными возможностями здоровья, а также, что не менее важно происходит приобщение учеников к необходимым им физическим упражнениям и способностью управлять своим психофизиологическим состоянием.

Цели и задачи адаптивного физического воспитания

Развитие адаптивной физической культуры и спорта направлено на социализацию людей с ограниченными возможностями, максимальное включение их в общественную деятельность. Проблема интеграции таких детей в социум стоит остро не только в России, но и во всем мире.

Развитие адаптивной физической культуры и спорта

Система адаптивного физического воспитания преследует следующие цели:

  • Развитие внутренней потребности заниматься спортом, привитие любви к физкультуре.
  • Сохранение и укрепление здоровья.
  • Обучение способности самостоятельно трудиться.
  • Совершенствование основных психических процессов, интеллектуальное и речевое развитие.
  • Адаптация в обществе.
  • Развитие личности.

Адаптивное физическое развитие и воспитание должны выполнять главные задачи:

  • Обучение навыкам гигиены и самообслуживания.
  • Повышение уровня психической и физической устойчивости.
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни.
  • Расширение границ физических возможностей ребенка, преодоление себя.
  • Обучение основным навыкам безопасности.
  • Осознание своих возможностей по сравнению с обычными детьми.
  • Компенсация утраченных способностей за счет функций других органов.
  • Формирование значимых личностных и эмоционально-волевых качеств.
Организация адаптивного физического воспитания

Правильная организация адаптивного физического воспитания и развития достигается путем реализации основных задач:

ЗадачиОсновные направления работы
ОбразовательныеПолучение необходимых знаний для осознанного восприятия движений своего тела и новых умений.Формирование важных повседневных физических навыков.Освоение правил выполнения полезных для ребенка упражнений.Обучение ориентироваться в среде, понимать свои физические возможности и правильно их рассчитывать.
РазвивающиеСовершенствование точности, реакции и силы двигательной системы.Развитие прикладных навыков.Практическое освоение понятий времени и пространства.Пополнение словарного запаса и развитие речевого навыка.
Оздоровительные и коррекционныеУкрепление здоровья, его поддержание.Закаливание.Активизация иммунитета.Улучшение работы внутренних органов и систем, основной упор делается на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.Коррекция осанки, плоскостопия и других нарушений опорно-двигательной функции.Совершенствование мелкой моторики.Преодоление психомоторных расстройств (страха высоты, клаустрофобии, нарушенной самооценки).
ВоспитательныеВоспитание чувства уверенности в собственных силах, преодоление внутренней несвободы.Развитие смелости, упорства, воли, навыков самостоятельной работы.Воспитание желания заниматься спортом.Приучение осознавать ответственность за собственное здоровье.

Направления коррекционно-компенсаторной работы

Часто адаптивная физическая культура становится единственной возможностью человека с инвалидностью стать членом общества. Занимаясь и соревнуясь с людьми со схожими физическими возможностями, человек в состоянии реализовать себя как индивид, развиваться, достигать успехов, учиться взаимодействовать в обществе. Поэтому главной целью специальной физической культуры является адаптация человека с ограниченными способностями в социуме, трудовой деятельности.

Исходя из индивидуальных физических возможностей человека, уровня оснащенности профессиональными кадрами и материалами, ставятся разные задачи адаптивной физической культуры. Но основные направления деятельности остаются неизменными. Общие цели следующие:

  1. Коррекционно-компенсаторная работа над выявленным физическим отклонением. В большинстве случаев такая деятельность проводится как по основному заболеванию, так и по сопутствующим проблемам. Например, при ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем.
  2. Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета.
  3. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи адаптивной физической культуры также являются немаловажными. Ставится цель привить людям с ограниченными возможностями понятие физической активности как ежедневной неотъемлемой части жизнедеятельности, обучить культуре спорта, правилам поведения в команде и во время соревнований.
  4. Психологические задачи являются важными составляющими направления физкультуры для людей-инвалидов. Нередко встречается асоциализация человека не столько из-за какого-либо отклонения в здоровье, сколько по причине неуверенности в собственных силах, неумении взаимодействовать с другими людьми, непонимании места в обществе.

Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры

Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:

  1. Человеческая жизнь – главная ценность, независимо от уровня здоровья.
  2. Человек олицетворяет неделимое единство природного и духовного.
  3. Каждый человек – неповторимая личность, сформированная генетическими факторами и социокультурной средой.
  4. Человек – свободная личность, сущностью которой являются одухотворенность, сострадание, милосердие.
  5. Независимая личность способна творчески развиваться, познавать, реализовывать себя во всевозможных направлениях.

Принципы адаптивного физического воспитания и образования

При разработке программы занятий следует учитывать важные особенности адаптивного физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • Персональный поход в соответствии с состоянием здоровья.
  • Малая наполняемость группы.
  • Недопущение истощения и слишком большой нагрузки.
  • Смена интеллектуальной и спортивной деятельности.
  • Использование привлекательного, яркого спортивного инвентаря.
  • Внимательное и тактичное отношение к каждому воспитаннику.
  • Похвала даже за самые малейшие успехи, формирование веры в собственные силы.
  • Использование посильных упражнений.
  • Направленность на социальную адаптацию.
  • Постоянный контроль состояния здоровья детей со стороны педагога и врача.

Важно! Воспитанники должны приходить на физкультуру с позитивным настроем, выполнять задания с радостью. Задача педагога – создать мотивацию и среду, в которой дети будут получать удовольствие от упражнений.

Занятия проводятся регулярно и следуют установленному плану. Только в этом случае можно достичь стойкого выраженного эффекта. Очень важно привлекать к работе родителей, получать от них обратную связь. Продолжая дома выполнять доступные упражнения, ребенок лучше усваивает нужные знания и навыки.

Особенности адаптивного физического воспитания

Программы адаптивного физического воспитания

Программы, направленные на адаптивное физическое воспитание и образование, составляются педагогом в соответствии со спецификой состояния здоровья детей. Это делается в отношении конкретной группы или воспитанника и зависит от ведущих типов нарушений в образовательном учреждении.

Для эффективной работы специалист по адаптивной физкультуре должен знать особенности дефекта ребенка, с которым он планирует заниматься, закономерности формирования его личностных качеств. В последнее время получили распространение инклюзивные методы обучения, когда дети с ограниченными возможностями занимаются совместно с ребятами, которые таких проблем не имеют. Обучение происходит в обычной школе или группе детского сада, ребенок не чувствует себя «не таким, как все», лучше осваивает необходимые движения и навыки.

Формы адаптивного физического воспитания

Программа включает в себя цели и задачи, сроки выполнения и формы адаптивного физического воспитания. Этапы составления эффективного плана занятий:

  • Знакомство педагога с ребенком и его семьей. Налаживание эмоционального контакта с ними.
  • Ознакомление с медицинской документацией. Тестирование. Выявление основного направления развития.
  • Составление непосредственно самой программы, которая по ходу реализации может корректироваться в зависимости от достигнутых результатов.

На протяжении всего срока работы с ребенком педагог стремится дать родителям знания, необходимые для самостоятельных занятий, и методы адаптивного физического воспитания. Важно не только научить их правильно заниматься с ребенком, но и помочь предотвратить вторичные нарушения.

Методы адаптивного физического воспитания

Методики адаптивного физического воспитания

Методика адаптивного физического воспитания должна учитывать следующие особенности ребенка:

  • Возраст.
  • Характер и тяжесть основного заболевания.
  • Вторичные нарушения.
  • Уровень психического и физического развития.
  • Функционирование органов сенсорики, опорно-двигательного аппарата.
  • Сохранность интеллекта.
  • Способность к обучению.
  • Медицинские рекомендации и противопоказания.

Важно! Начинать занятия с детьми нужно с самого раннего возраста, когда родители только узнали об ограничениях по здоровью. Чем раньше будет начата работа по адаптации, тем легче она пройдет, а это залог успешной и счастливой жизни.

Наиболее часто применяемые средства адаптивного физического воспитания, примеры:

ЗадачаПути реализации
Формирование базы знанийВербальная передача (указания, беседы, объяснения, обсуждение и пр.).Для детей с нарушением слуха невербальная подача информации (жесты, мимика).Хоровое произнесение фраз или слов при речевых нарушениях.Мысленное проговаривание инструкции для большей осознанности своих действий.
Формирование двигательного навыка в зависимости от характера дефектаУ слепых и слабовидящих детей направлены на слуховое и тактильное восприятие: объемные модели тела с шарнирными суставами, изображения положения тела с помощью рельефа, инвентарь с выраженной фактурой, звуковые сигналы.У глухих детей основаны на зрительном и тактильном восприятии: плакаты, карточки, показ упражнений педагогом, световые и вибрационные сигналы.У детей с умственной отсталостью должны быть задействованы зрительный, слуховой и двигательный канал: выполнение упражнения сопровождается рассказом и показом, рисование тела человека для усвоения знаний о его строении, рассказ об упражнении и его выполнение.С нарушением опорно-двигательного аппарата: занятия на специальных тренажерах, использование вынужденных движений с принудительным выполнением, просмотр фильмов.
Развитие адаптивной физической культуры

В используемых упражнениях преобладают следующие действия:

  • ходьба и бег;
  • прыжки;
  • метание мяча;
  • ползание, перелезание через препятствия;
  • игры с мячом – кидание, перекатывание.

Развитие адаптивной физической культуры позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя полноценными членами общества, которому они могут приносить пользу. Важно избавление от психологического барьера, связанного со своим дефектом, умение преодолевать трудности и осознавать себя обычным человеком. Адаптивная физическая культура и ее развитие в России обуславливаются повышением осознанности общества, большей толерантностью и желанием помогать людям, ограниченным в физических возможностях.

Видео

Чем особенна адаптивная физкультура?

Мозг человека устроен так, что положительная динамика в одном виде деятельности стимулирует положительные  изменения и в других видах деятельности. Например, воспитание крупной моторики стимулирует совершенствование мелкой моторики. В свою очередь, мелкая  моторика  пальчиков благотворно влияет на речевую активность малыша. Поскольку физическое и психическое развитие у детей тесно взаимосвязаны, работа с физической составляющей благотворно сказывается на состоянии ребенка в целом. Он становится более скоординированным, подвижным, ловким. Ребенок полноценно осваивает пространство вокруг себя и двигательные возможности собственного тела. Развитие тела крохи позитивно влияет и на его психику. Улучшается речь, память, внимание и даже способности к социальному взаимодействию. Происходят изменения в личностном росте малыша. Осознание собственного тела помогает ему ощутить себя личностью с собственными эмоциями, желаниями, предпочтениями.

Когда и кому стоит начать заниматься?

Такие особенности, как: сколиоз, плоскостопие, ожирение, раскоординированность движений и т.д. также могут негативно сказываться не только на формировании физической, но и на формировании психической и социальной деятельности малыша. Специальная физкультура для таких детей полезна, начиная с самого раннего возраста. Корректируя проблему до школы, можно избежать множества трудностей в учебе и социализации.

Трехкратная польза от занятий для вашего ребенка

Эффект в целом можно разделить на несколько видов:

  • лечебный;
  • коррекционный;
  • общеукрепляющий.

Регулярные занятия обеспечивают:

  • коррекцию проблем сенсомоторной системы и недостатков познавательной сферы;
  • улучшение координации, чувства темпа движений;
  • улучшение выносливости и волевой регуляции;
  • повышение работоспособности;
  • формирование умения чувствовать и оценивать состояние своего тела;
  • укрепление опорно-двигательной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем.

Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры

АФК включает 4 базовых компонента:

  1. Адаптивное физвоспитание состоит в обучении пациента основам физподготовки, анатомии, физиологии. Помогает понять механизмы развития болезни и способы преодоления нарушений, а также адекватно оценить способности своего организма.
  2. Адаптивная физическая реабилитация предполагает разработку специальных тренировочных комплексов, помогающих восстановится после болезни, травмы либо расстройств психики.
  3. Адаптивная двигательная рекреация включает активный отдых, динамичные игры, спортивные развлечения. Позволяет совместить приятное с полезным: удовольствие от увлекательного досуга с двигательной тренировкой.
  4. Адаптивный спорт подразумевает соревновательную деятельность, направленную на высокую результативность. Имеет первостепенное значение для самореализации инвалидов или лиц с ограниченными способностями.
группа ребят в инвалидных колясках играет в баскетбол

Функции адаптивной физической культуры

Все функции, которые несет адаптивная физическая культура, имеют социально-педагогический характер. К ним относятся:

  • Профилактическая – предотвращение осложнений, нежелательных исходов болезни;
  • Коррекционно-компенсаторная – максимально доступная компенсация анатомо-физиологических расстройств;
  • Образовательная – предоставление информации о собственном организме, о состоянии здоровья;
  • Воспитательная – обеспечение личностного роста;
  • Лечебно-восстановительная – восстановление здоровья;
  • Рекреационно-оздоровительная – обеспечение полезного отдыха;
  • Гедонистическая – получение удовольствия от жизни;
  • Спортивная – участие в спортивных состязаниях;
  • Профессионально-подготовительная – приспособление больного к работе в определенной профессии;
  • Социально-интегративная – внедрение в социокультурную среду;
  • Коммуникативная – налаживание полноценного общения с окружающими.

Значение и особенности АФК

Адаптивная физкультура — это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.

Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект. Так же оздоравливается связанная с моторикой вегетативная система.

В инклюзивной школе дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и приемы АФК. Основные принципы АФК:

1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.

2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления сохраненных, создание «обходных путей».

3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом .

4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.

5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.

6. Вариативность:

  • многообразие упражнений и условий их выполнения
  • разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, нетрадиционные псхотехники (гимнастика тайцзицюань для старшеклассников)
  • разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, обоняние
  • развитие речи (подвижные игры с речетативами)
  • развитие мелкой моторики («пальчиковые» игры)
  • развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов)

7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на внеклассных и внешколных спортивных мероприятиях.

Рекомендации по преподаванию физкультуры

Преподавание физкультуры детям с ОВЗ предполагает методы и технологии физического воспитания, коррекционные упражнения как общие, так и частные.

Рассмотрим два метода.

“Эволюционный метод двигательной реабилитации”.(автор Н.Н Ефименко)

Частный метод при нарушениях ОДА. Возрастная категория: младшие школьники. Применяется в начале урока физкультуры в инклюзивном классе, где учатся дети с этим нарушением. Принцип: повторение эволюции движений человека от рождения до года, используя 8 двигательных режимов, или ” 8 золотых формул«. Цель: восстановление двигательных функций, общее физическое развитие.

1. Начинать урок с упражнений в горизонтальном положении, переходя к вертикальному, а от него к ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам.

2. Начинать упражнения в любом исходном положении с низких поз, переходя к более высоким: низкие четвереньки с опорой на локти и колени → средние четвереньки с опорой на ладони и колени → высокие четвереньки с опорой на ладони и стопы.

3. В исходном положении лежа начинать движения с позы «эмбриона» (поза группировки) с постепненным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей: лежа на боку→ лежа на спине → лежа на животе.

4. В любом исходном положении выполнять движения «от темечка к пяткам»: головой (шейным отделом позвоночника) → плечевым поясом и руками → мышцами туловища (грудь, живот, спина) →тазовым поясом →нижними конечностями → все вместе в ходьбе, лазанье, беге, прыжках.

  • в горизонтальном положении более активно двигать головой и руками
  • в вертикальном положении более активно двигать тазовым поясом и ногами

5. Работая с руками и ногами, выполнять движения сначала крупными суставами (плечевыми и тазобедренными), затем средними (локтевыми и коленными) и в конце мелкими (костевыми, голенностопными, пальцами). “Ползанье по-пластунски”→ “Ползанье на нижних четвереньках”→ “Ползанье на средних четвереньках«→ «Ползанье на высоких четвереньках».

6. Чем ниже положение тела, тем медленне и спокойнее выполнять движения (стиль «ползущего питона») и чем выше положение тела, например, подскоки, тем быстрее двигаться (стиль «скачущего коня»).

7. Чем ниже и горизонтальнее положение тела, тем в более расслабленном режиме выполнять движений («брошенная на пол веревочка») и чем выше и вертикальнее положение, тем сильнее напрягать мыщцы («прочно стоящая колонна»).

8. Для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) выполнять медленные, спокойные, плавные движения, а для отдаленных от туловища мышц быстрые, частые и хлесткие.

Метод предполагает «Большое планирование» — стратегическое планирование на месяцы и годы и «Малое планирование» на один или несколько уроков. В результате естественные «эволюционные» движений максимально корректируют нарушения моторики. 100 ошибок воспитания, которых легко избежать
100 ошибок воспитания, которых легко избежать О чем эта книга Это самый подробный гид по родительским промахам, способам их избегания и устранения. Автор разбирает самые распространенные ошибки, которые или совершают, или очень боятся совершить все родители. Вы узнаете, как: стать ребенку настоящим другом, не теряя авторитет; общаться с ребенком, не повторяя ошибок своих родителей; правильно реагировать на капризы и непослушание ребенка; удовлетворить потребность ребенка в любви, не балуя его; развивать ребенка с учетом особенностей его личности; привить ребенку правильное представление о счастье и успехе. Кто автор Ольга Маховская — известный психолог, кандидат психологических наук, сотрудник Института психологии РАН, ВГИКа. Стипендиат международных научных программ. Директор по содержанию детского телевизионного проекта «Улица Сезам в России», автор и ведущая программ для родителей. Автор книг «Американские дети играют с удовольствием, французские — по правилам, а русские — до победы», «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить».Купить

«Игра-эстафета «Двойная мотивация»

Общий метод, направленный на развитие моторики и социализацию детей с ОВЗ. Возрастная категория: младшая и средняя школа. Принцип: совместное синхронное выполнение движений командной эстафеты в паре здоровым ребенком и ребенком с ОВЗ. Цель: совершенствовать двигательные навыки, умение ориентироваться в пространстве, развивать физические и морально-волевые качества.

Проводятся на уроке физкультуры в инклюзивной школе:

  • перед изучением нового материала для закрепления разученных движений
  • после изучения отдельных видов движений для проверки усвоенного материала в усложненных условиях.

Виды движений, от 2-х до 10, и их сочетания зависят от сложности заболевания «особых» детей:

  • проползти или пробежать с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия
  • бег с перепрыгиванием препятствий
  • ползанье — ходьба — бег с сохранением равновесия на различных снарядах
  • ходьба с переносом мячей, обручей и других предметов
  • бег с ведением мяча
  • передвижение на четвереньках с ползаньем и лазаньем на гимнастических снарядах
  • бег змейкой между предетами
  • ходьба с перешагиванием предметов
  • передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам

Протвопоказаны:

  • акробатические кувырки вперед и назад
  • бег по гимнастической скамейке (возможна ходьба с подстраховкой)
  • лазанье по канату
  • бег до стены и ее касание ( опасность ударов о стенку)

В результате дети приобретают активность, ловкость и быстроту движений, точность и быстроту реакций на сигналы, улучшается равновесие и ориентировка в пространстве, развивается взаимопомощь и взаимовырука.

Противопоказания к АФК

  • Обострение хронических заболеваний и инфекционные заболевания
  • Сердечно-сосудистые заболевания
  • Легочная недостаточность
  • Заболевания крови
  • Нарушения спинального кровообращения
  • Злокачественные образования
  • Почечная недостаточность
  • Хронический гепатит
  • Близорукость высокой степени, глаукома, отслоение сетчатки
  • Осложненный сахарный диабет
  • Эпилепсия
  • Остеохондроз позвоночника с осложнениями
  • Психические заболевания

В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствания и самореализации.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять