Гимнастика для грудничков 2 месяца - как правильно делать упражнения

Гимнастика для здоровья ребенка в 2 месяца

Содержание

гимнастика 2 месяца

Малыш в возрасте 2 месяцев

Что представляет собой ребенок в этом возрасте? Он прибавил в росте и весе. Его зрение и слух стали острее, и если вы присмотритесь, то заметите, что малыш не просто смотрит в пространство, но и следит глазами за двигающимися людьми и предметами.

Он уже может поворачивать голову на звук и некоторое время удерживать ее на весу. Ребенок даже может узнавать маму среди других взрослых, что делает возможным наладить с ним устойчивый контакт.

Двухмесячный малыш все еще много спит. Сон составляет большую часть его дня, но периоды бодрствования постоянно увеличиваются. Поэтому у мамы появляется больше возможностей для активного досуга. При этом, конечно, об осознанном общении с ребенком все еще нет речи. Поэтому зарядка все еще дело взрослого, который поможет ему во время занятий.

Польза гимнастики

гимнастика для малышей 1.jpg

  • Укрепляет мышцы.
  • Улучшает кровообращение.
  • Хорошо влияет на аппетит, пищеварение, сон малыша.
  • Дает яркие тактильные ощущения и эмоциональный контакт с мамой.

Это важно!

Польза гимнастики неоспорима, но перед тем, как начать заниматься с малышом, нужно обязательно проконсультироваться с педиатром. Первые недели после роддома он будет посещать вас на дому. Противопоказаний против гимнастики для младенца немного, но они все же есть. От упражнений следует воздержаться, если у ребенка есть заболевания кожи, проблемы с сердцем и органами дыхания и другие. В некоторых случаях ребенку требуется профессиональный массаж, который самостоятельной гимнастикой в домашних условиях заменить нельзя.

Когда и сколько заниматься гимнастикой

Для двухмесячного ребенка достаточно 2 сеансов гимнастики ежедневно. Можно делать ее утром и вечером за 20 минут до еды или через 40 минут после кормления. Идеально — делать упражнения во время переодевания (пеленания, смены подгузников). Руки мамы должны быть чистыми, ногти — коротко обстриженными.

Гимнастика с 2-месячным малышом

В какое время делать гимнастику

гимнастика для малышей 2.jpg
Гимнастику нужно делать ежедневно, 3-5 1-2 сеанса в день. Упражнения выполнять хотя бы за полчаса до еды или через 1 час после кормления.
Условия для занятий

  • Проветрите комнату, где будете заниматься с малышом. В помещении должно быть тепло, но не жарко. Оптимальная температура – 20-21 градус. Во время массажа ребенок также принимает воздушные ванные – важный закаливающий фактор.
  • Занятия проводите на ровной твердой поверхности: на пеленальном или обычном столе, крышке комода. Кровать или диван для этих целей не подойдут, так как будут прогибаться под ребенком и эффекта от упражнений не будет. Чтобы малышу было комфортно, положите на столешницу тонкое одеяло и накройте его пеленкой.
  • Ребенок должен быть в хорошем настроении, спокойным и активным. Если он хочет спать, капризничает или недомогает, занятия следует отложить.
  • Мама тоже должна настроиться на общение с младенцем, никуда не спешить, не суетиться.
  • Гимнастику нужно совмещать с воздушными ваннами. Разденьте малыша, снимите с него подгузник. Пусть ничего не стесняет его движения.
  • Во время выполнения упражнений разговаривайте с малышом, декламируйте потешки, пойте песенки. Можно включить негромкую фоновую музыку.

Зарядка

Общие рекомендации остаются прежними. В комнате, где вы будете заниматься, не должно быть слишком холодно и слишком жарко. При этом она должна быть хорошо проветрена. А сам малыш должен чувствовать себя хорошо. И не стоит делать с ним зарядку на полный желудок!

Итак, какие же упражнения будут по силам для ребенка в два месяца

Упражнение 1

Это упражнение можно считать дополненным вариантом первого — для месячного малыша, в котором нужно скрещивать ручки. Ребенок во время выполнения лежит на спинке. Сначала вы аккуратно разведете и сведете вместе его ручки, повторите несколько раз; затем сделайте плавное движение вверх и вниз. А после этого добавьте новый элемент в упражнение – начните делать круговые движения. Можете чередовать движение по часовой и против часовой стрелки. Количество повторов тоже можно увеличить по сравнению с прошлым месяцем – вместо 3-4 делать упражнение по 6-8 раз.

Упражнение 2

Ребенок остается лежать на спинке. Возьмите его за ручки и аккуратно потяните вперед. Они  должны оказаться в положении над грудью. Продолжайте осторожно тянуть малыша на себя до того момента, как он попытается согнуть ручки в локте, поднять голову и окажется в полу-сидячем положении. Не нужно удерживать его слишком долго. Как только это произойдет, опустите его обратно и через небольшой промежуток времени повторите упражнение еще раз. Сделайте несколько повторов.

Упражнение 3

Снова возьмите малыша за ручки. Приведите их в то же положение, как для предыдущего упражнения и, без резкости, сделайте боксирующие движения. Одну ручку согните в локте и отведите назад, а другую, наоборот, вытяните вперед. Затем поменяйте руки и ту, которая была вытянута, отведите назад, а согнутую – вперед.

Упражнение 4

Дополните вашу зарядку массажем. Он полезен малышу. Тем более в раннем возрасте ему очень важен тактильный контакт. Поэтому раскройте ладошку ребенка, и круговыми движениями большого пальца помассируйте ее несколько раз по часовой и против часовой стрелки. Промассируйте каждый пальчик по отдельности. Повторите то же самое со второй ручкой. Можете в такт рассказывать какой-то стишок, потешку, петь песенки. Для этого снова прекрасно подойдут специальные игры для самых маленьких Железнова, вроде «Сороки-вороны» и т.п (о методике раннего развития Железнова можно узнать по ссылке).

Упражнение 5

От ручек переходим к ножкам. Для разминки повторяйте упражнение на сгибание и разгибание. Прижимайте к животику поочередно то одну ножку, то другую, то обе сразу. Единственное, что поменяется – количество повторов.

Упражнение 6

Возьмитесь за ножки, за основание стопы. Затем прижмите их к животику и аккуратно сделайте круговое движение, ориентируясь на тазобедренный сустав. Движение делайте от себя, одну ножку – по часовой стрелке, другую – против.

Упражнение 7

Двухмесячного малыша уже можно учить переворачиваться со спинки на живот. Это упражнение может стать хорошей тренировкой навыка. Попробуйте взять правую ножку и аккуратно завести ее в левую сторону, или наоборот. Ребенок сделает движение вслед за ногой и перевернется таким образом на животик.

Упражнение 8

Еще одна разновидность переворота, на этот раз – с помощью ручек. Возьмите правую ручку и осторожно потяните влево. Ребенок потянется вслед за ручкой и снова перевернется на живот.

Упражнение 9

зарядка для малыша 2 месяцев, картинка


Двухмесячный младенец уже может какое-то время удерживать голову. Это упражнение позволит ему закрепить навык. Для этого ручки ребенка положите ему под грудь, чтобы он упирался на них. В этом положении он рефлекторно начнет держать голову.

Упражнение 10

Теперь вытяните ручки малыша вперед, дайте ему ухватиться за ваши указательные пальцы и крепко зафиксируйте запястья. Затем приподнимите. Кроха потянется вверх и назад.

Упражнение 11

На этот раз руки ребенка должны быть свободно раскинуты в стороны. Зафиксируйте их так же, как в прошлый раз и немного приподнимите. Покачайте какое-то время из стороны в сторону, чтобы получился своеобразный самолетик.

Упражнение 12

Пока малыш еще лежит на животике, сложите его ножки вместе. Его пяточки должны уткнуться вам в ладони. После этого начните делать подталкивающие движения. Таким образом вы подтолкнете его к тому, чтобы он пополз.

Упражнение 13

Для следующего упражнения возьмите ребенка на руки. Ваши ладони должны обхватывать его в подмышечной зоне. А затем наклоните по очереди вправо, влево, назад и вперед. Каждый раз ребенок будет отклоняться в направлении, противоположном наклону.

Упражнение 14

Держите ребенка в том же положении, и аккуратно делайте покачивающие движения. Ножки и таз, которые остаются на весу, будут раскачиваться, как маятник. Но движения эти не должны быть резкими и интенсивными.

Некоторые пожелания

Вот такая зарядка для малыша 2 месяцев. Все эти упражнения совершенно не сложные. Их спокойно можно выполнять в домашних условиях – все сразу, одно за другим или только некоторые. Здесь все на ваше усмотрение и по желанию ребенка.

Ребенок на третьем месяце намного дольше бодрствует, поэтому и на зарядку с ним нужно уделить больше времени.

Если для месячного ребенка оптимальная длительность гимнастики – 3-5 минут, то теперь она может увеличиться до 10.

Не молчите во время зарядки. Если вы будете разговаривать со своим крохой, то у него будет возможность лишний раз прислушаться в вашей речи. В дальнейшем это благотворно скажется на развитии его собственной речи (речь ребенка в один год по ссылке). Не говоря уже о том, что ему радостно слышать мамин голос, говорящий что-то ласковое или напевающий песенку.

Со временем он усвоит, что утренняя гимнастика связана для него с приятными впечатлениями, с играми и общением. Так он будет постепенно приучаться любить ее и будет заниматься с удовольствием.

Кроме того, можно выбрать для зарядки подходящую веселую музыку или песенку. Она создаст радостную и доброжелательную атмосферу при занятиях с малышом.

Наконец, не забывайте, что главное условие успеха в таких занятиях — это систематичность.

Другими словами, упражнения нужно делать не время от времени, а ежедневно. И вскоре вы увидите результаты, которые вас приятно удивят. Дети же ведь способны нас удивлять?

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев – ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Cуставная гимнастика

Кроме массажно-гимнастического комплекса в возрасте от 1,5 месяцев хорошее влияние на развитие ребенка, его двигательных возможностей и интеллекта оказывает суставная гимнастика — ряд пассивных изолированных движений в суставах, выполняемых с помощью взрослых.

Эту гимнастику надо проводить очень осторожно, мягко и аккуратно, чтобы не повредить нежные связки и не растянуть мышцы. Не торопитесь с введением новых движений, не делайте гимнастику раньше основного комплекса. Это необходимо для того, чтобы мышцы и связочный аппарат суставов были разогреты для предотвращения травм. Мелкие суставы — кисть, стопу — можно начинать разрабатывать с 1,5-2 месяцев, более крупные суставы (особенно плечевой и тазобедренный) разрабатываются в более позднем возрасте.

Внимание! Проводить суставную гимнастику можно только после консультации с врачом и при отсутствии врожденных заболеваний опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани. Во время болезни (если нет прямых противопоказаний) гимнастика, как и массажно-гимнастический комплекс, проводится в щадящем режиме.

В возрасте от 2 недель до 2,5 месяцев суставная гимнастика подразумевает, прежде всего, разработку и легкое растягивание мышечных групп сгибательных поверхностей, а также выведение объема движений в суставах к максимальной физиологической норме. Сильные растяжения и движения с усилием на границе физиологической нормы в этом возрасте категорически противопоказаны!

Суставная гимнастика занимает небольшое время, при этом разрабатываются 4 группы суставов на каждой руке или ноте: суставы кисти и стопы, лучезапястные или голеностопные суставы, локтевой и коленный суставы, плечевой и тазобедренный суставы.

Гимнастика начинается с мелких суставов кисти. Положите распрямленную ладошку ребенка на свою ладонь и, аккуратно надавливая на кончики пальчиков, доведите движение в суставах до границы свободного. Затем сделайте упор на основание ладони ребенка и так же аккуратно, без особенных усилий доведите объем движения до предела. Таким образом, разрабатывается и укрепляется лучезапястный сустав. Все время следите за реакцией ребенка. Малейшие признаки недовольства и тем более боли на лице требуют немедленного прекращения гимнастики.

Гимнастика в лучезапястном суставе продолжается: одной рукой фиксируется предплечье ребенка, вторая рука берет кисть (так, как мы здороваемся за руку) и выполняет легкие аккуратные покачивания из стороны в сторону (по три раза в каждую сторону), затем три четыре вращательных движения по оси сустава и легкое, не резкое (и не рывком) потягивание.

Переходим на локтевой сустав. Фиксируется нижняя часть плеча одной рукой, после чего вторая рука помогает выполнять движения па разгибание (3-4), сгибание (3-4), легкое вращение (3-4 оборота) и аккуратное потягивание.

Непосредственно гимнастика плечевого сустава вводится в более позднем возрасте, а начиная с двух недель в комплекс развития суставов включают заведение рук за голову (вверх) в положении лежа на спине. Возьмите лежащего на спине ребенка за руки и заведите его руки вверх. Ребенок рефлекторно выпрямит ноги, включив в работу мышцы-разгибатели. Сделайте это движение 3-4 раза. Начиная с одного месяца можно прибавить незначительное растяжение рук в самом верхнем положении. После выполнения гимнастики на руках сделайте встряхивание рук. Гимнастика для суставов рук выполняется в положении ребенка лежа на спине.

После проведения этой гимнастики выкладываем ребенка на живот и приступаем к гимнастике суставов ног.

Гимнастика суставов стопы проводится очень нежно и аккуратно, так как стопа в раннем грудном возрасте включает множество самых различных рефлексов, которые могут помешать проведению занятий. Все рефлексы вызываются резкими и жесткими прикосновениями в стопе, поэтому ваши движения и захваты должны быть мягкими и медленными.

Разгибание пальцев стопы — нелегкое дело. Пальчики очень маленькие и чувствительные, поэтому поработать с каждым пальцем подчас бывает нелегко, и разгибание пальцев проводят одновременно. Для этого ребро ладони или мизинца одной руки помещают в складку между подушечками пальцев и стопой, другая рука в это время поддерживает стопу за ее тыльную часть. Первая рука, медленно соскальзывая по пальчикам, проводит их одновременное разгибание. Движение повторяется до 5 раз.

Гимнастика для мелких суставов стопы. Одна рука ребром ладони устанавливается вдоль стопы по середине, другая легко и медленно нажимает на тыл стопы, как бы загибая ее внешние края. Движение повторяется 3-5 раз.

Гимнастика для голеностопного и коленного суставов проводится аналогично гимнастике для лучезапястного и локтевого суставов. После проведения суставной гимнастики необходимо сделать встряхивание ножек.

Выбираем вид детской гимнастики

Здоровье немыслимо без движения. И если нам иногда трудно уговорить себя лишний раз заняться зарядкой, то дети с удовольствием делают это сами. После того как ребенок пойдет, его уже не остановить. Малыш непрерывно исследует окружающий мир через зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

В первые месяцы жизни ребенок ограничен в движениях и в познании. Но чем разнообразнее движения, тем разнообразнее информация, получаемая благодаря им. Так что умственное развитие ребенка напрямую зависит от его двигательной активности. 

Зависимость здесь очень простая: а) малоподвижные мышцы, кости, связки и суставы не получают достаточно стимулов, вследствие чего б) не приобретают необходимый для дальнейшего роста тонус, что в) замедляет развитие двигательных навыков и умений, а это ведет к г) ограничению возможностей узнавать новое о мире. 

К счастью, у нас есть гимнастика — она поможет ликвидировать дефицит движения у младенца, создаст благоприятные условия для его здоровья и развития. А еще гимнастика поможет поддерживать эмоциональный контакт между мамой и малышом. Любящие мамины руки, ее нежные поглаживания, ласковый голос, когда она во время занятий читает малышу потешки-потягушки, — все это очень радует малыша.

Младенцы могут участвовать только в программах пассивной гимнастики. Это:

1) гимнастика (физические упражнения);

2) гимнастика на мяче;

3) аквагимнастика.

О массаже, который тоже считается видом пассивной гимнастики, вы можете прочитать по этой ссылке. А здесь мы поговорим о том, чем интересен и полезен каждый из перечисленных видов гимнастики.

Гимнастика хороша большим разнообразием движений. Упражнения улучшают аппетит, пищеварение, сон, углубляют дыхание (развивая тем самым легкие), вызывают усиленный приток крови к мышцам, к костям, с которыми они связаны, что способствует их росту. Они тонизируют организм, дают малышу большой заряд энергии и радости. Младенец учится чувствовать свое тело, понимать его сигналы и быть в ладу со своим физическим «Я». 

До года желательно предварять гимнастику с малышом сеансом массажа. Он разогревает и готовит мышцы к нагрузке во время выполнения физических упражнений, которые и будут завершающей стадией массажа.

Гимнастика на мяче

Упражнения на мяче очень нравятся детям любого возраста. Но в грудничковом возрасте, помимо удовольствия от занятий, можно смело говорить об их несомненной пользе.

  • Снижают мышечный гипертонус;
  • Улучшают работу внутренних органов;
  • Тренируют вестибулярный аппарат;
  • Укрепляют мышцы спины, живота и конечностей;
  • Уменьшают дискомфорт при коликах.

Комплекс упражнений для детей способствует укреплению мышц спины, особенно вокруг позвоночника, делает позвоночник сильным и гибким. А это залог нормального функционирования нервной системы и свободного распределения нервных импульсов по всему организму.

Основные принципы гимнастики на мяче

  • Укрепление мышц спины — кладем ребенка на живот.
  • Укрепление мышц живота — кладем ребенка на спину.
  • Укрепление мышц при пупочной грыже — кладем ребенка на спину.
  • Общее расслабление ребенка — как правило, на животе.
  • Коррекция мышц при асимметрии мышечного тонуса — уклон мяча в ту сторону, где наблюдается повышенный тонус.

Оптимальный диаметр мяча для занятий с грудным младенцем — 60 – 65 см. В грудничковом возрасте для того, чтобы снизить повышенный тонус, мяч немного приспускают; чтобы, наоборот, тонизировать организм — туго надувают. Кроме общих для всех видов гимнастики, специфических противопоказаний для занятий на мяче практически нет, за исключением незажившей пупочной ранки. Начинать занятия можно уже с месячного возраста.

Не переживайте, если в первое время и вы и малыш будете чувствовать небольшую неуверенность и напряжение: вы оба быстро освоитесь, если будете заниматься регулярно и без форсирования событий. 

Вы удивитесь, как быстро организм малыша отреагирует на такие занятия: результаты упражнений на мяче будут заметны почти сразу. Кроха станет активнее, крепче, перестанет бояться изменений положения своего тела, у него улучшатся сон и аппетит, он получит положительный эмоциональный заряд.

Техника выполнения упражнений

Сверху держим ножки ребенка, прижимаем их к мячу, вторая рука фиксирует спину. Совершаем мягкие, покачивающие движения: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения влево-вправо. Не нужно очень наклонять ребенка вперед, больший акцент — в сторону ножек. По мере того как ребенок осваивается с мячом, амплитуду можно увеличивать. Можно также сделать еще и движения в двух плоскостях — вперед-назад и вверх-вниз одновременно. На спине совершаются те же движения, что и на животе, начинать их стоит не раньше 3 месяцев: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения в одну и в другую сторону.

  • Малыш на животике. Кладем руки малышу на спину и слегка прижимаем его к мячу. Можно правой рукой придерживать кроху за спинку, а левой — фиксировать левую ножку в области коленного сустава. Начинаем потихоньку покачивать малыша вперед, назад, по кругу, чтобы при этом была небольшая вибрация.
  • В том же положении покачивайте малыша к себе и от себя, с небольшой вибрацией, если малыш уже держит головку.
  • Малыш на спинке. Придерживаем его руками за живот и в области голени, или можно правой рукой фиксировать животик, а левой — левую ножку. Медленно при покачивании мяча к себе сгибаем ножки малыша в коленных суставах, а при движении мяча от себя — выпрямляем. Осторожно качаем ребенка в положении лежа на спине в позиции головой вниз. Хорошо, если малыш будет при этом распрямлять руки, это снижает тонус мышц-сгибателей. Теперь пробуем выполнить это же движение сначала только правой, затем только левой ногой.
  • Малыш снова на животике. Держим его за руки и покачиваем вперед-назад. Постепенно приподнимаем вытянутые вперед ручки, чтобы малыш оторвал грудную клетку от мяча.
  • В том же положении правой рукой придерживаем малыша в области поясницы, а левой пробуем уложить в «позу лягушки», широко разведя коленки. В такой позе покачиваем вперед, назад, создавая вибрацию. Это не только расслабляет, но и очень полезно для развития тазобедренных суставов.

Во время занятий на мяче разговаривайте с малышом, хвалите его, пойте песенки или говорите прибаутки. Если малышу что-то не понравилось или он уже устал — прекратите занятия, продолжите в другой раз. Время занятий на мяче строго не регламентировано. Если вы и ребенок получаете от этого удовольствие, занимайтесь в течение дня сколько хотите.

Аквагимнастика

Дети прекрасно воспринимают этот относительно новый способ физического развития. Можно начать упражнения дома, в ванной и сделать их завершающим этапом после массажа и гимнастики или отдельным занятием.

Плавание с первых месяцев жизни ребенка очень полезно не только для физического развития, но и для укрепления нервной системы. Малыш погружается в среду, к которой он привык, и это дает ему чувство психологического комфорта. Занятия в воде не перегружают ребенка и особенно рекомендуются детям, имеющим нарушения психомоторного развития, страдающим заболеваниями костно-мышечной и нервной систем. 

Плавание:

  • укрепляет иммунитет;
  • нормализует сон;
  • регулирует обмен веществ;
  • стимулирует работу желудочно-кишечного тракта;
  • насыщает кровь кислородом;
  • тренирует сердечно-сосудистую систему;
  • формирует правильное дыхание;
  • воздействует на нервную систему.

Главное в занятиях — их постепенность и систематичность. На время привыкания малыша к процедуре вы можете находиться в ванной вместе с ним, обычно и взрослый и малыш получают от этого большое удовольствие.

Основные принципы аквагимнастики

  • Комфортная температура воды на первых занятиях — 37 – 37,5 градусов, с понижением ее до конца первого месяца плавания на 3 градуса, а третьего — еще на 2. Для тех, кто посмелее: пожалуйста, помните, что температура не должна опускаться ниже 28 градусов — в этом случае речь идет уже о закаливании.
  • Температура воздуха в ванной — 20 – 22 градуса, дверь открыта.    Занятия проводятся через 40 – 60 минут после кормления и за 30 минут до него.
  • Продолжительность занятий — 5 – 20 минут.
  • Вода должна быть без добавок (марганцовка, эфирные масла, отвары из трав, соль), поскольку ванны с этими добавками являются лечебными и рассчитаны на лежащего младенца, а аквагимнастика — это комплекс активных упражнений с достаточно интенсивной нагрузкой на мускулатуру, дыхательную, сердечно-сосудистую системы.
  • Во время занятий в воде уши малыша могут погружаться в воду, после упражнений не забываем просушивать их.
  • Время проведения занятий в воде с малышами младше 4 месяцев в дополнение к общему массажу составляет около 5 минут, для деток постарше — до 10 минут.
  • В качестве самостоятельного вида занятий аквагимнастика проводится в течение 15 – 20 минут.
  • Противопоказаниями являются: открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и массажа.

Техника аквагимнастики

Начинать обучать малыша плаванию стоит не спеша и спокойно. В первое время стараемся, чтобы проявились плавательные рефлексы, которые начинают угасать после рождения, если ребенок не занимается плаванием. Поначалу держим малыша обеими руками: одна рука поддерживает головку и верхнюю часть спины, а другая — область груди (в положении и на спине, и на животе). Следите за тем, чтобы тело ребенка находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение.

Занятия начинаются со скольжения по поверхности воды (вдоль ванны, восьмеркой) и покачивания. Ушки у малыша могут быть в воде, при плавании на груди поддерживайте подбородок, чтобы в рот не попала вода. Когда заметите появление гребных движений, одну руку можно убрать. Теперь вы поддерживаете только голову малыша. Это создает условия для свободного движения руками и ногами при плавании в положении на животе и спине.

Если малыш с удовольствием занимается в воде, можно начинать учить его задерживать дыхание: полейте головку и лицо ребенка водой, захваченной рукой из ванны. Малыш закроет глаза и на две-три секунды задержит дыхание. Повторяйте на каждом занятии по 3 – 4 раза.

Когда ребенок уже достаточно тренирован, научится задерживать дыхание и овладеет навыком грести руками, можно приучать малыша к самостоятельному плаванию. Но это тема для отдельного разговора, а пока ваша главная цель — просто подружить кроху с водой.

Предлагаемый нами комплекс упражнений предназначен для самостоятельного выполнения дома. 

  • Плавание на спине. При этом одной рукой взрослый поддерживает затылок ребенка, другая рука находится у него под спинкой. Совершаются линейные, зигзагообразные движения вперед-назад, с отталкиванием ножками от краев ванны.
  • Плавание на животе. До того момента, пока ребенок не научился хорошо держать голову, ему поддерживают голову и шею с двух сторон. Деток постарше в положении на животе поддерживают одной рукой под подбородок (по типу «ковша»), другой рукой удерживают тельце.
  • Плавание на боку. Голова и туловище ребенка располагаются на предплечье одной руки взрослого, второй рукой удерживается ручка малыша.
  • Дети постарше могут ходить, подпрыгивать в ванной при поддержке взрослым под мышками.

Не забывайте, что самое главное в занятиях аквагимнастикой (как и любой другой) — сочетание пользы и удовольствия, поэтому не старайтесь делать «как надо», прислушивайтесь к пожеланиям своего малыша, импровизируйте и просто радуйтесь минутам такого приятного общения. Если вы не будете излишне напряжены — ваши движения станут мягкими и уверенными, малыш не будет проявлять беспокойства, а упражнения будут приносить лишь положительные эмоции вам обоим.

Разница между гимнастикой и массажем

Для начала разберемся, есть ли разница между гимнастикой и массажем, для чего нужны эти процедуры и кто их проводит.

Гимнастика – это комплекс несложных упражнений, которые мама должна выполнять с ребенком ежедневно не реже 2 раз. Гимнастика имеет целью укрепление мышц, сердечно-сосудистой системы, улучшение работы ЖКТ и кровообращения в тканях. Гимнастика также развивает двигательные навыки ребенка, стимулирует к физическому развитию. Вспомните, каким был младенец в первый месяц жизни: кулачки сжаты, движения резкие, нескоординированные. Ближе к двум месяцам малыш меняется. Кроха агукает, крутит ручками, как будто рассматривает свои пальчики, хватает маму за палец или волосы, держит головку вертикально на руках у мамы, а некоторые детки пытаются поднять голову, лежа на животе. Гимнастика для ребенка – это одновременно занятие физкультурой и общение с мамой.

Массаж, в отличие от гимнастики, должен проводиться профессионалом не ранее 3 месяцев. Обычно массаж назначает врач-невролог после планового осмотра месячного ребенка. Массаж имеет четкую цель: укрепить или расслабить отдельные группы мышц тела ребенка. Если у малыша гипертонус, ему нужен курс расслабляющего массажа, если же отмечается мышечная слабость (пониженный тонус мышц), требуется укрепляющий массаж. При наличии показаний врач может рекомендовать массаж раньше 3 месяцев. Специалист приходит домой, либо ребенка возят в клинику. Процедуру проводят курсом из 10 сеансов, затем делают перерыв.

Малыш плачет на руках у мамы

Условия проведения, противопоказания

Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.

Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.

Противопоказания для выполнения гимнастики

Гимнастику с грудничком можно выполнять не всегда. Вот список заболеваний и состояний, при которых противопоказаны занятия гимнастикой:

  • высыпания на коже любой природы;
  • грыжи любого вида;
  • рвота, расстройство пищеварения;
  • ОРВИ;
  • повышение температуры тела выше 37,5 °С и лихорадочное состояние;
  • травмы, ожоги;
  • рахит в острой стадии;
  • врожденный порок сердца;
  • сердечная или дыхательная недостаточность;
  • заболевания кровеносной системы;
  • патология опорно-двигательного аппарата;
  • судорожный синдром;
  • гипотрофия.

Некоторые временные состояния (высыпания на коже, инфекционные процессы, повышенная температура тела и др.) требуют воздержания от занятия с ребенком до полного выздоровления. При наличии врожденных заболеваний или патологий от гимнастики придется отказаться совсем – занятия будут приносить малышу вред, а не пользу.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять