Гимнастика после сна в детском саду: теория и практика. Корригирующая гимнастика: цель и методика

Гимнастика после сна (корригирующая) в детском саду

Содержание

Цели, задачи и приёмы

Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.

Целями проведения таких занятий является:

  • подъём мышечного тонуса;
  • улучшение настроения;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • укрепление дыхательного аппарата;
  • предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
  • воспитание привычки разминать тело после пробуждения.

Дети лежат в кроватках

От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение , но и эмоциональная атмосфера всей группы

Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:

  • приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
  • улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
  • создание позитивной атмосферы в группе.

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.

  1. Сюжетность пробуждения. Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.
  2. Музыкальность. Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.Дети лежат в кроватках, руки подняли вверх

    Гимнастику после пробуждения стоит делать под музыку

  3. Упражнения лёжа. Эти комплексы помогают постепенно восстановить тонус мышц и перейти к более активным действиям. Опять-таки, для малышей этому блоку упражнений уделяется больше внимания, так как чем младше детки, тем сложнее им адаптироваться к активной деятельности после сна.
  4. Активный блок гимнастики (или «упражнения на коврике»). В него входят задания, которые выполняются стоя. В комплекс включены махи руками, ногами, повороты туловища, приседания, хождение по массажным коврикам и т.д. Для ребят старших групп задания такие комплексы играют очень важную роль в выработке правильной осанки.
  5. Дыхательная гимнастика. Для детей средней — подготовительной групп это чуть ли не самый важный этап работы, так как, кроме задачи общего укрепления организма и дыхательной системы в частности, упражнения помогают вырабатывать правильное звукопроизнесение, что очень актуально для малышей, полноценно овладевающих речью или тех, у кого есть проблемы с речевым аппаратом.

7. Упражнения для укрепления мышц  задней поверхности бедра.

7.1 И.п. – упор стоя на коленях. Попеременное отведение ног назад.  То же, но с различными движениями рук.

7.2. Из положения лежа на животе попеременное поднимание прямых ног и удерживание 5-7 сек. То же, но с различным положением рук и одновременным подниманием ног

Эти упражнения можно выполнять с отягощениями: с гантелями, с набивным мячом.

7.3 Вис на стенке, лицом к ней. Попеременное поднимание ног. Ноги в коленях не сгибать, таз прижать к гимнастической стенке.

Показания к корригирующей гимнастике

Корригирующая гимнастика назначается строго врачом, основываясь на состоянии человека и заболевании. Положительная динамика от занятий наблюдается у людей с плохим кровообращением. При нарушенной работе органов дыхания заметно улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается обьем легких.

Коррекционные упражнения назначаются пациентам с нарушенным функционирование ЖКТ. В данном случае действие направляется на восстановление двигательной и секреторной функций желудка, улучшение кровообращения в брюшной полости.

Кроме того, корригирующая гимнастика необходима женщинам, страдающим гинекологическими заболеваниями: неправильное положение матки, ее искривление. Упражнение помогают улучшить общее состояние женщин.

Правила составления комплексов

Корригирующие упражнения для детей и взрослых подбирают в соответствии с определенными правилами. Первым в комплексе должно быть движение, которое направлено на создание правильной осанки. Это положение тела надо ощутить, а затем удерживать в течение всей тренировки. Так мышцы запоминают, как нужно поддерживать спину.

Корригирующая гимнастика

После этого выполняют упражнения, которые позволяют прорабатывать большие группы мышц. Это нагрузка, которая направлена на спину, плечи, пресс, а также ноги. Такая гимнастика оказывает общее укрепляющее воздействие на организм.

После силовых упражнений выполняют движения на ощущение осанки. Это позволяет чередовать нагрузку, а также поддерживать правильное положение спины в течение проведения всего комплекса.

После этого наступает момент, когда проводится коррекция. В комплекс должно быть включено от 4 до 6 таких движений. Специальные корригирующие упражнения проводятся только после правильной подготовки мышц. В противном случае воздействие ЛФК будет недостаточно эффективным.

После выполнения коррекции снова выполняют упражнения на ощущение осанки. Это положение спины нужно сохранять в течение всего дня. За этим нужно следить. Чем больше человек обращает внимание на свою осанку, тем быстрее будут видны первые положительные изменения.

Некоторые из этих упражнений (особенно на ощущение правильного положения спины) нужно выполнять в течение всего дня. Силовые упражнения и коррекцию проводят только в комплексе с другими движениями.

8. Упражнения для растягивания мышц поясничной области.

8.1. И.п. – сидя на стуле. Наклон вперед, в наклоне коснуться грудью коленей.

8.2. И. П. – то же, но ноги в широкой стойке. Выполнять наклоны как можно ниже.

8.3. И.п. – сед на полу. Наклоны вперед, стараясь коснуться лбом коленей.

8.4. И.п. – сед на полу, одну ногу согнуть в колене и отвести назад. Выполнять наклоны к прямой ноге, затем то же, но поменяв положение ног.

Корригирующие упражнения для исправления плоской спины.

Лицам, имеющим данное нарушение осанки не рекомендуются упражнения: угол в упоре, угол в висе, при которых сильно напрягается прямая мышца живота и уменьшается поясничный лордоз. Чтобы придать позвоночнику естественные изгибы, необходимо увеличить угол наклона таза. Для этого следует укрепить мышцы поясничной области и мышцы передней поверхности бедер

Общие рекомендации

Корригирующие упражнения применяют при разных нарушениях осанки. Так как в каждом случае патологии сугубо индивидуальные, гимнастика подбирается в соответствии с типом отклонений от нормы, стадией развития болезни. Также учитываются особенности организма пациента.

Корригирующие упражнения для спины

Упражнения потребуется выполнять каждый день. При этом их проводят утром и вечером. Это может быть простой комплекс, который состоит всего из нескольких упражнений. Его можно выполнять в качестве утренней зарядки. Нужно придерживаться установленной последовательности движений. Их выполняют определенное количество раз.

Занятие длится 15-30 минут. В него входят не только корригирующие, но и общеукрепляющие упражнения. Особое внимание уделяется большим мышцам спины, а также брюшному прессу.

Особого темпа нужно придерживаться при выполнении корригирующей гимнастики. Упражнения делают медленно или в среднем темпе. Нужно избегать резких рывков. В процессе тренировки обязательно следят за дыханием. Оно должно быть глубоким. Тренировка начинается с легких, разогревающих упражнений. Только после того, как мышцы будут подготовлены к физическим нагрузкам, выполняют силовые упражнения.

Нагрузка должна увеличиваться постепенно. Самые первые занятия должны быть короткими. Количество повторений движений должно увеличиваться постепенно. Если человек нетренированный, нужно выбрать упражнения легкие. Постепенно нагрузку увеличивают.

Коррекция зрения и профилактика болезней

В качестве расслабляющих упражнений используются следующие:

  1. Быстрое моргание от 10 до 15 секунд.
  2. Сильное сжатие, а затем расслабление век от 5 до 10 раз.
  3. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно по 6 раз.
  4. “Прорисовывание” квадрата взглядом в течение 30 секунд.
  5. Круговые движения глазных яблок с закрытыми глазами по 6 раз в каждую сторону.

Все движения делаются плавно. Месяц регулярных тренировок дает свои положительные результаты.

Исправление осанки

Как известно, правильная осанка формируется еще в детстве. Искривление позвоночника и нарушение осанки – проблема каждого второго человека.

программа корригирующей гимнастики

Откорректировать подобные проблемы помогает гимнастика:

  1. Для первого упражнения необходимо встать спиной у стенки. Затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки должны касаться поверхности. Необходимо запомнить это положение и отойти от стенки. Затем в таком положении вытягиваются руки вперед и выполняются 5 приседаний.
  2. Садимся на табурет у стены, к которой прижимаем затылок с прямой спиной. Затем расслабляем мышцы плеч, шеи и спины, плавно опуская голову. Исходное положение: сидя на скамейке без спинки у стены. Повторяем упражнение 5 раз.
  3. Для этого упражнения необходимо лечь на пол на живот. Сгибаем руки в локтях и кладем голову на ладони. Поочередно отводим каждую руку в сторону, возвращаемся в и.п., потом руку поднимаем над головой. Выполняем упражнение 5 раз.

Виды гимнастики, или немного о терминах

Гимнастика после сна в некоторых источниках называется корригирующей, а иногда включает корригирующую в свой видовой ряд.

Это интересно. Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo — выпрямляю, исправляю) — это вид лечебной гимнастики — специальных упражнений для устранения нарушений осанки; оказывает она и общеукрепляющее действие (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет отдельные группы мышц); восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника.

Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая — это всё термины одного синонимичного ряда. Видами корригирующих упражнений могут быть:

  • коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия или искривления грудной клетки);
  • закаливание (если не считать прогулки, то закаливание — удел не многих, потому что это особый тип оздоровительных процедур, который проводится, как правило, в специализированных группах, в него включаются умывания холодной водой, обливания на улице и т.д.);
  • ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);
  • физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);
  • профилактическая гимнастика (универсальный набор упражнений, который чаще всего и используется в дошкольных детских учреждениях).

Типы упражнений

Если говорить о корригирующей гимнастике после сна, то она включает:

  • упражнения сразу после пробуждения — в кровати;
  • занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
  • корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
  • дыхательная гимнастика.

Правила проведения бодрящей гимнастики

Чтобы подготовить малышей к периоду бодрствования во второй половине дня, стоит выполнять ряд рекомендаций, выработанных опытом педагогов:

  1. Температура воздуха в спальне не должна быть ниже +16/+18 градусов.
  2. Выбирать комплекс упражнений нужно с учётом занятий, которые были до сна. Например, перед обедом у малышей была сюжетная игра, значит, после сна можно больше внимания уделить блоку с приседаниями, пробежками, а также поворотам тела.
  3. Для тех карапузов, которые просыпаются раньше, неплохо было бы подготовить 1–2 комплекса упражнений, например, «ленивого» вида.Малыши в кроватках: кто-то проснулся, кто-то ещё с закрытыми глазами

    Деток, которые просыпаются раньше, нужно занять упражнениями, чтобы они не разбудили тех, кто ещё спит

  4. Из одежды на детках должны быть трусы и майка. Если речь идёт о холодном времени года, то пижама. Для выполнения упражнений на коврике стоит надеть чешки или носки.
  5. Отсутствие принуждения. Если маленькое солнышко отказывается работать вместе со всеми, то ругать его категорически нельзя. Нужно только выяснить, что стало поводом для такого поведения.
  6. В летнее время года блок активных упражнений рекомендуется проводить на улице.
  7. В процессе выполнения упражнений расслабление должно быть более длительным по сравнению с напряжением.
  8. Инструкции по выполнению следует повторять большее или меньшее количество раз в зависимости от эмоционального состояния малышей.

Гимнастика для глаз

Современный темп жизни обязывает человека следить за собственным здоровьем. Зрение в данном случае стоит не на последнем месте.

корригирующая гимнастика для глаз

Неправильный образ жизни, длительное нахождение перед монитором компьютера, закрытое помещение – факторы, плохо сказывающиеся на глазах, а точнее, на зрении. Если игнорировать перегрузку на глаза, то можно получить осложнения в виде глаукомы, миопитии, астигматизма.

Корригирующая гимнастика для глаз поддерживает достойный уровень зрения. Применяются расслабляющие упражнения.

6. Упражнения для растяжения мышц передней поверхности бедра.

Каждое упражнение следует выполнять не менее 8-16 раз, при этом стараться не прогибаться в пояснице. Упражнения выполнять после упражнений для укрепления мышц спины и живота.

6.1. И.п. стоя боком к гимнастической стенке, или держась за спинку стула. Выполнять поочередные махи согнутой или прямой ногой вперед и назад в разных и.п.

6.2. И.п. – лежа на животе. Согнуть левую ногу и захватив руками ступню, прижать пятку к ягодице. Колено левой ноги  не отрывать от пола, голову и плечи приподнять. То же, но сгибая правую ногу, то же, но сгибая обе ноги.

6.3. Стоя на правой ноге, левую согнуть назад и захватив левой рукой стопу, прижать пятку к ягодице. То же, стоя на левой ноге.

6.4. Стоя на левой ноге, мах правой ногой назад и, согнув ее в колене,  постараться коснуться пяткой ягодицы. То же, стоя на правой ноге.

 6.4. И.п. – стойка на коленях, руки на поясе. Наклонить туловище назад, сохраняя прямую линию от колен до головы. То же, но постараться коснуться руками пяток или пола.

6.5. Стоя на правом колене, левую ногу вперед, руки в стороны. Выполнять медленно наклоны туловища назад. То же, но правую ногу вперед.

6.7. И. П. – упор присев. Поочередное отведение ног назад.

Из виса на гимнастической стенке лицом к ней. Попеременно сгибать ноги в коленях, стараясь пятками коснуться ягодиц.

Методика проведения

Если подвести итого вышесказанным особенностям организации корригирующей гимнастики, то можно прийти к выводу, что оптимальным соотношением будет комбинация 2–3 упражнений в кровати, 1–3 на полу или на коврике и 2–3 дыхательных, проводимых под спокойную музыку (например, звуки природы или классику). На выполнение гимнастики в целом уйдёт 5–10 минут.

Дети в пижамах сидят в кроватках

Потраченные 5–10 минут после сна помогают сохранять и укреплять здоровье детей

Таблица: картотека упражнений после сна

Дата Название упражнения Описание
Сентябрь Гимнастика в кровати
«Велосипед» И. п. : лёжа на спине, «крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (6 раз)
«Котёнок» И. п. : лёжа в позе спящей кошечки, мурлыкать. Котёнок встаёт на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (6 раз).
«Массаж рук» И. п. : сидя, скрестив ноги. Моем кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, надавливаем каждый палец (6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3–4 раза Я прошу подняться вас — это раз,
Повернулась голова — это два.
Руки вниз, вперёд смотри — это три.
Руки в стороны — четыре,
С силой их к плечам прижать — пять.
Всем ребятам тихо сесть — это шесть.
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Рычание» Долго рычать на выдохе, оскалив зубы, согнув напряжённые пальцы рук, как когти.
«Сердитый пёс» Резкий вдох ртом, произнося «р-р… », с одновременным резким ударом рук внахлёст по спине (стоя, с наклонами). Такой же выдох через нос.
Октябрь Гимнастика в кровати
«Потягушки» И. п. : лёжа на спине. Тянемся пяточками вперёд и двумя руками вверх (6 раз).
«Чебурашка» И. п. : сидя «по-турецки». Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины («примазываем глину», чтобы ушки не отклеились (6 раз).
«Буратино» И. п. : сидя на коленях, Лепим красивый нос для Буратино. Буратино рисует носом «солнышко», «морковку», «домик»( 6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения, повторяют 3–4 раза. Скачут, скачут в лесочке,
Зайцы — серые клубочки,
Прыг — скок, прыг — скок.
Встал зайчонок на пенёк,
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз — шагают все на месте.
Два — руками машут вместе.
Три — присели, дружно встали.
На четыре потянулись.
Пять — прогнулись и нагнулись.
Шесть все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Перочинный ножик» И. п. : лёжа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола. Произносится на выдохе «Ха! ». Повторить 3–4 раза.
«Насос» И. п. — стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6–8 раз.
«Кто лучше надует игрушку?» Вдох носом (1- 4, медленный выдох через рот, в отверстие игрушки (1–8).
Апрель Гимнастика в кровати
«Восхищение» И. п. : лёжа на спине. Поглаживание в области грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».( 6 раз) .
«Потягивание» И. п. : лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперёд, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперёд, левую руку вверх, вдоль туловища (6 раз) .
«Тестомес» И. п. : сидя по-турецки. Ребёнок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает. (6 раз)
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 5–6 раз Вот идёт чёрный кот, (шаги с высоким подниманием ног)
Притаился — мышку ждёт. (приседания, руки к коленям)
Мышка норку обойдёт, (встать, повернутся)
И к коту не подойдёт (руки в стороны).
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Носик гуляет» Вдох и выдох через нос. Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик балуется» При вдохе надавливать на крылья носа (мешать вдыхать). Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик нюхает приятные запахи» Поочерёдно закрывать пальцами ноздри и делать глубокий вдох. Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик поёт песенку» На выдохе постукивать по крыльям носа и говорить ба, бо, бу. Выполнить 10 – 20 раз.

Этот комплекс можно назвать универсальным, так как, он направлен на профилактику проблем со здоровьем. Что же касается возрастных особенностей, то различия будут в кратности выполнения и количестве упражнений. Так, для первой младшей группы блок «Упражнения в кровати» остаётся в неизменном виде, а вот второй и третий блоки можно сократить.

Наглядность для проведения гимнастики

Как известно, у малышей-дошколят наглядно-образное восприятие мира лидирует. Выполнение заданий должно идти в сопровождении ярких, подходящих по размерам:

  • картинок;
  • мягких игрушек;
  • слайдов;
  • плакатов.

Лидирующие позиции остаются за игрушкой. Дело в том, что дети воспринимаю её как друга, товарища, а значит, более охотно выполняют поставленную задачу. Для младших групп такой персонаж выполняет функцию ролевой модели, а для старших — младшего товарища, которому требуется помощь друзей постарше.

Если есть возможность продемонстрировать малышам слайды, например, с тем героем, который пришёл их сегодня будить, то такой переход к бодрствованию будет лёгким и здоровым.

Малыши ходят по массажным коврикам

Массажный коврик также может быть обыгран в качестве средства наглядности: например, если он — лесная тропинка или мостик через речку

Формирование правильной осанки

Комплекс упражнений при корригирующей гимнастике обязательно включает в себя движения, которые формируют правильную осанку. Их существует достаточно много. Несколько популярных движений рассмотрено далее.

Сначала нужно встать спиной к стенке. Затылок, пятки и ягодицы должны касаться ее поверхности. Мышцы должны немного напрячься. Это состояние нужно запомнить. Его сохраняют в течение тренировки. Далее человек отходит от стенки и держит такое положение тела еще несколько секунд.

Корригирующие физические упражнения

Можно также, отойдя от стены, сделать несколько взмахов руками, ногами и наклонов туловища. После этого снова становятся в правильную стойку. Для этого опять подходят к стене.

В ходе выполнения гимнастики несколько раз после силовых и корригирующих упражнений нужно подходить к стене, проверяя положение тела.

Одним из возможных упражнений может быть следующее. Стоя у стены, нужно поднимать руки через стороны, а затем поочередно сгибать ноги в коленях. После этого несколько раз приседают (также возле стенки). Затем приподнимаются на носках, выдерживая при этом правильную позу. После этого правильную осанку проверяют стоя боком возле зеркала.

Схема анализа гимнастики после сна

Чтобы понять, эффективно ли проведение упражнений после сна в конкретной группе детского сада, нужно оценить каждый из этапов её проведения по схеме. Для начала нужно указать:

  • название дошкольного учреждения и группы;
  • имя педагога;
  • дату проведения;
  • возраст детишек;
  • количество малышей в группе.

3.Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.

Мышцы брюшного пресса можно укрепить, выполняя 2 вида упражнений: 1) поднимание ног в положении виса или лежа на спине и 2) при фиксированных стопах переходить из положения лежа на спине в сед. Все движения поднятыми ногами в и.п. лежа на спине вызывают статическое напряжение мышц живота, особенно нижней её части. Примеры упражнений:

3.1.И.п. лежа на спине, поясницу прижать к полу. а) медленно сгибать-разгибать ноги, отрывая стопы от пола; б) поднять обе ноги и держать 15-25 сек.; в) выполнять скрестные махи ногами, круговые движения поднятыми прямыми ногами.

3.2. И. п. – лежа на спине, ноги согнуты, руки за голову: а) медленно перейти в сед и затем вернуться в и.п.; б) поднять голову и туловище, держать 7 12 сек и вернуться в и.п. Это упражнение можно усложнить, если взять в руки гимнастическую палку или гантели или набивной мяч.

3.3. И.п. – лежа на спине, руки вверх. Поднять прямые ноги и коснуться ими пола за головой, вернуться в и.п.

3.4. И.п. лежа на спине. Стойка на лопатках, затем медленно вернуться в и.п.

3.5. И.п. – вис на гимнастической стенке или перекладине. Медленно согнуть ноги и подтянуть к животу, затем вернуться в и.п.

3.6. И.п. то же что и в упр.3.5 Поднимать прямые ноги.

3.7. И.п. – сед продольно на гимнастической скамейке, руки произвольно. Медленно выполнять наклоны назад.

4.Упражнения для укрепления мышц передней поверхности бедра.

4.1. В висе на гимнастической стенке поднимание согнутых ног: одновременное или поочередное.

4.2. В висе на гимнастической стенке поочередно поднимать прямые ноги до угла  примерно в 30 градусов и выполнять маховые движения ногами.

4.3. И. П. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать прямые ноги, группировка в положении лежа.

4.4. Приседания из разных исходных положений: и.п. – основная стойка (о.с.), руки на поясе. Приседая на носках, встать на колени и затем сесть на пятки. Встать в и.п. без помощи рук; стать одной ногой на стул (гимнастическую скамейку). На другой ноге сделать 8-16 приседаний, затем тоже повторить на другой ноге.; и.п. – о.с., ноги вместе. Подскоки на носках 60-100 раз.

4.5. Прыжки ноги врозь, прыжки через скакалку, и др.

5.Упражнения для укрепления мышц, удерживающих лопатки.

5.1.И.п. лежа на животе, руки под подбородком. Небольшое поднимание головы и плеч, руки в стороны.

5.2. И.п. то же, что и в упр.5.1, но с различным положением рук: руки к плечам, руки вверх, руки за голову.

5.3. И.п. то же, что и в упр.5.1, но руки в стороны. Выполнять круговые движения руками.

5.4. И.п. сед на полу или на гимнастической скамейке продольно или поперек. Руки в стороны, к плечам, в стороны, за голову или  руки к плечам, вверх, к плечам или круговые движения руками.

5.5. То же, что и упр.5.4, но в положении стоя или стоя на одной ноге, другую назад на носок.

5.6. То же, что и упр. 5.4, но в движении.

5.7. Упражнения с гантелями: сгибать руки в локтевых суставах, соединяя кисти сзади туловища под лопатками; сгибания рук из исходного положения руки в стороны.

5.8 .То же, что и упр.5.5, но с гантелями.

5.9. Упражнения с гимнастической палкой из различных исходных положений: палку на лопатки, за голову, вверх.

Корригирующие упражнения для исправления лордотической осанки.

Для исправления этого нарушения необходимо:

  1. растягивать мышцы передней поверхности бедра (мышцы-сгибатели тазобедренных суставов)
  2. укреплять мышцы задней поверхности бедра
  3. растягивать мышцы поясницы
  4. укреплять мышцы живота

Выбор нагрузки

Корригирующие гимнастические упражнения нужно выполнять с постепенно возрастающей нагрузкой. От этого зависит эффективность воздействий. Число повторений выбирают в зависимости от упражнения. Для каждого из них предусмотрено минимальное и максимальное количество.

Корригирующие упражнения для осанки

Каждое упражнение влияет на ту или иную группу мышц. В зависимости от состояния здоровья, а также физиологических особенностей подбирают не только тип движений, но и их количество. Воздействие при наличии патологии должно быть целенаправленным.

Врач, который назначает процедуры, точно знает строение мышц, устанавливает причины нарушений. После этого он может подобрать комплекс процедур, которые требуются в конкретном случае. Подход всегда индивидуален. Это позволяет проработать нужные мышцы с требуемой силой воздействия.

В процессе выполнения корригирующих физических упражнений нужно постепенно переходить от легких движений к более сложным. Нагрузка должна быть рассеянной. Поэтому движения для разных групп мышц чередуют. Сначала выполняют гимнастику для верхних и нижних конечностей, затем для спины, брюшного пресса. После этого переходят к проработке мышц шеи, грудных мышц.

После проведения интенсивных, силовых движений обязательно уделяют внимание дыхательным процедурам.

Каждый подход включает в себя 8-16 упражнений. Выбор зависит от типа воздействия, подготовленности мышц. Постепенно количество движений в процессе выполнения каждого упражнения увеличивают.

Упражнения для растягивания мышц поясницы

Корригирующие упражнения для осанки включают в себя движения, которые направлены на растягивание мышц поясницы. Сидя на стуле нужно наклониться вперед. Грудью касаются коленей. После этого выполняют наклоны, но ноги при этом должны быть расставлены максимально широко. Нужно стараться наклониться как можно ниже.

Далее садятся на пол. Выполняют наклоны вперед. Ноги вытянуты. Лбом нужно стараться дотянуться до коленей. Далее в такой же позе нужно согнуть одну ногу в колене. Ее отводят назад. К прямой ноге тянутся, стараясь коснуться лбом. Затем положение меняют.

Укрепление мышц спины

Комплекс корригирующих упражнений также включает в себя движения, которые позволяют укрепить мышцы спины. Они присутствуют практически в каждом наборе гимнастических движений.

Сначала нужно лечь на спину. Ноги согнуты в коленях, а локти лежат на полу. Делают прогиб в грудном отделе позвоночного столба. В этой позе нужно зафиксироваться на 5 сек. Далее мышцы расслабляют. Такое же упражнение выполняют тазом. Его также приподнимают на 5 сек.

Далее нужно лечь на живот. Пальцы рук скрещены за спиной. Приподнимают плечи и голову. Руки отводят назад и прогибаются. После этого расслабляются. Это упражнение также может быть дополнено поднятием не только плеч и головы, но и ног.

Если человек тренированный, предыдущее упражнение усложняют. Обе руки кладут за голову и в таком положении поднимают руки, ноги и голову от пола. Затем в этом же положении руки разводят в стороны или вытягивают вперед. Можно руками поднимать гантели, мяч или гимнастическую палку.

Детская корригирующая гимнастика

Каждый родитель и педагог знает, что в детском возрасте главным видом деятельности является игра. В данном случае корригирующая гимнастика проводится в игровой форме. Можно использовать сюрпризный момент, стихи, загадки. У ребенка появится интерес к выполнению упражнений.

корригирующая гимнастика после сна

К примеру, корригирующая гимнастика после сна может состоять из следующих упражнений:

  1. Массаж ног во время ходьбы по коррекционным дорожкам на пятках и носочках. Важно чередование видов ходьбы. Руки лучше расположить на плечах или поясе. Это поможет развить равновесие.
  2. Марш с высоким подниманием колен. Целесообразно сочетать это упражнение с захлестом ног назад.
  3. Эффективное упражнение под названием “кошечка”. Производится ползание по полу на четвереньках с прогнутой спиной.
  4. Ноги располагаются на ширине плеч, а руки на поясе. Выполняются повороты корпуса в левую и правую сторону попеременно.
  5. Приседания с прямой спиной. Необходимо следить за осанкой ребёнка.

Польза гимнастики

методика корригирующей гимнастики

Лечебная или корригирующая гимнастика назначается как взрослым, так и детям. Она обеспечивает эффективность лечения, а также предупреждает развитие многих заболеваний спины.

Программа корригирующей гимнастики разрабатывается с целью укрепления мышц, исправления позвоночных дефектов. Кроме того, все оздоровительные упражнения выполняются в комплексе с дыхательной гимнастикой.

Помимо воздействия на опорно-двигательный аппарат, корригирующая гимнастика положительно влияет на органы дыхания, сердце, сосуды и зрение. Существуют специальные упражнения для каждой системы организма. Коррекционные занятия облегчают симптомы астмы, нормализуют артериальное давление и восстанавливают организм в постоперационный период.

Воздействие гимнастики на организм

Целью корригирующих упражнений является создание таких условий в организме, при которых все системы будут работать гармонично. Они позволяют исправить разные патологии позвоночника. Мышцы в процессе выполнения гимнастических упражнений претерпевают ряд изменений.

Польза корригирующих упражнений

Гимнастика стимулирует усиление кровоснабжения в тканях. Это приводит к усилению мышц и костей, а также сухожилий, которые были задействованы в ходе того или иного движения. Ученые установили, что во время сна в организме человека протекает 12 л крови через каждый килограмм мышц. А во время тренировки этот показатель увеличивается до 56 л. При этом в момент физической активности мышцы поглощают в 20 раз больше кислорода.

Это приводит к увеличению силы, выносливости, а также массы мышц. Сухожилия также укрепляются. Утолщаются ткани костей и связок. В процессе активной работы мышц продвижение лимфы и крови по сосудам становится быстрее.

Целым комплексом положительных воздействий характеризуется корригирующая гимнастика. Упражнения позволяют усилить работу сердечно-сосудистой системы и легких. Это приводит к увеличению крови, которое циркулирует в организме. Вместе с этим питание всех клеток становится более полным, активным. Это активизирует процессы регенерации, развития всех тканей.

Глубокое дыхание положительно влияет на легкие. Альвеолы расправляются. Газообмен в легких улучшается. Укрепляются все мышцы скелета, сердца, обменные процессы ускоряются. Жиры активнее сгорают. Пищеварение, железы внутренней секреции работают активнее. Это ведет к положительным изменениям во всем организме.

Приемы ЛФК могут быть назначены в комплексе с другими методиками лечения. Во многих случаях это может быть самостоятельная терапия. Она позволяет избежать применения медикаментов, прочих небезопасных для организма методов лечения.

Источники

  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/korrigiruyushhaya-gimnastika-v-detskom-sadu.html
  • http://gymnastics.sgu.ru/content/korrigiruyushchaya-gimnastika-dlya-samostoyatelnoi-raboty-nad-osankoi
  • https://www.syl.ru/article/292487/korrigiruyuschaya-gimnastika-tsel-i-metodika
  • https://FB.ru/article/384676/korrigiruyuschie-uprajneniya-tsel-rezultat

[свернуть]

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять