Гимнастика в 1 классе - физкультура, уроки

Гимнастика в 1 классе

Задачи гимнастики

Занятие по физической культуре «утренняя гимнастика» для учащихся первого класса

1. Познакомить учащихся с понятием – утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

2. Формировать общее представление об утренней гигиенической гимнастике (зарядке, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья и физическом развитии;

3. Разучить комплекс утренней гигиенической гимнастики (зарядки);

4.Повторить изученный ранее материал: бросок и ловля мяча в стену и в цель;

5. Прививать интерес к урокам физической культуры, самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, формами активного отдыха и досуга.

Комплекс утренней гимнастики.

30 секунд идем в быстром темпе, а затем 30 секунд – бег на месте с чередованием с прыжками.

1. Исходное положение (ИП) — руки внизу, ноги должны находиться на ширине плеч. Вдох — потягиваемся, поднимаем вверх руки и слегка прогибаем спину. Выдыхая, возвращаемся в ИП (4-6 р).

2. Исходное положение — то же. Выдыхая, наклоняемся вперед, руки вытягиваем вперед, стремясь достать до стены. Вдыхая, возвращаемся в ИП (4 р).

3. Руки внизу, ноги находятся на ширине плеч. Выдох — наклоняемся вперед, по возможности стараемся ладонями или пальцами рук дотронуться до пола, делая вдох — в ИП (темп спокойный, 4-8 р).

4. Руки к плечам (ИП). Вращение локтями вперед-назад (темп средний, 4-8 р).

5. Руки на поясе, ноги должны находиться на ширине плеч, начинаем наклоняться в разные стороны, дыхание спокойное — назад (осторожно, вперед, влево, вправо. В каждую сторону наклоняемся 3-4 раза.

6. Руки на поясе, ноги должны находиться на ширине плеч (ИП). Повороты вправо с одновременным разведением рук в стороны – вдох. Возвращение в ИП – выдох, то же в другую сторону (темп спокойный, 4-8 р).

7. Руки внизу, ноги находятся на ширине плеч. Делаем выдох, поднимаем ногу и делаем под ней руками хлопок, делая вдох — в ИП. Повторяем упражнение, но уже другой ногой. Между махами ног делаем 3 сек. паузу. Упражнение повторяем каждой ногой до десяти раз, темп спокойный.

8. Ложимся на коврик лицом вниз, ладони располагаем под подбородком. Прогибаем спину, дыхание спокойное, грудь приподнимаем от пола и отводим голову назад (4-8 р).

9. Лежа на спине, ноги прямо, темп медленный, руки вдоль туловища. Делаем выдох, сгибаем ноги и притягиваем бедра к животу, таз и затылок при этом отрывать от пола нельзя. На вдохе возвращаемся в ИП (2-6 р).

10. Делаем разнообразные прыжки, дыхание спокойное, не задерживаем. К обычным прыжкам на месте стоит подключить прыжки через 5-10 сантиметровый предмет. Делаем около тридцати прыжков.

11. Двух-трех минутная спокойная ходьба на месте.

Комплекс утренней гимнастики

Комплекс утренней гимнастики.

30 секунд идем в быстром темпе, а затем 30 секунд – бег на месте с чередованием с прыжками.

1. Исходное положение (ИП) — руки внизу, ноги должны находиться на ширине плеч. Вдох — потягиваемся, поднимаем вверх руки и слегка прогибаем спину. Выдыхая, возвращаемся в ИП (4-6 р).

2. Исходное положение — то же. Выдыхая, наклоняемся вперед, руки вытягиваем вперед, стремясь достать до стены. Вдыхая, возвращаемся в ИП (4 р).

3. Руки внизу, ноги находятся на ширине плеч. Выдох — наклоняемся вперед, по возможности стараемся ладонями или пальцами рук дотронуться до пола, делая вдох — в ИП (темп спокойный, 4-8 р).

4. Руки к плечам (ИП). Вращение локтями вперед-назад (темп средний, 4-8 р).

5. Руки на поясе, ноги должны находиться на ширине плеч, начинаем наклоняться в разные стороны, дыхание спокойное — назад (осторожно, вперед, влево, вправо. В каждую сторону наклоняемся 3-4 раза.

6. Руки на поясе, ноги должны находиться на ширине плеч (ИП). Повороты вправо с одновременным разведением рук в стороны – вдох. Возвращение в ИП – выдох, то же в другую сторону (темп спокойный, 4-8 р).

7. Руки внизу, ноги находятся на ширине плеч. Делаем выдох, поднимаем ногу и делаем под ней руками хлопок, делая вдох — в ИП. Повторяем упражнение, но уже другой ногой. Между махами ног делаем 3 сек. паузу. Упражнение повторяем каждой ногой до десяти раз, темп спокойный.

8. Ложимся на коврик лицом вниз, ладони располагаем под подбородком. Прогибаем спину, дыхание спокойное, грудь приподнимаем от пола и отводим голову назад (4-8 р).

9. Лежа на спине, ноги прямо, темп медленный, руки вдоль туловища. Делаем выдох, сгибаем ноги и притягиваем бедра к животу, таз и затылок при этом отрывать от пола нельзя. На вдохе возвращаемся в ИП (2-6 р).

10. Делаем разнообразные прыжки, дыхание спокойное, не задерживаем. К обычным прыжкам на месте стоит подключить прыжки через 5-10 сантиметровый предмет. Делаем около тридцати прыжков.

11. Двух-трех минутная спокойная ходьба на месте.

План урока гимнастики для 1 класса

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаФормируемые УУД
1Подготовительный этап (15 мин.):1. 1 Построение, приветствие.Ребята, мы сегодня с вами начнём урок путешествие в страну Спортландию. В Спортландии живут спортсмены. А кто такие спортсмены, что их отличает от других людей, какие они? Скажите с чего начинают спортсмены свою тренировку (с разминки), вот и мы сейчас с вами сделаем разминку.(Демонстрация двигательных действий: ходьба на внешней стороне стопы; ходьба, перекатываясь с пятки на носок; ходьба на носках – профилактика предупреждения плоскостопия.ходьба на равновесие- руки в стороны;ходьба на внешней, внутреней стороне стопы- руки на поясе;ходьба, перекатываясь с пятки на носок;ходьба на пятках -руки за головой;бег;бег приставными шагами- правым, левым боком;бег спиной вперед.Упражнение на восстановление дыхания: ходьбы 1-2 руки вверх-вдох, 3-4 руки вниз –выдох.Ребята, а для чего мы с вами выполняли эти упражнения? (профилактика плоскостопия). А чтобы быть гибким что нужно делать?И тема нашего сегодняшнего урока гимнастика. Мы должны научиться упражнениям, развивающим гибкость.Учитель формулирует задачи урока.Организация обучающихся на урок.Следить за осанкой, за правильным выполнением упражнений.Соблюдать интервал.Закрепление знаний по двигательным действиямНаучить выполнятьОРУПостроение в одну шеренгу.Активное участие в диалоге с учителем.Дети высказываются: сильные, ловкие, гибкиеПовторяют за педагогом и запоминают.Активное участие в диалоге с учителем.Дети с помощью учителя формулируют цель урока: нужно заниматься гимнастикойУмение правильно выполнять двигательное действие(Р)Умение организовать собственную деятельность (Р).Умениераспознавать и называть двигательное действие(Пр)Понимание необходимости выполнения упражнений для предупреждения плоскостопия (л).Запомнить упражнения(ПР)Умение видеть и чувствовать красоту движения (Л)
2Основной этап (25мин).Ребята, сейчас мы с вами выполним комплекс упражнений игрового стретчинга:И.п.-  Ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед.  – махи правой ноги к ладоням, махи левой ноги к ладоням.И.п Повтор 4 раза.И.п. – Сидя на полу, ноги вместе, руки на поясе1-3.-Наклоны туловища вперед, касаясь пальцев ног;4.- И.п. Повтор 8 раз. И.п. – Сидя на полу, ноги врозь, руки  на поясе.1-3.-Наклоны туловища вперед, касаясь пола;4.- И.п. Повтор 8 раз.И.п. – Сидя на полу, ноги врозь, руки на поясе.1-3.-Наклоны туловища к правой ноге;4-И.п;5-7.-наклоны туловища к левой ноге;8-И.п. Повтор 8 раз.Упражнение «Зернышко»И. п. — Сесть на корточки. Пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперед, опустив голову. Чуть наклонить туловище.1. Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони.2. Руки через стороны опустить вниз. Дыхание произвольное.Упражнение «Собачка»И. п. Сесть на пятки. Руки в упоре сзади, параллельно бокам. Пальцы рук обращены в противоположную от тела сторону,1. Выгнуть спину и откинуть голову назад. Прогнуться. Задержаться нужное время.2. Вернуться в И. п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное количество раз.Упражнение «Колечко»И. п. Встать на колени, руки сзади («полочкой»).1. Медленно наклониться назад, пока голова не коснется ног. Задержаться нужное время.2. Медленно вернуться в и. п. Дыхание нормальное. Повторить нужное число раз.Подвижная игра «Тараканчики». Выбрать водящего. Он начинает игру в положении «на четвереньках», стараясь дотронуться (запятнать). Тот, кого он запятнал, тоже становиться «Тараканчиком» и ловит оставшихся т. д. Последний становится водящим. Для облегчения задания игру могут начинать два водящих.Закреплять знаний по двигательным действиям и исходным положениям,Соотносить задания учителя с двигательными действиями учеников.Развитие умения давать оценку двигательным действиям.Создание ситуации эмоциональной разрядки.Игра «Тараканчики». Организация игровой деятельности.Дети показывают нужные положения, соблюдая правила.Водящий оценивает выполнение заданного положения, дети активно играют, соблюдая правила.Умение самоопределиться с заданием и принять решение по его выполнению (Л).Умение технически правильно выполнять двигательное действие (Р).Умение активно включаться в коллективную деятельность (Л).Умение проявлять дисциплинированность (Л)Умение организовать собственную деятельность (Р)Умение работать в команде(К)Уважительное отношение к противнику(Л)
3Заключительный этап (5 мин).Игра на внимание «Воздух, земля, вода».Ученики встают в одну шеренгу. Водящий даёт команды «Воздух» дети должны поднять руки вверх«Земля» – стоять смирно«Вода» – присестьВыполняя команды водящий может хитрить и выполнять движение не правильно, учащиеся должны выполнять только голосовые команды.Подведение итогов урока.Отметить отличившихся ребят. Умение организовывать коллективную совместную деятельность (К)Умение применять полученные знания в организации режима дня(Р)Умение дать самооценку собственной деятельности (Л)Примеры самооценки детей:-Я считаю, что теперь я могу выполнять упражнения без помощи учителя.-Я сегодня старался выполнить упражнения без ошибок.-Я ещё хочу поработать с учителем, чтобы выполнить эти упражнения.
гимнастика 1 класс упражнения

Урок дыхательной гимнастики для детей 1 класса

 Ребята, отгадайте загадку: Что не лень нам делать день и ночь? (Ответы детей). Не лень дышать. Давайте проверим, как дышит ваш нос. Свободно? А чтобы дышать легче, что надо знать? 
Ребята! Сегодня чудесное утро. Я приглашаю вас в лес погулять, подышать чистым воздухом, чтобы стать бодрым и здоровым. 
Отправляемся в наше путешествие. Вот тропинка, она узкая, нужно идти друг за другом. Отставать нельзя, а то заблудитесь (дети идут по кругу). Чтобы не разбудить зверей в лесу, пойдем на носочках руки на пояс, колени поднимаем повыше, шагаем бесшумно (выполняют различные виды ходьбы, меняя положение рук). 
Ой! Кажется, кого – то разбудили. Нужно бежать. Бегом в среднем темпе марш! (бег по кругу в среднем темпе).
Как далеко мы убежали! Кругом густой, дремучий лес. Осторожно идите, поднимите руки вверх – сделайте вдох, опустите руки в низ – сделайте выдох, раздвигайте ветки деревьев руками (дети поочередно отводят руки в стороны по 3 раза каждой рукой).
Ох, как мы устали! Давайте найдем полянку, отдохнуть. Посмотрите по сторонам внимательно (покачивание туловищем из стороны в сторону 6 раз).
Ребята! Я нашла полянку! Смотрите, какая красивая полянка! Как красиво! Ребята, вы готовы здоровье укреплять? Сейчас мы будем выполнять зарядку со словами, проговаривая за мной. Дети встаньте в круг.
Комплекс ОРУ с речитативом:
а) «Ловля комара»
И.п. основная стойка, руки вниз.
1–2 – руки вверх, хлопок. 3-4 – то же вниз.
Руки вверх поднять пора,
Чтоб прихлопнуть комара.
А потом все руки вниз,
В стойку прежнюю вернись.
б) «Прилетели птички» 
И.п. стойка ноги врозь, руки на пояс.
1- поворот налево,
2- И.п.
3- то же направо,
4- И.п.
Прилетели птички – 
Две смешных синички
Повертели головой,
Обернулись меж собой.
в) «Флюгер»
И.п. широкая стойка, руки за голову.
1–2 –пружинистый поворот влево, 3–4 пружинистый поворот вправо.
Флюгер вертится у нас,
Повернемся мы сейчас,
Ветер справа, ветер слева,
Флюгер вертится умело.
г) «Вертолёт»
И.п. стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны. 
1 – наклон влево,
2 – И.п.
3 – наклон вправо,
4 – И.п.
Руки ставим мы вразлёт,
Появился самолет.
Мах крылом туда – сюда,
Делай – раз и делай – два.
д) «Дровосеки»
И.п. широкая стойка, руки в замок в низу.
1– руки в замке вверх,
2– И.п.
3 – руки в замке вверх,
4 – И.п.
Дровосеками мы стали, 
Топоры мы вверх подняли.
И руками сделав взмах,
По полену с силой бах.
е) «Великаны»
И.п. основная стойка, руки на пояс.
1– полуприсяд, руки вперед,
2 – И.п.
3– то же,
4 – И.п.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
ж) «Мяч»
И.п. узкая стойка, руки за голову.
1-2 – прыжки на левой ноге,
3-4 – то же на правой ноге.
Скачет, скачет, скачет мяч,
Припустился громко вскачь.
Прыг, скок, прыг, скок.
Приземлился на носок.
з) «Кто шагает?»
Мы шагаем, мы шагаем
Ноги выше поднимаем. 
II. Основная часть.
Цель:научиться выполнять дыхательные упражнения.
Ребята, а вы умеете правильно дышать? Будем учиться, правильно дышать. Первое и важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос. При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а выделение слизистой оболочки носа губительно влияет на микробы, находящиеся в воздухе. Таким образом, в глубокие дыхательные пути воздух поступает очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным. Дыхание через рот в холодную погоду может вызвать охлаждение дыхательных путей и повлечь за собой простудные заболевания.
В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно.
Разучиваем комплекс дыхательных упражнений.
1 упражнение: вдох через нос – выдох 
2 упражнение: встать ровно, выпрямиться. В этом упражнении воздух заходит через левую ноздрю, а выходит через правую ноздрю. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через правую, потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через левую. Выполняем 4-6 раз. Затем меняем местами. Повторить 4-6 раз.
3 упражнение: медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.
4 упражнение: вдох — на 4 счета, задержка дыхания — на 4 счета, выдох — на 4 счета. Повторить 4-6 раз.
5 упражнение: вы глубоко вдыхаете через нос, а затем делаете шумный выдох маленькими порциями через сомкнутые губы. Главная задача этого способа дыхания — сделать как можно более полный выдох. Повторить 4-6 раз.
6 упражнение: сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета.
7 упражнение: «Подуй на одуванчик». Дуем на раскрытые ладони вначале ртом (фу – фу – фу), а затем носом, чтобы всё слетело с ладоней. Повторить 4-6 раз.
8 упражнение: «Соберем шишки с сосны». Поднять руки вперед, вверх, встать на носки, потянуться, «сорвать шишку» (вдох), наклониться вперед, руки свободно опустить вниз, «положить шишку в корзину» (выдох). Повторить 4-6 раз.
9 упражнение: «Ножницы». Скрещивание рук перед грудью с последующим разведением в стороны. При скрещивании дети говорят громко слово «жик» (для удлинения выдоха). Повторить 4-6 раз.
10 упражнение: «Дерево на ветру». Сидя на коленях или на пятках. Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха, руки опускаем, туловище при этом немного наклоняется. Повторить 4-6 раз.
11 упражнение: «Жук»
Бегать и жужжать, как жук: «ж – ж – ж» (20 с).
12 упражнение: ходьба.
2 шага – вдох, 
2 шага – выдох(20 с).
А теперь ребята, немного поиграем.
Подвижная игра «Выбери друга»
Цель: способствовать созданию дружеской атмосферы в коллективе учащихся.
Подготовка к игре: дети становятся полукругом, поворачиваются спиной к учителю. Обозначается дом водящего.
Описание игры: учитель проходит за спинами детей и выбирает водящего, дети в это время поизносят слова: 
Раз, два, три, четыре, пять
В пары мы хотим играть.
Надо только нам узнать
Кто нас будет догонять? 
Все играющие быстро разбегаются, а водящий ловит их. Домик – дети должны взявшись за руки образовать пары, у кого нет пары, ловит и отводит в свой дом.
Подвижная игра «Догони!»
Подготовка к игре: На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку чертиться круг – дом водящего. 
Описание игры: Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:
Раз, два, три, четыре, пять
Выходи нас догонять.
Быстро бегай не зевай
И скорей нас догоняй!
После слова «догоняй!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в круг – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении. После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.
Игра «Круг здоровья»
Подготовка к игре: дети встают в маленький круг и берутся за руки.
Описание игры: дети идут по кругу произносят слова и с каждым словом круг увеличивают, образуется большой круг:
Мы дышали, мы играли
Мы здоровье укрепляли.
Будем упражнения выполнять,
Здоровее чтобы стать.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Цель: выявление уровня достижения поставленных целей детьми. 
Как хорошо мы погуляли, подышали свежим воздухом. Укрепили мы свое здоровье? Что мы для этого делали? (Выслушиваем ответы детей).
Ребята, посмотрите какая красивая ромашка (из бумаги), подойдите и сорвите лепесток, там написана фраза или вопрос вам нужно её продолжить: 
1. Я узнал…
2. Я научился…
3. Я проявил себя …
4. Я смогу применить …
Какое задание было самым интересным?
А какое самым трудным?
Какую учебную задачу мы решали сегодня на уроке?
Достигли ли цели? 
Что вы можете посоветовать тем детям, кто испытал на уроке трудность? (дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка).
Домашнее задание: повторить дыхательные упражнения дома.
Молодцы, ребята! Здоровья вам! До свидания!

Основные выводы

Гимнастика – необходимый элемент тренировок для гармоничного физического развития:

  1. Начиная занятия , необходимо делать упор на базовых упражнениях, правильной технике и умеренной нагрузке.
  2. Нельзя забывать об обязательной разминке даже перед гимнастикой.
  3. Комплекс для профессиональных спортсменов можно выполнять только при соответствующей физической подготовке.
  4. Растяжка должна вызывать мышечный дискомфорт, но не боль.
  5. Выполняя простые элементы, стоит обращать внимание на правильную технику и фиксацию.

Для гимнастики дома будет достаточно свободной площади и гимнастического коврика. Главный залог получения высоких результатов – это регулярность. Гимнастика – один из немногих видов тренинга, заниматься которыми можно ежедневно.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять