Комплекс упражнений и массажа при варусной установке стоп. Групповая программа коррекции "Здоровые спинки"

Комплекс упражнений при варусной установке стоп

Массаж плоско-варусных стоп

Лечение комплексное, под контролем врача-ортопеда или врача ЛФК.
Одновременно с лечебной гимнастикой назначают физиотерапевтические процедуры, специальный массаж, ортопедические укладки или обувь.

МАССАЖ

Специальный массаж нижних конечностей лучше проводить на фоне общетонизирующего массажа всего тела (кроме рук). Если это по каким-то причинам невозможно, то можно ограничиться массажем поясницы, ягодичной области и ног.

План массажа

1. ПОЯСНИЧНАЯ ОБЛАСТЬ СПИНЫ.
2. ЯГОДИЧНО-КРЕСТЦОВАЯ ОБЛАСТЬ.
3. МАССАЖ ЗАДНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ НОГ.
Вначале проводится поглаживание по всей длине ноги, затем поочередно массируются:
• бедро;
• голень;
• ахиллово сухожилие;
• подошва.

Бедро

Поглаживание — снизу вверх от подколенной ямки по заднее-наружной поверхности до подъягодичной складки.
Растирание — энергичное.
Разминание — в сочетании с потряхиванием для лучшего расслабления мышц.

Голень

На задней поверхности голени проводится дифференцированный массаж, так как состояние икроножной мышцы неоднородно: внутренняя головка напряжена и может быть несколько сокращена, наружная головка — растянута.
После общего поглаживания от пятки до подколенной ямки проводится избирательное воздействие на икроножную мышцу.
По внутренней головке — выполняется легкое растирание подушечками пальцев, широко используются расслабляющие приемы: вибрационное поглаживание, потряхивание, мягкое и глубокое разминание, растяжение в сочетании с вибрацией.
По наружной головке — проводится тонизирующий массаж, интенсивное растирание, в т. ч. пересекание, энергичное разминание, легкие ударные приемы.
Ахиллово сухожилие — чаще укорочено, поэтому следует широко использовать щипцеобразное поглаживание, штрихование, растяжение с вибрацией.

Подошвенная поверхность стопы

Массаж подошвенной поверхности стопы

Положение стопы при массаже — легкая пронация (подъем наружного края) (см. рисунок). При массаже необходимо растягивать внутренний край стопы и тонизировать наружный. 
 
4. МАССАЖ ПЕРЕДНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ НОГ.
Поглаживание по всей длине ноги, затем поочередно:
• тыльная поверхность стопы;
• голеностопный сустав;
• голень;
• коленный сустав;
• бедро.
Тыльная поверхность стопы.

Массаж проводится в корригирующем положении: стопа под углом 90° к голени и с нормальным положением переднего отдела.
Проводится тонизирующее воздействие, особенно по наружному краю стопы.
Применяются энергичные приемы растирания (граблеобразное, штрихование, щипцеобразное — по краю), разминания (сдвигание, надавливание, щипцеобразное — по краю), легкие ударные приемы.

Голеностопный сустав

Хорошее растирание области сустава, круговое растирание лодыжек,
тонизирующее точечное надавливание вокруг наружной лодыжки.
Не забывайте удерживать стопу в правильном положении легкой пронации (см. рисунок).

Правильное положение стопы при массаже
Передняя поверхность голени. Массаж тонизирующий, т. е. следует применять энергичное растирание, разминание по типу ритмичного сдвигания, тонизирующее надавливание и легкие ударные приемы (рубление пальцами, поколачивание пальцами).

Коленный сустав

Круговое поглаживание, растирание.
Передняя поверхность бедра.
Массируется достаточно энергично, используя все основные приемы.
Одновременно с массажем (после массажа стопы и голеностопного сустава) или после тепловых процедур необходимо произвести пассивные движения для коррекции приведения переднего отдела стопы.

ПАССИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

– Одной рукой зафиксируйте нижний отдел голени. Другой — захватите стопу таким образом, чтобы ладонь упиралась в подошву, и осторожно сгибайте стопу в тыльную сторону с одновременным давлением на ее наружный край, слегка поворачивая стопу кнаружи (см. рисунок).

Пассивные движения при массаже
 
– Зафиксируйте голеностопный сустав и мягко надавливайте на передний отдел стопы, постепенно отводя его кнаружи (см. рисунок).

Пассивные движения при массаже голеностопа
 
– Вращательные движения стопой кнаружи вдоль продольной оси про водят мягко, осторожно, постепенно опуская внутренний и поднимая наружный край стопы (см. рисунок).

Массаж стопы и голеностопа
 
Для закрепления результатов, достигнутых массажем, необходимы регулярные (лучше ежедневные) занятия лечебной гимнастикой.

Варусная установка стоп: лечебная гимнастика

Во-первых, необходимо сформировать правильный навык установки стоп при стоянии и ходьбе. Стопы должны быть параллельны, с легким разведением носков. Для того, чтобы исправить порочную установку стоп следует запастись терпением. Специальные упражнения развивают и укрепляют ослабленные мышцы, растягивают сокращенные, но привычка правильно ставить стопы формируется при постоянном контроле взрослых.

Упражнения, выполняемые в положении сидя

Чтобы исключить статическую нагрузку на стопы, на первых этапах
упражнения лучше выполнять сидя.

Сгибание и разгибание стоп (см. рисунок)

Сгибание и разгибание стоп
 
Вращение стопы кнаружи.

Для облегчения контроля за правильным выполнением упражнений лучше выполнять движения каждой ногой отдельно (см. рисунок).

Вращение стопы кнаружи
 
Корригирующая поза «сидя между пяток» (см. рисунок).

Поза сидя между пяток

Ребенок стоит на коленях, стопы разведены в стороны носками врозь.
Медленно опуститься и сесть между пяток. Сидя таким образом, ребенок может играть, смотреть телевизор и т. д., т о есть проводить достаточно долгое время.
Упражнения, выполняемые из положения стоя

Приседание на полную стопу с опорой (см. рисунок)

Приседание на стопу с опорой

или у стены (см. рисунок)

Приседание у стены

Вставание на пятки.

Опускание пяток со ступеньки. Эти упражнения удобнее делать, держась за опору, расположенную на уровне груди или с помощью взрослого.
Упражнения, выполняемые в ходьбе
Ходьба по «дорожке-елочке» (веточки под углом 20-30°).

Ходьба по дорожке-елочке
Ходьба на пятках.
Ходьба «гусиным шагом».

Особое внимание следует уделять качеству выполняемых движений.  Здесь, как никогда, верно правило: «пусть меньше, да лучше». 

Заниматься лечебной гимнастикой необходимо регулярно, четко понимая, на какие мышцы необходимо давать нагрузку и в каком количестве.

Для этого:

  • Консультация врача-невролога или врача-ортопеда
    позволит определить степень выраженности нарушения опорно-двигательного аппарата
  • Компьютерно-оптическая диагностика
    позволит выявить нарушение состояние постуральных мышцы, поддерживающих позвоночник в вертикальном положении.
  • Консультация врача лечебной физкультуры(ЛФК)
    позволит определить нарушение функций отдельных мышц и мышечных групп, какие мышцы нуждаются в нагрузки, а какие наоборот, надо расслаблять.

Пару слов о противопоказаниях

Некоторые заболевания не могут быть совместимы с лечебной гимнастикой. Поэтому расскажем об обстоятельствах, при которых не следует заниматься ЛФК. Но таких случаев, когда нельзя заниматься гимнастикой, не так много. Однако противопоказания существуют и к ним относятся:

  • недавняя операция на стопах;
  • неправильное функционирование опорно-двигательной системы;
  • грыжи;
  • отклонение давления от нормы;
  • лихорадка.

Если отсутствуют противопоказания, которые определяет врач, то ребенку можно заниматься упражнениями в полном объеме.

Показания и противопоказания

Варианты процедур многообразны и различны в зависимости от типа заболевания и возраста ребенка. Показания для лечебного массажа следующие:

  • Гипертонус мышц — следствие нарушений в центральной нервной системе;
  • Искривление позвоночника (сколиоз) — формирование неправильного изгиба позвоночника и нарушение осанки;
  • Мигрени — длительные приступы головной боли;
  • Частые простуды с осложнениями — следствие сниженного иммунитета;
  • Кифоз грудного или шейного отдела — образование патологического изгиба позвоночника;
  • Кривошея — наклон головы в сторону из-за повреждения или неправильного развития шейных мышц;
  • Косолапость, плоскостопие — формирование стоп заканчивается в подростковом возрасте, поэтому в детстве можно исправить искривление или снизить негативный эффект.

выполнение детского лечебного массажа

Лечебный массаж также необходим при ДЦП — это комплекс заболеваний, развивающихся из-за неправильной работы головного мозга. Болезнь сопровождается многими нарушениями в работе мышц и нервной системы. Регулярное проведение массажных процедур улучшит состояние ЦНС и снижает гипертонус мышц и улучшает состояние ребенка.

Для массажа также существует ряд противопоказаний. Выполнять процедуру не рекомендуется в следующих случаях:

  • Простуда с повышение температуры, лихорадка, жар;
  • Болезни сердца (врожденный порок сердца;
  • Расстройство пищеварения;
  • Кожные заболевания и высыпания, аллергия;
  • Опрелости и потница на коже у грудничков;
  • Инфекционные заболевания.

С осторожностью нужно делать массаж при пупочной или других видах грыжи. Активные движения и надавливание в таких случаях противопоказаны. Врач выполняет поглаживающие круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против, перемежая их с легким пощипыванием. Такое воздействие имеет тонизирующий эффект и улучшает состояние малыша, ускоряя выздоровление.

процедура детского лечебного массажа

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА — САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ИЛИ РАБОТА В ГРУППЕ

Упражнения лечебного комплекса назначаются в качестве принятия профилактических мер или направлено на решение определенной проблемы, например, на восстановление активности и полноценного функционирования позвоночника после оперативного лечения. Реализовать занятия ЛФК можно в нескольких формах — индивидуальные, групповые или самостоятельные занятия.

Групповые занятия проводятся для взрослых и детей, объединенных общей проблемой. Врач ЛФК предлагает более-менее универсальный комплекс упражнений для пациентов с одним и тем же заболеванием в разных формах. Занятия в группе обеспечивают поддержку со стороны товарищей, позволяют обмениваться мнениями, наблюдать за усилиями и прогрессом друг друга. Работа в группе объединяет и придает психологическую уверенность в прогрессе.

После усвоения лечебных упражнений можно перенести занятия домой. На данном этапе важно не пропускать их и ежедневно выполнять выученные упражнения. Постоянная работа позволяет закрепить полученный результат.

Шестой комплекс (возраст 1 год 2 мес. – 1 год 6 мес.)

  • Сгибание ручек и их разгибание с кольцами. Выполняют с помощью взрослого в исходном положении стоя на полу.
  • Приседание (ребенок стоит на полу).
  • Поднятие до палочки выпрямленных ножек (исходное положение – лежа на полу).
  • Дитя пролезает через обруч, лежа на животике.
  • Ходьба по ребристой поверхности (к примеру, массажный коврик).

Услуги:

  • Лечебная гимнастика
  • Дыхательная гимнастика (восстановление носового дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры бронхов)
  • Специальная корригирующая гимнастика по методу Шрот-терапии при деформациях позвоночника
  • Специализированный комплекс лечебной гимнастики для детей с нарушением зрения
  • Занятия на детских тренажерах для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой системы (велотренажеры, степперы, гребля, беговая дорожка)
  • Сухой бассейн для развития координации и психомоторики
  • Восстановительное лечение с помощью метода детензор-терапии: Вытяжение позвоночника в условиях релаксации в сочетании с правильным функциональным положением, коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, опосредованное воздействие на вегетативную нервную систему.

Для гиперактивных детей

У детей постарше часто развивается синдром гиперактивности, также связанный с повышенной возбудимостью нервной системы. Такие дети часто двигаются и ходят во время сна, у них проблемы с координацией движений, мозг одинаково активно работает днем и во время сна, поэтому перегружается. Гиперактивность часто сопровождается синдромом дефицита внимания, повышенной утомляемостью, проблемах с развитием.

Лечебный массаж для гиперактивных детей

Медицинский массаж в этом случае делается курсами, каждый сеанс должен длиться около 20-30 минут, лучше всего проводить их утром. Во время процедуры врач воздействует на определенные точки, снимая напряжение с мышц, налаживая опорно-двигательный аппарат, регулируя работу нервной системы. Полезен также облегченный расслабляющий массаж перед сном, который может выполнять кто-то из домашних. Такой сеанс помогает ребенку успокоиться перед сном, перевести нервную систему и мозг в режим отдыха.

Третий комплекс (возраст 4-6 месяцев)

  • Скрещивание ручек на груди.
  • Массаж ножек.
  • Пассивное упражнение, имитирующее велосипедные движения  («скользящие шаги»).
  • Поворот вправо со спинки на животик.
  • Массаж спины (разминание, поглаживание, похлопывание).
  • Массаж животика.
  • Рефлекторное «парение» на животе.
  • Приподнимание туловища и головы при поддержке за отведенные в стороны руки (активное упражнение).
  • Массаж стоп и упражнение для них.
  • Разгибание и сгибание ручек или «бокс» (пассивное упражнение).
  • Попеременное и совместное пассивное разгибание и сгибание ножек
  • Рефлекторное «парение» на спине.
  • Поворот влево со спинки на живот.
  • Массаж (вибрационный) грудной клетки.

Все упражнения проводятся в исходном горизонтальном положении.

ЛФК ДЛЯ ПОЖИЛЫХ

В пожилом возрасте ЛФК исключает гиподинамию, поддерживает хорошее самочувствие, предотвращает проблемы с вестибулярным аппаратом. Силовые упражнения в этом случае минимизируются, а остальные дозируются в зависимости от общего состояния и анамнеза. Что может входить в физкультуру:

  • общеукрепляющие занятия;
  • дыхательные упражнения;
  • специальные комплексы для нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы (подбираются в зависимости от наличия заболеваний).

В пожилом возрасте лучше остановиться на наклонах/поворотах туловища, круговых движениях конечностями, лежачих упражнениях. Рекомендуется проводить занятия по полчаса 3 раза в неделю, при хорошем восприятии ЛФК — через день. Постепенно нагрузки могут увеличиваться, если состояние здоровье начало улучшаться и позволять более серьезные нагрузки. Для контроля самочувствия рекомендуется измерять артериальное давление и считать пульс.

Как правильно массажировать малыша

Процедуру проводят в чистой, тихой и теплой комнате. Позаботьтесь о том, чтобы ребенку не бил в глаза свет (например, от потолочной лампы).

Движения должны быть нежными, но уверенными, очень ритмичными. Слишком легкие поглаживания не будут иметь терапевтического эффекта, а слишком агрессивное воздействие приведет к появлению гематом. Если не уверены в своих способностях, пригласите массажиста с правильной техникой выполнения детского массажа 10 и попросите его проконтролировать несколько сеансов.

Начинать массажные движения необходимо с ног.

Именно эта часть тела не так чувствительна к прикосновениям. Даже если интенсивность воздействия будет слишком высокой, ребенок не пострадает, но явно покажет свое недовольство.

Отрегулировав силу нажима, можно перейти к животику малыша.

Поглаживания живота способствуют нормализации газообразования, препятствуют запорам.

Затем можно массировать спину, голову.

Общеукрепляющий массаж 10 обычно занимает 20-30 минут. Не стоит слишком усердствовать, процедура является пассивной нагрузкой и может утомить ребенка.

Рассмотрим подробнее как массировать каждую часть тела.

  1. Голова. Уложите голову ребенка в ладони, сложенные лодочкой. Большими пальцами аккуратно надавливайте на надбровные дуги, разгладьте кожу от лба к вискам. Голову запрещено сжимать, особенно если присутствует незаживший родничок. Лучше просто рисовать кончиками пальцев крошечные геометрические фигурки по черепу ребенка.

  2. Ноги. Легко сожмите пятку малыша одной рукой, а второй — аккуратно мните верхнюю часть бедра и спускайтесь к щиколоткам. При выполнении массажа номер 10 для ног детей движения должны быть плавными, без сильного нажима. Повторите со второй ногой. В конце разотрите ступни большими пальцами, осторожно разгибая и сгибая пальчики.

  3. Лицо. Сложите руки так, чтобы большие пальцы оказались на лбу ребенка, затем осторожно перемещайте ладони от центра лица наружу. Следите за тем, чтобы носик малыша всегда оставался открытым.

  4. Животик. Кончиками пальцев нарисуйте круг под пупком ребенка. Постепенно увеличивайте радиус движения. Важно двигаться по часовой стрелке, чтобы следовать естественному пути пищеварения. В конце проведите кончиками пальцев от одной стороны живота ребенка к другой по диагонали, как если бы вы рисовали крест.

  5. Массаж спины номер 10 ребенку проводится следующим образом. Малыша укладывают на животик, после чего аккуратно давят ладонью на область лопаток. Чтобы добиться расслабляющего эффекта, достаточно просто погладить спинку ребенка.

Массаж номер 10

Грудничковый лечебный медицинский массаж

Многие разновидности массажа приносят пользу лишь на определенном этапе развития ребенка. Так выделяют грудничковый массаж, который проводится в первые месяцы жизни до года даже здоровым малышам. Его цели следующие:

  • Общее укрепление организма, повышение иммунитета — использование медицинских препаратов и иммуномодуляторов может принести вред организму ребенка, поэтому врачи рекомендуют закаливание и медицинский массаж для профилактики заболеваний;
  • Снятие гипертонуса — в первые месяцы у многих детей развивается перенапряжение мышц, вызванное длительным почти неподвижным пребыванием в утробе; по мере развития ЦНС избыточный тонус уходит, но иногда возникают нарушения; массаж помогает снять напряжение и болевой синдром, производит успокаивающее воздействие;
  • Улучшение моторики, координации движений — предотвращает задержки в развитии, ребенок становится более активным, раньше начинает переворачиваться и ползать;
  • Лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата — нарушений, вывихов, кривошеи, плоскостопия;
  • Коррекция — выполнение поддерживающей терапии для закрепления результатов основного курса;

От обычного грудничкового отделяют массаж для недоношенных детей — в этом случае часто присутствуют нарушения в работе нервной системы, которые следует скорректировать. Сеансы массажа помогают таким детям, налаживая работу ЦНС, улучшая сон, снимая гипертонус мышц.

Грудничковый лечебный медицинский массаж

ВАЖНО: Проведение лечебного массажа ребенку в возрасте до года лучше доверить квалифицированному практикующему специалисту, который хорошо знает особенности детской анатомии и происходящих в теле ребенка процессов. Мать может находиться на медицинской процедуре, чтобы снизить эмоциональное напряжение малыша.

Реабилитация с помощью детской лечебной физкультуры

Занятия лечебной физкультурой весьма благотворно влияют на организм ребенка после перенесенных заболеваний или полученных травм, поэтому рекомендованы в следующих случаях:

  • после операций на сердце, органах брюшной полости, легких с целью сокращения послеоперационного периода и восстановления необходимых функций органов;
  • в течение восстановительного периода после травм, ушибов, переломов;
  • после ортопедических операций;
  • для ускорения восстановительного периода после перенесенных заболеваний органов дыхания.

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье “общие принципы массажа”. Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев – ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Противопоказания

Лечебные физические упражнения имеют ряд ограничений. Ограничения для занятий ЛФК могут возникнуть, если у ребенка обнаружены следующие состояния и патологии:

  • обострение и прогрессирующее течение любых заболеваний;

  • ОРВИ, грипп и другие инфекционные болезни,

  • усиление сердечно-сосудистой недостаточности;

  • брадикардия и тахикардия;

  • гипотензия и гипертензия;

  • психические расстройства;

  • нарушения кровообращения в коре головного мозга.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Упражнение «бокс»

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Пятый комплекс (возраст 10 месяцев – 1 год 2 месяца)

  • Сгибание и разгибание ручек («бокс») с кольцами стоя или сидя.
  • «Скользящие шаги».
  • Массаж спины.
  • Поворот в одну и другую сторону со спинки на живот.
  • Поднятие тела вертикально из положения на животике, при этом дитя поддерживается за ручки.
  • Наклон и выпрямление туловища.
  • Поднятие до палочки выпрямленных ножек.
  • Массаж живота.
  • Присаживание, поддерживая при этом за разведенные на ширину плеч ручки (с палочкой).
  • Приседание, поддерживая дитя за ручки с кольцами.
  • Напряженное выгибание.
  • Круговые движения ручками с кольцами.
  • Присаживание самостоятельное, с фиксацией коленок, или при поддержке малыша за одну ручку.

Упражнения 3, 4,7, 8, 9 выполняются в горизонтальном исходном положении. Выполнение 10 и 13 упражнений проходит по речевой инструкции.

Лечебная физкультура для детей при сколиозе или нарушении осанки

Неправильная осанка и как следствие искривление позвоночника, неизбежно приводит к сбоям в работе внутренних органов, нарушениям координации движений и головной боли, так же возможно ухудшение сна. К сожалению, большая часть родителей не связывают плохое настроение ребенка, капризы и частые заболевания с этой проблемой.

В легких случаях нарушения осанки у детей можно полностью исправить. Но в случае игнорирования проблемы, возможно развитие следующих нарушений:

  •  уменьшение подвижности грудной клетки и диафрагмы, что отрицательно сказывается на работе органов дыхания и может провоцировать развитие одышки и других нарушений;
  • изменение амортизационной функции межпозвоночных дисков позвоночника и раннему развитию остеохондроза, протрузий и грыж;
  • изменение  работы сердечно-сосудистой системы и функционирования центральной нервной системы;
  • развитие корешкового  синдрома при ущемлении деформированным позвоночником и окружающими его тканями нервов, что приводит к нарушениям чувствительности, ограничению подвижности и болям в иннервируемых сдавленным нервом участках тела и т.д.

Врачи-травматологи-ортопеды и реабилитологи  предупреждают: детям необходимо обеспечить все условия для правильного формирования позвоночника.

  • Заниматься профилактикой правильной осанки следует с самого раннего возраста малыша. Самыми простыми способами является зарядка и правильное положение ребенка за столом во время еды, учебы и игр.
  • Лечебная физкультура, как комплекс специально подобранных упражнений, является одной из важных частей метода функциональной реабилитации детей больных сколиозом.

Методика коррекции сколиотической осанки и реабилитации больных сколиозом включает несколько последовательных этапов:

  • Симметричный обучающий комплекс.
  • Симметричный тренирующий комплекс.
  • Корригирующие упражнения (по индивидуальной программе).
  • Деторсионные упражнения (по индивидуальной программе).
Источники

  • https://www.ortomini.ru/poleznaya_informatsiya/dostupno_o_stopah_i_ploskostopii/kompleks_upragneniy_i_massaga_pri_varusnoy_ustanovke_stop
  • https://www.dikul.net/zdorovie_spinki/
  • https://neurospectrum.ru/uslugi/lechebnaya-fizkultura-dlya-detey/
  • https://shkolamm.ru/detskij-lechebnyj-massazh/
  • https://www.smdoctor.ru/doctors/fizioterapevt/lechebnaya-fizkultura/
  • https://www.med-det.ru/uslugi/vosstanovitelnoe-lechenie/lfc/
  • https://www.dunkan-medi.ru/poleznaya-informatsiya/kompleksy-massaga-i-gimnastiki-dlya-detey
  • https://www.kdpmc.ru/lechebnaya-fizkultura/
  • https://7Hands.com/stati/detskij-massazh-10
  • https://sanare.ru/baby/serv/massage/gimnastika-kotoruyu-mama-mozhet-samostoyatelno-provodit-s-malyshom.html
  • https://www.fdoctor.ru/lfk-dlya-detey/
  • https://medsi.ru/articles/lfk-dlya-detey-osobennosti-uprazhneniya-i-rekomendatsii/

[свернуть]

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять