Детское ЛФК: правила, противопоказания, разновидности

ЛФК и физические упражнения для детей

детская физкультура

Физические упражнения для детей необходимы для полноценного развития. Лечебная физкультура помогает справиться с такими патологиями, как плоскостопие, сколиоз, кривошея и другие.

Физическое развитие малыша не менее важно, чем развитие психоэмоциональное. Современные люди с раннего возраста мало двигаются, проводя время с гаджетами или у телевизора. Утренняя зарядка для детей с элементами комплекса ЛФК поможет укрепить организм и исправить многие проблемы с позвоночником.

Лечебная физкультура помогает справиться с такими патологиями, как плоскостопие, сколиоз, кривошея и другими проблемами опорно-двигательного аппарата. Если у вашего ребенка диагностирована врачом-ортопедом определенное заболевание, рекомендуем согласовать комплекс физических упражнений.

Как сделать зарядку привлекательной

Дошкольный возраст – время игр. Поэтому самый простой способ привлечь малышей к выполнению упражнений – предложить им поиграть. Зарядка для маленьких детей должна быть интересной и весёлой.

Еще один мощный стимул – пример родителей. Чтобы привлечь дошкольников к занятиям физической культурой, нужно «подружиться» со спортом самим.

Утренняя зарядка для детей 8-9 лет – это уже более серьезные тренировки. В этом возрасте стимулом может стать желание стать сильным, приобрести красивую фигуру.

Настроение

Зарядка с детьми должна приносить радость. Если малыш встал с плохим настроением или он неважно себя чувствует, то лучше отложить тренировку. Задача родителей – заинтересовать сына или дочку.

Темп и очередность

Физические упражнения для детей проводятся в среднем темпе. Новые движения сначала нужно выполнять медленно, добиваясь того, чтобы оно было выполнено правильно. Затем темп можно будет увеличить.

Любая физзарядка для детей всегда начинается с разминки. Затем переходят к основному комплексу и завершают спокойной ходьбой и растяжкой.

Показания к применению

Лечебная физкультура применяется специалистами клиники «СМ-Доктор» для оздоровления детей с различными заболеваниями. Перечень показаний к использованию детской лфк достаточно обширен:

  • нарушения в работе сердечно-сосудистой системы вне фазы обострения;
  • болезни периферических сосудов;
  • хронические заболевания органов дыхания;
  • нарушения в работе системы пищеварения;
  • болезни почек и мочевыводящих путей;
  • нарушения обмена веществ, в том числе ожирение;
  • заболевания нервной системы;
  • при остеохондрозе, сколиозе и других заболеваниях позвоночника;
  • нарушения и травмы опорно-двигательного аппарата.

При принятии решения о назначении занятий лфк детский врач учитывает и возможные противопоказания к выполнению упражнений: воспалительные процессы в острой стадии, лихорадочные состояния, синусовая тахикардия, инфекционные заболевания, резко выраженный болевой синдром, склонность к кровотечениям, общее тяжелое состояние пациента.

Занимаемся спортом дома

Развить у ребенка умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения и ориентироваться в пространстве можно благодаря зарядке в домашних условиях. Утренняя зарядка — залог бодрости и хорошего настроения на весь день! Простые, понятные, приносящие удовольствие ребенку упражнения позволяют развить ловкость, координацию движения и мышечную силу.

Физкультура с улыбкой.jpg

Длительность утренней зарядки зависит от возраста ребенка

  • для малышей 1-2 года длительность одного занятия должна быть около 5-8 минут,
  • для 3-4 года — 10-15 минут
  • для 5-6 лет — 15-20 минут

Одежда

Стоит внимательно отнестись к выбору одежды и обуви для занятий. В домашних условиях обувь при зарядке можно не надевать, но обязательно оставьте носочки. Стоит избегать крупных швов, пуговиц или иных предметов, которые могут натирать и создавать неудобства при активном движении.

Из чего состоит зарядка

Маленькому ребенку вряд ли понравятся традиционные упражнения, поэтому родителям придется проявить фантазию и сделать зарядку веселой увлекательной игрой.
Не стоит принуждать детей к выполнению того или иного движения раз за разом, превращая занятие в скучный урок. Главная и самая правильная форма физического воспитания — игровая. Можно включить веселую фоновую музыку, придумать интересные названия для упражнений или подключить к занятиям игрушки.

Утренний гимнастический комплекс можно разделить на три основные части:

  • Разминка
  • Основной комплекс
  • Завершающий этап

Разминка

Самое важное правило — «не навреди». Прежде чем начать занятия, обязательно предложите малышу разогреться. Пусть он немного походит на месте (перешагивая с ноги на ногу), после этого пробежится (или на месте или по комнате), помашет руками. Вместе с ребенком проделайте все заданные движения, покажите, как правильно их выполнять на своем примере. Во время маршировки самое время начать рассказывать задумку гимнастического комплекса (Спасение планеты мармеладных мишек, Выполнение квеста от игрушечного динозавра), стихи или истории, подбадривающие на зарядку.

Веселая зарядка.jpg

Основной комплекс

Когда ребенок уже хорошо разогрел мышцы, можно приступить к основным упражнениям комплекса. Базовые упражнения основной части направлены на развитие мышц всего тела, улучшение подвижности суставов, приобретение навыка ориентации в пространстве. Правильное выполнение позволяет сформировать и поддержать осанку, укрепить организм, усилить иммунитет.

Завершающий этап

В финале зарядки предложите малышу вновь побегать и потанцевать.
Утренний гимнастический комплекс должен завершиться спокойным видом деятельности: нужно вернуть дыхание в нормальный режим и постепенно расслабить мышцы. 

Мы приведем примеры упражнений, которые составляют ежедневный комплекс занятий. Их можно использовать все, а можно потестировать и выбрать те, что понравится ребенку. 

Правила при занятиях ЛФК

Желаемый лечебный эффект от ЛФК может быть достигнут только при условии соблюдения ряда правил:

  • постепенное повышение нагрузки, позволяющее исключить переутомление;
  • отсутствие боли при движениях;
  • проведение занятий в проветренном помещении при температуре не выше 22 ºС;
  • занятия должны быть регулярными и последовательными, выполнение упражнений от случая к случаю не даст результата;
  • разминка и заминка должны являться неотъемлемыми частями занятия;
  • приступать к выполнению комплекса можно спустя минимум 45 минут после еды.

Перед тем как приступать к детскому массажу и занятиям ЛФК с ребенком, необходимо посетить с ним врача, способного грамотно оценить его состояние и порекомендовать наиболее подходящий для коррекции комплекс. Различные типы искривлений позвоночника требуют разных терапевтических подходов и упражнений, направленных на разные группы мышц.Например, при кифозе показано растяжение грудной клетки и укрепление плечевого пояса, а при сколиозе гимнастика должна быть направлена на работу с позвоночным столбом и создание поддерживающего его корсета.

Важно наблюдать за действием, которое оказывает на ребенка выполнение предложенной программы, если занятия приводят к переутомлению или вызывают дискомфорт, необходимо пересмотреть программу тренировок.

Упражнения при плоскостопии

Цель комплекса ЛФК при плоскостопии — развитие мышц и связочного аппарата голени и стопы. Основной упор в данном случае делается на ходьбу. Рекомендована следующая последовательность упражнений:

  • разминка;
  • ходьба на носках;
  • ходьба на наружном крае стопы;
  • ходьба с поджатыми пальцами;
  • удержание мелких предметов с помощью пальцев стопы;
  • ходьба по гимнастическому бревну.

Упражнения при сколиозе и нарушении походки у детей

Основная задача упражнений, назначаемых при сколиозе, – укрепление мышц спины. Программа для занятий должна быть подобрана врачом, специализирующимся в этой области. Приведенный далее комплекс носит рекомендательный и ознакомительный характер:

  • установка правильного положения тела;
  • ходьба с сохранением осанки — 1 мин;
  • ходьба полной стопой с поднятыми руками, на носках с разведенными в стороны руками, на пятках с опущенными руками — по 40 сек. каждой разновидности упражнения;
  • поочередно поднимать выпрямленные руки над головой — до 12 раз;
  • попеременные наклоны корпуса в стороны — 10 повторов;
  • стоя, прижавшись пятками, ягодицами и лопатками к стене, подтягивание к животу согнутой ноги — по 5 раз для каждой;
  • из исходного положения, описанного в предыдущем пункте, выполнять подъем выпрямленной ноги до параллели с полом — по 5 раз;
  • приседания с вытягиванием рук вперед, в исходном положении руки на поясе, пятки вместе, носки смотрят в стороны — до 15 раз;
  • подъем вверх гимнастической палки с одновременным отведением выпрямленной ноги назад — до 6 повторов;
  • подъем палки с пола вверх на вытянутых руках с последующим опусканием — до 10 раз;
  • лечь на спину и вытянуть руки за голову, напрягая мышцы спины, медленно сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах — до 8 повторов;
  • по очереди поднимать выпрямленные ноги — до 6 раз;
  • прогибать спину, опираясь на пол пятками и локтями — 4 подхода;
  • лежа на животе поднять ноги и грудную клетку, задержаться в этом положении на несколько секунд — до 8 раз;
  • стоя на четвереньках, попеременно прогибать и округлять спину — до 12 раз;
  • поднимать большой мяч, удерживая его на вытянутых руках — до 10 повторений;
  • выполнять упражнение «Ласточка» — до 5 повторов;
  • ходить, высоко поднимая колени — до 3 минут, затем обычная ходьба с плавным замедлением темпа.

При выполнении упражнений обязательно нужно сохранять правильную осанку. Занятия ЛФК при детском сколиозе не только способны предотвратить дальнейшее прогрессирование заболевания, но и могут полностью устранить его проявления.

Физическая культура детей раннего возраста

Для нормального роста и развития малыша, его физическим воспитанием нужно заниматься в самом раннем возрасте. В этот период занятия способствуют укреплению здоровья, под их воздействием организм укрепляется, совершенствуются его функции. У малышей начинают более активно формироваться двигательные навыки, сила, ловкость, быстрота и выносливость. Физические упражнения становятся привычными, они оказывают свое положительное влияние и на характер ребенка.

Большую роль играют занятия, развивающие движение. Они проводятся во время утренней гимнастики, физкультурных занятий и подвижных игр. Двигательная активность ребенка очень хорошо повышается в соответствующей обстановке, создаваемой в течение дня.

Как правило, физическое воспитание детей основано на строгом индивидуальном подходе. С учетом особенностей каждого ребенка назначается определенный режим занятий, закаливающие процедуры, питание. Все нагрузки рассчитываются в соответствии с возрастом малыша, его подготовкой, физическим развитием и состоянием здоровья. В связи с этим, методика проведения занятий может отличаться, однако, основные принципы физического воспитания одинаковы для всех возрастных групп.

Во время проведения занятий основное внимание нужно обращать на совершенствование и развитие тех навыков движения, которые больше всего требуются в том или ином возрасте. Например, шестимесячные дети должны уверенно поворачиваться на живот и обратно на спину. Именно эти навыки нужно активно развивать. Позднее ребенок учится ползать и выполнять другие важные для него движения. Старшие дети развивают навыки ходьбы, бега, прыжков, равновесия и других действий. Таким образом, физическое воспитание является основой нормального развития ребенка.

Физическая культура детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте детский организм продолжает развиваться и укрепляться. Большую роль в этом процессе играет организация физического воспитания детей. Благодаря занятиям, повышается физическая и умственная работоспособность, развиваются двигательные умения, совершенствуются психические функции организма. Ребенок растет и воспитывается здоровым, гармонически развитым, всесторонне подготовленным к будущим школьным занятиям.

В дошкольном возрасте потребность в активных движениях способствует не только физическому, но и умственному, интеллектуальному развитию. Достаточный объем движений оказывает благоприятное влияние на функции головного мозга, повышает работоспособность и производительность во время выполнения каких-то действий.

Время для физических упражнений, предусмотренное в распорядке дня должно постепенно увеличиваться по мере того, как ребенок становится старше. За счет этого дети не только привыкают к физическим нагрузкам, но и значительно легче переносят низкие температуры, гипоксию и другие дополнительные воздействия.

Благодаря физической активности у дошкольников улучшается память, нормально развивается центральная нервная система, нормализуется сон, совершенствуются двигательные навыки, происходит предупреждение многих заболеваний.
Основная часть проводимых занятий физкультурой приходится на дошкольные учреждения. Здесь для проведения упражнений используются гимнастические занятия в группах и развлекающие спортивные игры. Чтобы занятия были увлекательными и разнообразными, используется специальное оборудование, инвентарь и подручные средства, наиболее подходящие для конкретной возрастной группы.

Особая роль в детских садах отводится утренней гимнастике, которая обязательно включается в распорядок дня 5-6-летних детей. Как правило, эти комплексы состоят из имитационных движений, развивающих упражнений, бега, прыжков, приседаний, подтягиваний и ходьбы. Все они носят игровой характер и чередуются для постепенной нагрузки на все группы мышц.

Большое значение имеет физическая культура для детей, включающая упражнения, проводимые на воздухе. Такие занятия повышают двигательную активность и способствуют закаливанию организма.

ЛФК в педиатрии

Те родители, которые хотят вырастить ребенка здоровым, так или иначе нуждаются в советах, а потому обращаются к книгам в поисках нужной информации. Недостатка в подобной литературе нет, однако большинство изданий дает рекомендации применительно к здоровому ребенку. Это и понятно: лечить должен врач, самолечение опасно. Те из вас, уважаемые родители, кто обращался к педиатру за подробными инструкциями, видимо, уже знают: врачи неохотно делятся информацией.

Причин, как минимум, две (дефицит времени или нехватка знаний), но не в этом дело. Главное — родители теряют возможность активно участвовать в лечении своего ребенка. Если вы не хотите мириться с таким положением дела, то, пожалуйста, запаситесь терпением и приступайте к чтению, в книге вы найдете не только необходимые упражнения, но и скрининг-тесты (специальные техники), позволяющие как можно раньше определить то или иное заболевание (или исключить его).

Раннее выявление и лечение двигательных нарушений у детей — залог полного выздоровления. Эта статья поможет вам найти взаимопонимание с педиатром и сохранить уверенность в своих силах. Помните: даже опытным неврологам бывает сложно выявить двигательные нарушения у ребенка первого года жизни. Бывает так, что в родах малыш перенес внутричерепное кровоизлияние, и родители, естественно, обращаются к различным специалистам, а те в свою очередь успокаивают их: состояние ребенка действительно улучшается, все рефлексы в порядке, малыш хорошо сосет грудь и прибавляет в массе. Однако мало кто знает, что о прогнозе (благоприятном или неутешительном) говорить можно будет только через 8 месяцев (6-9 месяцев): именно к этому времени появляются (или не появляются!) рубцы (кисты) после кровоизлияния в ткань мозга. Что же делать родителям все эти долгие месяцы ожидания, как понять, что происходит с малышом, и как помогать ему: преодолевать болезнь или укреплять здоровье? Могу сказать с уверенностью: остеохондроз шейного отдела позвоночника, который сегодня бывает у 10-летних детей, — это пропущенная родовая травма. Надеюсь, прочитав эту книгу, вы перестанете быть легковерными: убывающие неврологические нарушения у ребенка первых месяцев жизни не являются основанием для снятия диагноза «родовая травма», и даже легкая степень поражения центральной нервной системы в родах без лечения может обернуться серьезным заболеванием в период взросления.

Для того чтобы избежать формирования болезни нервной системы, ребенка ежемесячно следует тщательно обследовать у микро невропатолога (детского невролога), и кто, как не любящие родители, могут помочь врачу, поделившись с ним своими наблюдениями за малышом.

ЛФК для детей первого года жизни

Запомните формулу нормального развития ребенка первого года жизни: 2-6-12. В 2 месяца ребенок уверенно удерживает голову в вертикальном положении, в 6 месяцев — сидит, в 12 месяцев — ходит.

Первый год жизни ребенка отличается самыми большими темпами развития и делится на периоды: период новорожденности; 1-3 месяца; 3-6 месяцев; 6-9 месяцев; 9-12 месяцев.

Запомните: к моменту рождения развитие головного мозга ребенка не закончено! Именно формирование движений (двигательной активности) отражает ход созревания центральной нервной системы. Внимательные мамы и папы могут это видеть так же отчетливо, как и врач!

Итак, движение — это ведущий стимулятор роста, развития и формирования детского организма. Ребенок испытывает большую потребность в движении, это универсальная особенность и обязательное условие нормального развития любого растущего организма. При этом у малыша, если он длительно болеет, появляются не только симптомы заболевания, но и признаки отклонения в росте и развитии из-за вынужденного (в связи с болезнью) ограничения двигательной активности. Именно поэтому роль лечебной физкультуры для ребенка трудно переоценить, а любые осознанные действия родителей в этом направлении принесут пользу. Когда я говорю об осознанных действиях, я подразумеваю адекватное физическое воспитание ребенка, когда родители совместно с педиатром способны оценить темпы развития малыша и знают приемы; при помощи которых можно провести коррекцию тех или иных нарушений, если таковые имеются.

Движения малыша совершенствуются ПОЭТАПНО, начиная от рефлексов (безусловные рефлексы), с которыми он рождается, и заканчивая сложными произвольными движениями, которые формируются в процессе созревания центральной нервной системы, обеспечивающей интегральную деятельность мозга.

Кроме поэтапности (2-6-12 месяцев), существует и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ становления двигательных навыков ребенка: малыш не сможет самостоятельно сидеть до тех пор, пока не сформируются устойчивое положение головы в вертикальном положении и способность выпрямлять спинку. И сложность заключается в том, что между этапами развития нет четкой грани: приобретая новые навыки, малыш продолжает совершенствовать уже приобретенные.

Запомните: двигательные навыки развиваются от головы сначала к верхним, и только потом к нижним конечностям. Накопление двигательного опыта (устойчивый стереотип движений) зависит от активных (собственных!) движений малыша.

Итак, развитие движений у ребенка первого года жизни —это показатель того, как идет созревание его центральной нервной системы. Но не только! Это еще (в немалой степени!) и свидетельство вашего влияния (влияние внешней среды, взрослых, значимых для малыша людей, ухаживающих за ним)!

Разумеется, каждый человек имеет свою собственную программу развития, которая по-научному называется его генофондом, или наследственными факторами. Однако той же наукой установлено, что дефицит раздражителей (зрительных, слуховых, кожных) приведет к отставанию развития любого малыша, даже если он родился с генами гения.

Здесь нет никакой сложности: нервная система по своему строению иерархична (к примеру, есть спинной мозг, а есть кора головного мозга, куда стекается вся информация), и все отделы нервной системы (центральные и периферические) связаны между собой. Кора головного мозга «чувствует» себя нормально, когда получает достаточно много информации, которую анализирует, чтобы потом «составить» новые программы. Эту информацию «собирают» нервы на периферии организма, а специальные нервные волокна (в составе спинного мозга) проводят эту информацию «наверх», к голове (афферентная импульсация). Созданная новая программа также проходит по специальным нервным волокнам теперь уже «вниз» (эфферентная импульсация), к органам-исполнителям. Каждое звено этой сложной цепочки должно быть полноценным, иначе вся цепочка перестает работать нормально, тогда и формирование функции задерживается.

И еще одна сложность заключается в том, что нормальное развитие ребенка весьма вариабельно (из-за той же наследственности и факторов внешней среды). Именно поэтому педиатры ориентируются не только на те навыки, которые должны быть у малыша на основных этапах (период новорожденности, 1-3 месяца, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 9-12 месяцев) развития, но и отслеживают, как проходит угасание (редукция) безусловных рефлексов (тех, с которыми малыш родился). Именно поэтому безусловные рефлексы новорожденных нужно не только знать, но и уметь их вызывать.

Сосательный рефлекс возникает при раздражении полости рта ребенка, сохраняется в течение всего первого года жизни и выявляется при первом кормлении.

Хоботковый рефлекс: если быстро и легко (одним пальцем) ударить по губам новорожденного, он вытянет губки хоботком. Рефлекс к 3 месяцам должен угаснуть. Если этого не произошло, то велика вероятность поражения центральной нервной системы.

Поисковый рефлекс: если перед кормлением погладить (не прикасаясь к губам малыша) в области угла рта, то ребенок повернет голову в сторону раздражения. Выявляется рефлекс только до 4-месячного возраста, так как к этому времени малыш начинает видеть грудь матери (бутылочку с молоком) и реагирует общим оживлением (реакция на зрительный раздражитель).

Рефлекс Бабкина: если перед кормлением надавить большими пальцами на ладонь новорожденного, он откроет ротик и приблизит голову к груди. Выявляется рефлекс до 3-месячного возраста. Появление этого рефлекса педиатры считают прогностически значимым для детей, родившихся с родовой травмой: чем раньше этот рефлекс начинает вызываться, тем больше шансов на выздоровление.

Защитный рефлекс: новорожденный ребенок с первых мгновений жизни поворачивает голову в сторону, если положить его на живот. При родовой травме этого рефлекса может не быть.

Рефлекс опоры и автоматической походки: малыша нужно взять под мышки и, удерживая в вертикальном положении, поставить на ровную поверхность. Как только ребенок касается опоры, его туловище выпрямляется, и он стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Если вы при этом немного наклоните его вперед, он сделает мелкие шаги (без движения рук). Это шаговый рефлекс, который считается нормальным только до 1,5 месяцев (ребенок «разучивается» ходить до года). При вялых парезах ног рефлекс вызывается слабо, а при спастических — ножки малыша будут перекрещиваться.

Если автоматическая походка вызывается и после 1,5 месяцев — высока вероятность травмы ЦНС (центральной нервной системы).

Рефлекс ползания: уже с 3-го дня жизни новорожденный, если положить его на живот или спинку, начинает совершать движения, похожие на ползание (спонтанное ползание). Этот рефлекс сродни автоматической походке: по-настоящему ползать малыш начнет позднее. Чтобы усилить такое ползание, можно к подошвам ребенка приложить свою ладонь. Рефлекс после 4 месяцев вызываться не должен.

Хватательный рефлекс: если мягко коснуться ладошек малыша пальцами, в ответ ребенок схватывает и удерживает ваши пальцы. И чем сильнее вы будете высвобождаться, тем крепче он должен хвататься. В норме, если потянуть ребенка вверх так, чтобы поднять над опорой, он удерживает свой вес. Такое же «хватание» малыш осуществляет и пальцами ног: он сжимает пальцы при касании к подошвам.

Если же не просто коснуться, а сделать штриховые движения по наружному краю стопы от пятки к пальцам, то в ответ 2-5 пальцы разойдутся веером {рефлекс Бабинского). Рефлекс оценивается как физиологичный до 4 месяцев.

Рефлекс объятия: нужно создать у малыша ощущение падения, для этого попытаться откинуть его на подушку из положения полулежа. Ребенок при этом раскидывает руки в стороны и разжимает кулачки. Вызывается до 5 месяцев.

Рефлекс Таланта, если положить новорожденного на бок и провести по линиям вдоль позвоночника от шеи к копчику, он выгибает спинку дугой. Рефлекс появляется уже с 5-го дня жизни и исчезает к 4 месяцам. При поражении спинного мозга рефлекс Таланта не вызывается.

В течение первой недели жизни ребенок постоянно находится в характерной позе (поза эмбриона): руки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу, пальцы рук сжаты в кулачки; ноги согнуты и чуть отведены в бедрах.

Весь первый месяц преобладает тонус мышц-сгибателей (физиологический гипертонус сгибателей), это связано с недоразвитием так называемого полосатого тела (одного из отделов мозга). Малыш совершает некоординированные (беспорядочные) движения руками и ногами, которые при этом остаются прижатыми к туловищу. Первые 12 недель для малыша являются критическими: все новое! За это время ребенок обязан адаптироваться к внеутробным условиям жизни. Если это происходит нормально, то к концу критического периода малыш начинает улыбаться в ответ на ласковое слово, реагировать на блестящий предмет (фиксирует взгляд и следит за предметом одними глазами, без поворота головы), вздрагивает и мигает при резком звуке, лежа на животе, может поворачивать голову к свету.

К концу второго месяца кулачки разжимаются, в вертикальном положении (на руках у взрослых) малыш удерживается не менее 30 с (может и не совсем уверенно, немножко покачиваясь, но удерживается). В положении на животе он поднимает голову на 10-15 см от стола и удерживает ее 30-60 с. Постепенно снижается тонус мышц-сгибателей, и количество произвольных движений становится больше: ребенок может отводить ручки в стороны, поднимать их выше горизонтального уровня. Если все идет нормально, то положительные эмоции преобладают, кроха начинает прислушиваться к обращенным к нему словам и «гулит».

На третьем месяце контакт с окружающей средой продолжает совершенствоваться: из любого положения ребенок может фиксировать взглядом неподвижный предмет, поворачивает голову на голос мамы, пристально рассматривает ее лицо и игрушку, вложенную ему в руку, тянет игрушку в рот. Стоит при поддержке за подмышки на выпрямленных ногах не менее 30 с. Лежа на животе, опираясь на предплечья, приподнимает туловище на 10-15 см от стола в течение 30-60 с. Пытается повернуться со спины на бок, продолжает находиться в хорошем настроении, улыбается и «гулит».

На четвертом месяце кроха уже может громко смеяться, поворачиваться по направлению звука, различать интонации голоса. И главное — узнаёт маму. При поддержке за обе руки сидит, активно удерживаясь, не менее 30 с (самостоятельно сидеть до 6 месяцев запрещается!). Самостоятельно поворачивается со спины на бок (при стимулировании — за игрушкой) и удерживается в этом положении не менее 5 с.

На пятом-шестом месяце ребенок сидит при поддержке за одну руку (устойчиво, не менее 30 с), самостоятельно поворачивается с живота на спину и со спины на живот. Лежа на животе, опирается на выпрямленные руки и удерживается в таком положении не менее 30 с. Переносит вес тела с одной руки на другую. Лежа на спине, играет со своими стопами. Переступает при поддержке под мышки не менее 5 шагов. Берет игрушку из любого положения, при этом пытаясь дотянуться до нее, если она находится вне пределов досягаемости. Может отличить родителей от чужих людей, говорит отдельные слоги (чаще— «ма», «ба», «па»).

Седьмой месяц знаменуется вставанием на четвереньки: малыш устойчиво находится в таком положении хотя бы 10 с. Из положения на животе пытается самостоятельно сесть. При поддержке за руки встает и может стоять некоторое время. Активно «работает» руками: протягивает их к маме или папе, перекладывает игрушку из одной руки в другую, похлопывает игрушкой об игрушку, может держать в руке корочку хлеба и есть ее самостоятельно.

В восемь месяцев ребенок сидит без поддержки и опоры не менее 30 с, ползает (на животе или четвереньках) не менее 1 м. Старается привлекать к себе внимание родителей (близких людей), а незнакомых людей может пугаться. На вопрос «где?» находит игрушку или другой предмет, проявляет интерес к незнакомым вещам (игрушкам). Играет «в ладушки», машет рукой: «до свидания».

К девяти месяцам все движения становятся координированными, малыш может подражать взрослым. Стоит при поддержке за одну руку на выпрямленных ногах не менее 30 с, самостоятельно садится (из положения лежа и стоя) и ложится (из положения сидя). Встает, держась за неподвижную опору двумя руками, переступает не менее 1 м. Берет мелкие предметы пальчиками, достает игрушки из ящика, может поймать движущийся предмет (мяч), следит за бросаемыми игрушками.

В десять месяцев ребенок передвигается на четвереньках по ступенькам лестницы. Держась за подвижную опору (ходунок), ходит не менее 2-3 метров. Ест ложкой с помощью взрослых, говорит «мама», «папа», «баба» (отдельные слова), понимает запреты. Дает знакомый предмет по просьбе взрослых, пьет из чашки.

С одиннадцати месяцев до года: стоит без поддержки или опоры не менее 30 с, ходит с поддержкой за руку не менее 10 шагов. Прекрасно передвигается на четвереньках (приподнимая живот от пола). Пытается делать самостоятельные шаги (часто падает). Может брать предмет двумя пальчиками — большим и указательным или большим и средним. Чтобы поднять игрушку с пола, приседает. Играет в кубики, строит пирамидки, пьет из чашки, знает названия предметов и говорит отдельные слова.

На следующий день после того, как мама с малышом будут выписаны из родильного дома, на дом приходит участковый педиатр, чтобы осмотреть новорожденного. Ребенка осматривают на пеленальном столике (поверхность не должна прогибаться), при естественном освещении, раздевая его и касаясь его теплыми чистыми руками без маникюра, украшений и часов. Желательно при этом надевать и маску.

Первое, на что следует обратить внимание, — это на симметричность положения тела. Голова ребенка должна лежать прямо, не запрокидываясь и не сдвигаясь ни в одну сторону. Если, видя, что ребенок склоняет голову к плечу, родители пытаются выровнять ее положение, но безрезультатно, следует сказать об этом педиатру. Существует методика проверки симметрии тела новорожденного: малыша кладут на спинку и МЫСЛЕННО проводят линию сверху вниз через нос, подбородок, пупок, лобок. Эта линия должна быть прямой. Затем выкладывают малыша на живот и МЫСЛЕННО проводят линию от середины затылка до межъягодичной складки. Если ребенок здоров, то в положении на животе он держит голову по средней линии и свободно поворачивает ее в обе стороны.

Следующий важный момент — глаза. Если поднести малыша к окну, то можно увидеть, что склеры глаз желтоватые — после рождения (в течение 21 дня) это считается вариантом нормы. Теперь обратите внимание на движение глазных яблок. Если глазные яблоки совершают быстро повторяющиеся движения (нистагм), то вероятность поражения головного мозга велика.

Оценку формы черепа новорожденного и ее коррекцию в старину умели делать повитухи. Роды тогда принимали в бане, разогретого младенца правили тут же, буквально вылепливая осторожными массажными движениями правильную форму черепа. Нужно ли говорить, как это важно? Нужно: припадки, параличи, вегето-сосудистая дистония, обмороки — это далеко не полный перечень того, что связано с неправильной формой черепа. Да вот толку от такого разговора мало: наука эта потеряна, никто из сегодняшних акушеров правкой черепа новорожденных не занимается (даже если и умеют) — могут и с работы уволить!

Но кое-что знать все же нужно. У новорожденного ребенка кости черепа отстоят друг от друга, а в местах, где смыкаются несколько костей, образуются так называемые роднички: большой — между лобной и теменной костями, малый — между теменной и затылочной. К моменту рождения остается открытым, как правило, только большой родничок: он имеет размеры 2×3 см и постепенно закрывается к году. По темпам закрытия большого родничка судят о состоянии костной системы малыша, а если родничок выбухает или напряжен, то это признак повышения внутричерепного давления (родовая травма).

Запомните: новорожденный ребенок после выписки из роддома требует к себе бережного отношения, комфортных условий. Малыш, получивший родовую травму, нуждается в полном покое, когда исключаются резкие повороты головы, активное пеленание, избыточные движения. Это позволяет предупредить появление судорог, ликвидировать последствия смещения позвонков. Однако без движений ухудшается работа сердца и легких. Выход есть — массаж, лечебная физкультура и бережное отношение к малышу.

Занятия следует проводить в подготовленном помещении: температура воздуха в комнате должна быть 20-22°С, в теплое время года упражнения выполняются при открытом окне. На пеленальный столик (высота 70 см, размер поверхности 120×120 см) кладут свернутое вчетверо байковое одеяло, накрывают его клеенкой и чистой пеленкой. Следует подготовить руки: подстричь ногти, вымыть руки с мылом, снять кольца и часы.

Упражнения проводятся за 30 мин до кормления малыша или через 50 мин после него. Продолжительность первых занятий — 6-8 мин, время постепенно увеличивают до 10-15 мин к 5-6 месяцам. При этом учитывается реакция ребенка на упражнения: все в порядке, если малыш спокоен, «гулит», тело и конечности у него теплые, розового цвета.

Упражнения нужно сопровождать ласковым обращением к ребенку, после завершения комплекса — завернуть малыша в теплую пеленку и уложить отдохнуть на 20-30 мин. Физические упражнения начинают проводить с 1,5 месяцев, при хорошей реакции малыша в течение года вводятся 5 комплексов (для здорового ребенка).

Противопоказания для проведения ЛФК на первом году жизни:

1) повышение температуры выше 37,3-37,5 °С;

2) рахит в период разгара заболевания, когда повышается чувствительность кожи;

3) недостаточный вес ребенка (атрофия);

4) гнойничковые и другие острые воспалительные заболевания кожи;

5) врожденные пороки сердца в стадии декомпенсации (с выраженной синюшной окраской кожи);

6) грыжи с наклонностью к ущемлению.

Рефлекторные упражнения

У грудных детей в ЛФК входят так называемые рефлекторные упражнения в сочетании с массажем (у детей с ДЦП связки часто бывают укорочены, а потому в ЛФК включаются упражнение на растяжение, которые могут удлинять связки (на 10% и больше). Растяжки помогают избавить ребенка от мышечной скованности, улучшают кровообращение), главное — при выполнении таких упражнений не следует применять силу, чтобы избежать сопротивления суставов и мышц.

Упражнение 1. Предназначено для развития лабиринтного установочного рефлекса с головы на шею. Исходное положение — лежа на животе. Одной рукой проводить массаж в точках около позвоночника на уровне II-VII и I-VI грудных позвонков, другой рукой помогая малышу приподнимать голову.

Вариант упражнения (применяемый на 2-3-й неделе жизни) — под грудь подложить плоский валик и привлекать внимание ребенка в момент приподнимания головы яркой игрушкой и ласковыми словами (для удержания мышечного напряжения шеи).

Упражнение 2. Предназначено для ребенка 1,5-3 месяцев. Исходное положение — лежа на спине. Сделать массаж стоп (каждый прием выполняется по 4-6 раз):

1) поглаживание. Поддерживая ногу ребенка одной рукой, большим и указательным пальцем другой руки выполнить поглаживание тыльной поверхности стопы от пальцев до голеностопного сустава, затем боковых поверхностей стопы, всей подошвы в направлении от пальцев к пятке;

2) растирание. Поддерживая стопу ребенка обеими руками, большими пальцами выполнить спиралеобразное растирание стопы снизу вверх, боковых поверхностей. Затем, поддерживая ногу малыша одной рукой, тыльной стороной пальцев другой руки сделать спиралеобразное растирание подошвы от пальцев к пятке и обратно;

3) повторить поглаживание;

4) указательным пальцем надавить на подошву ребенка у основания II-III пальцев— в ответ ребенок сгибает пальцы.

Провести пальцем по середине стопы сверху до середины пятки, при этом слегка нажимая; в ответ ребенок разгибает пальцы. Провести штриховые движения по наружному краю стопы от пятки к пальцам — в ответ происходят разгибание большого пальца, расхождение II-V пальцев веером и отведение стопы (рефлекс Бабинского). Повторить 2-4 раза.

Упражнение 4. Рефлекторное ползание.

Исходное положение-— лежа на животе. Подвести руки под подошвы ребенка и надавить на них, слегка согнув ножки в коленях — в ответ ребенок, оттолкнувшись от рук, как от опоры, разгибая ножки, сделает движение вперед.

Упражнение 5. Дотанцовывание. Предназначено для ребенка 1,5-3 месяцев. Исходное положение — двумя руками удерживать ребенка за грудную клетку в вертикальном положении над горизонтальной опорой (пеленальным столом). Опускать ребенка до касания стопы с поверхностью опоры — в ответ малыш будет отталкиваться от стола (подпрыгивать или пританцовывать). Повторить 4-6 раз.

Упражнение 6. Вариант упражнения для стимулирования опоры и шаговых движений (развитие вертикальной установки тела).

Исходное положение ребенка — стоя с поддержкой взрослого. Обхватить ребенка двумя руками на уровне груди, ногами он должен опираться о твердую (не скользкую) поверхность или круглую палку, которая будет перекатываться у него под ногами. В момент прикосновения к опоре будет появляться то же движение — выпрыгивание вверх.

Упражнение 7. Разгибание позвоночника. Предназначено для ребенка 1,5-3 месяцев. Исходное положение — ребенок лежит на боку. Большим и указательным пальцем правой руки провести (без усилия и быстро) по линиям вдоль позвоночника с двух сторон от шеи к копчику.

В ответ малыш выгнется дугой (рефлекс Таланта). Повернуть ребенка на другой бок и повторить упражнение.

Упражнение 8. Поворот со спины на живот. Предназначено для ребенка 4-6 месяцев. Исходное положение— лежа на спине, руки вдоль туловища. Дать ребенку правой ручкой захватить указательный палец правой руки и потягивать согнутую в локте ручку вперед так, чтобы малыш повернулся головой, плечами и всем туловищем сначала на правый бок, а затем на живот. Повторить в другую сторону.

Упражнение 9. Разгибание позвоночника и ног в положении на весу (лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову). Предназначено для ребенка 1,5-3 месяцев.

Вариант 1. «Пловец». Исходное положение — лежа на животе. Одну руку подвести под живот, другой обхватить ноги малыша в области голеностопных суставов и приподнять над столом. В ответ ребенок отводит назад голову и плечи. Выполняется 1 раз.

Вариант 2. «Парение». Исходное положение — лежа на животе. Обе руки подвести ребенку под живот и приподнять над опорой. В ответ происходит отведение головы и плеч назад.

Упражнение 10 — на мяче. Предназначено для тренировки вестибулярного аппарата у детей с 1 месяца до 3-4 лет.

Вариант 1. Исходное положение ребенка— лежа животом на мяче.

Левой рукой придерживая за ноги, правой — верхнюю половину туловища, опускать ребенка ножками вниз до упора с горизонтальной поверхностью (полом).

Вариант 2. Исходное положение ребенка — лежа спиной на мяче. Левой рукой придерживая за ножки, правой за верхнюю половину туловища, опускать ребенка ножками вниз до опоры.

Пассивные упражнения

Упражнение 1. Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны. Предназначено для ребенка 3-4 месяцев. Исходное положение ребенка — лежа на спине. Обхватить кисти ребенка руками. Привести руки ребенка к груди, как бы обнимая ее (скрестить руки малыша на груди), затем, полностью разгибая руки малыша в локтевых суставах, отвести их в стороны на уровне плеч до соприкосновения с поверхностью стола. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. Предназначено для ребенка 4-6 месяцев. Исходное положение ребенка — лежа на спине. Взять ребенка за кисти рук и поочередно сгибать и разгибать руки малыша на уровне груди. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 3. Хлопок ладошек. Предназначено для ребенка 6-9 месяцев. Исходное положение — лежа на спине. Взять ребенка за кисти, его руки должны быть полностью разогнуты в локтевых суставах (выпрямлены). Поднять руки вперед и вверх (хлопок ладошки о ладошку), отвести в стороны до соприкосновения с поверхностью стола. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 4. Одновременное и попеременное сгибание и разгибание ног. Предназначено для ребенка 4-6 месяцев. Исходное положение ребенка — лежа на спине. Расположить руки ребенка вдоль туловища, обхватить руками его голени. Медленно и осторожно сгибать ноги малыша в коленных и тазобедренных суставах, слегка нажимая его согнутыми ножками на живот. Медленно разогнуть ножки до исходного положения. Выполнить сгибание и разгибание ног вместе 3-4 раза, затем сгибание и разгибание попеременно 3-4 раза.

Упражнение 5. «Топание». Предназначено для ребенка 4-6 месяцев. Исходное положение ребенка — лежа на спине. Обхватить голеностопные суставы ребенка спереди, согнуть ножки и прижать ступни к столу.

Попеременно сгибать и разгибать ноги малыша, не отрывая ступни от стола. Повторить 8-10 раз.

Упражнение 6. Поднимание выпрямленных ног. Предназначено для ребенка 4-6 месяцев. Исходное положение ребенка; — лежа на животе. Левой рукой взять ребенка за оба голеностопных сустава, правой — фиксировать поясницу.

Слегка приподнять туловище ребенка над столом, затем опустить в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. Отведение рук в стороны и опускание их вниз. Предназначено для ребенка 6-9 месяцев. Исходное положение ребенка — лежа на спине. Взять ребенка за кисти выпрямленных рук, отвести их в стороны до соприкосновения с поверхностью стола, затем, скользя по этой поверхности, опустить руки вниз до касания туловища. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 8. Попеременное поднимание и опускание рук. Предназначено для ребенка 6-9 месяцев. Исходное положение ребенка — лежа на спине. Взять ребенка за кисти выпрямленных рук, одну руку поднять вверх на уровень головы до касания со столом, вторую опустить вниз до касания с туловищем и столом. Повторить 2-4 раза.

Упражнение 9. Круговые движения руками. Предназначено для ребенка 6-9 месяцев. Исходное положение ребенка — лежа на спине, руки вдоль туловища. Держа ребенка за кисти, выполнять круговые движения выпрямленными руками. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 10. Отведение плеч назад со сведением лопаток. Предназначено для ребенка 6-9 месяцев. Исходное положение ребенка — лежа на животе. Осторожно развести руки малыша в стороны, согнуть их в локтевых суставах и отвести плечи назад, максимально сближая лопатки. Повторить 2-3 раза.

Активные упражнения

Упражнение 1. Присаживание. Предназначено для ребенка 4-6 месяцев. Исходное положение ребенка — лежа на спине. Вложить большие пальцы в ладошки малыша, потянуть ребенка за отведенные в стороны руки.

Сначала ребенок поднимает голову, затем плечевой пояс и, наконец, садится. Повторить 1-3 раза.

Упражнение 2. Вставание на ножки. Предназначено для ребенка 4-6 месяцев. Исходное положение ребенка — лежа на животе, руки согнуты в локтях. Взять ребенка за локти и приподнимать, помогая малышу сначала встать на колени, а затем приподняться на ноги. Повторить 1-2 раза.

Упражнение 3. Ходьба при поддержке (переступание). Предназначено для ребенка 4-9 месяцев. Исходное положение ребенка — лицом к инструктору (матери). Поддерживая малыша под мышки, стимулировать его переступание (6-8 шагов). С 5 месяцев можно выполнять 3-4 шага при поддержке за кисти рук. С 7 месяцев разрешается выполнять упражнение при поддержке за кисть одной руки.

Упражнение 5. Ползание. Предназначено для ребенка 6-9 месяцев. Исходное положение ребенка — лежа на животе на жесткой опоре (на полу). Положить перед ребенком яркую игрушку, и по просьбе: «Достань игрушку!» ребенок ползет. Выполнить 3-5 раз.

Упражнение 6. Вставание на ноги. Предназначено для ребенка 6-9 месяцев. Исходное положение — лежа на животе. Инструктор охватывает своими руками большие пальцы рук ребенка, отводит руки малыша вперед и вверх, затем — назад и в стороны.

Ребенок вместе с руками приподнимает голову, плечи, туловище, встает сначала на колени, затем на ноги. Повторить 1-2 раза.

Упражнение 7. Доставание игрушки из положения стоя. Предназначено для ребенка 9-12 месяцев. Исходное положение — ребенок стоит на столе спиной к инструктору (матери), перед ним на столе лежит яркая игрушка. Левой рукой прижать к себе ножки малыша, правой придерживать его за туловище (рука на его животе). Попросить: «Достань игрушку!» Ребенок должен наклониться и взять игрушку. По просьбе: «Дай мне игрушку!» малыш выпрямляется и отдает игрушку. Выполняется 1-2 раза.

Упражнение 8. Ходьба при поддержке под мышки. Предназначено для ребенка 9-12 месяцев. Исходное положение ребенка — стоя. Положить перед ребенком кубик. При поддержке под мышки на счет «раз» ребенок встает на кубик, на счет «два» — сходит с кубика. Повторить 8-12 раз.

Упражнение 9. Присаживание с фиксацией коленей. Предназначено для ребенка 9-12 месяцев. Исходное положение ребенка — лежа на спине. Одной рукой фиксировать (не надавливая на колени) ноги ребенка в области коленных суставов, другой рукой держать перед малышом яркую игрушку, стимулирую ласковыми просьбами перейти в положение сидя. При возврате в исходное положение ребенок должен опираться рукой о стол. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 10. С кольцами. Предназначено для ребенка 9-12 месяцев. Исходное положение ребенка — стоя, руки с кольцами опущены. Взять за кольца. По просьбе инструктора (матери) ребенок должен сгибать и разгибать руки. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 11. Приседания. Предназначено для ребенка 9-12 месяцев. Исходное положение ребенка — стоя. При помощи рук и словами побуждать малыша присесть, а затем встать. Повторить 2-4 раза.

Упражнение 12. Поворот туловища с наклоном. Предназначено для ребенка 9-12 месяцев.

Исходное положение — сидя на коленях у взрослого. Расположить яркие игрушки по обе стороны от малыша, фиксировать его ноги коленями. По просьбе: «Достань игрушку» ребенок должен поворачиваться с наклоном вправо, затем влево. Повторить 1-2 раза.

Упражнение 13. Ходьба за каталкой. Предназначено для ребенка 9-12 месяцев. Исходное положение — стоя, держась обеими руками за каталку. Стимулировать малыша просьбами и ходить за каталкой в течение 30-60 с. При необходимости нужно помочь малышу.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять