Гимнастика для новорожденных - упражнения для грудничков в 1-2-3 месяца

Гимнастика для малышей до 0 до 3 месяцев

гимнастика 0 3 месяцев

Предисловие

В полости матки малыш не испытывает никаких неудобств и дискомфортных ощущений, связанных с собственным телом. Согласно внутриутробному опыту ребенка, его тело соответ­ствует по форме матке и представляется ему в форме шара или эллипса. Это представление окончательно закрепляется в его сознании в последние два месяца перед родами, в условиях тес­ной матки, от которой он себя не отделяет.

У только что появившегося на свет ребенка ощущение собст­венного тела претерпевает значительные изменения: из шара он превратился во что-то другое, совсем непонятное и непривыч­ное. Эти переживания отражаются на его поведении: он очень нервничает и куксится, когда его пытаются разогнуть, и сразу успокаивается, когда его спеленывают и помогают принять при­вычную внутриутробную позу. Каждое движение, вынуждаю­щее ребенка выпрямлять ручки и ножки, может сопровождать­ся с его стороны гримасой недовольства и даже плачем, особен­но, когда малыш вскидывается, — в этот момент он буквально тонет в новом неожиданно огромном пространственном объеме. В первые месяцы после рождения важно вызвать у ребенка положительные эмоции по отношению к своему телу, так как оно доставляет малышу много неудобств. Связанные с этими неудобствами переживания могут в дальнейшем привести к различным нарушениям в его психике. Необходимо путем спе­циального ухода обеспечить младенцу возможность постепен­ного осознания реальной формы своего тела. При этом очень важно знать его психологию.

Новорожденный начинает «знакомство» со своим телом с го­ловы, конкретнее, ото рта. Менее отчетливо малыш ощущает нижнюю часть тела: поясницу, ягодицы, ноги. Его душа как бы еще не очень прочно «связана» с телом, поэтому его нель­зя сотрясать, подбрасывать. Это нарушает процесс привыка­ния к своему телу, затрудняет положительное восприятие се­бя, что в будущем может иметь необратимые последствия для психики ребенка.

Согласно гипотезам С. Грофа (исследователь бессознатель­ных проявлений человеческой психики), во время своего рождения в потужном периоде ребенок может испытывать ощуще­ние падения в водоворот, в бездну. Эти переживания не прохо­дят бесследно, они сохраняются в памяти на уровне бессознательного. Существование этих переживаний доказывают снови­дения, в которых на этапе засыпания мы переживаем спуск или (реже) подъем по лестнице, и вдруг — промах, мы оступаемся, за чем следует падение и резкое пробуждение. Для человека является нормальным состояние, при котором сфера бессознательного отделена от сознания и не влияет на его поведение в реальной жизни. Если же эта граница нарушена, то бессозна­тельные переживания, связанные с рождением, могут вторг­нуться в сферу сознания и стать причиной страхов, психозов, неврозов, психических расстройств. Спровоцировать воспо­минания о «падении в бездну» и тем самым нарушить тонкую грань между сознанием и бессознательным могут нечаянные падения в детстве или те виды гимнастики и детские игры, которые связаны с подбрасыванием ребенка в воздух.

По наблюдениям Грофа, подобное внезапное пробуждение в памяти ребенка опыта его рождения может впоследствии при­вести к развитию в уже сознательном возрасте таких психиче­ских отклонений, как, например, страх высоты и мостов (акрофобия), который «…в чистой форме не встречается; он всегда соединен с побуждениями спрыгнуть или выброситься — с башни, из окна, с обрыва или моста. В ощущении падения с одновременным страхом разбиться типично проявляются фи­нальные стадии родов».

Гимнастика для малыша первого года жизни должна больше походить на баловство и развлечение, чем на серьезные заня­тия. Ребенка надо потешать, а не заниматься его планомерным оздоровлением. Душевное здоровье малыша на этом этапе раз­вития гораздо важнее, чем физическая тренировка. В то же время эмоциональный подъем и радость проявляются у груд­ных детей как физическое оживление.

Еще одно очень важное правило, которое следует соблюдать, занимаясь с ребенком грудного возраста: упражнения должны соответствовать развитию малыша, его возрастным возможно­стям. Традиционная гимнастика строилась именно таким образом. «Ладушки» никогда не делали раньше, чем ребенок сам не начинал предпринимать попытки хлопать в ладошки, смешно растопыривая при этом пальцы, а играть в «тушки-тушки» раньше, чем малыш сам не пытался пробовать подтягиваться и садиться. Гимнастика направлена на то, чтобы поддержи­вать, а не опережать естественное моторное развитие ребенка. Такое забегание вперед никогда не приносит пользы, только лишние заботы. Давно известно, что дети, которых усиленно тренируют, и дети, которых не тренируют вообще, начинают делать какое-либо движение вcb8597-001.jpg
 одном и том же возрасте. Это ясно демонстрирует ситуация, приведенная в книге «Психо­логия младенца», когда из двух мальчиков-близнецов Сашу каждый день учили взбираться по шведской стенке и спускать­ся вниз, а Ваню нет. Когда Саша овладел этим навыком, на стенку предложили взобраться Ване, и Ваня сумел взобраться на лестницу и спуститься с нее уже с третьей попытки, причем сделал это лучше Саши. Итак, не следует раньше времени раз­вивать какие-либо навыки ребенка, нужно только поддержи­вать его начинания, стимулируя и приободряя малыша в его упорных тренировках.

Все занятия с младенцем этого возраста должны обязательно сопровождаться речью матери. Гимнастика ни в коем случае не должна превращаться в чисто техническое мероприятие для развития мышц. Для грудного ребенка особенно важно эмоци­ональное и речевое развитие. Поэтому все упражнения мать должна комментировать, потешая малыша, давая ему заряд по­ложительных эмоций и побуждая его к общению.

В помощь молодым мамам мы и приводим комплекс упраж­нений, которые испокон веку были приняты для младенцев и обязательно сопровождались такими фольклорными формами, как потешки и пестушки. Упражнения подобраны в соответст­вии с возрастным развитием ребенка и разбиты на комплексы для возрастов: от 0 до 14 дней, от 14 до 40 дней, от 40 дней до 3-х месяцев, от 3-х до 6-ти месяцев, от 5-6 до 8 месяцев, от 8 месяцев до 1 года, в 1 год. Постепенно некоторые упражнения делать прекращают, другие оставляют и прибавляют к ним но­вые. Русские народные потешки помогут вам не только в фи­зическом развитии малыша, но и в развитии его эмоционально-речевой сферы.

В период от 0 до 14 дней мать и дитя привыкают к своему новому состоянию и осознают его. В это время еще тяжело ду­мать о чем-либо другом, кроме тех ощущений, которые связаны с таким важным событием, как рождение. Сейчас для обоих на первом плане — забота о здоровье и привыкание к со­вершившимся переменам.

В это время перед матерью стоят три задачи по отношению к своему ребенку. Первая, и самая важная, — это помочь ма­лышу привыкнуть к ощущению «себя в теле» и дать понять, что он находится в безопасности, что его любят. Вторая, не ме­нее важная задача, — предохранить путем своевременной кор­рекции позвоночник новорожденного от возможных смещений. И третья — это профилактика аспирационной пневмонии, ко­торая может возникнуть, если в легкие ребенка во время родов попала околоплодная жидкость, слизь или во время кормления — грудное молоко. Для решения этих задач мама должна де­лать следующее:

1. Поглаживания и ощупывания. Нужно гладить все тель­це малыша, как бы очерчивая его контуры. Особое внимание нужно уделить ощупыванию кистей рук и ступней ног, так как там находится много нервных окончаний.

2. Промеры (упражнения для выправления позвоночника новорожденного). Существует несколько видов промеров:

— сводят вместе колено правой (левой) ноги и локоть левой (правой) руки, повторяя упражнение 2 – 3 раза;

— складывают ножки вместе, разгибая их в коленях, и достают большими пальцами ног до лба ребенка (2 — 3 раза);

— достают до лба поочередно большими пальцами ножек (3 — 4 раза);

— достают до висков поочередно большими пальцами но­жек (3 — 4 раза).

3. Поколачивание спинки. Это упражнение выполняют для профилактики аспирационной пневмонии и застойных явлений в области легких. Поколачиваем спинку ребенка по всей повер­хности, где расположены легкие (особенно в нижней части). Поколачивание производят костяшками согнутых в кулак паль­цев таким образом, чтобы образовалась воздушная подушка.

Уже с 14 дня, когда малыш начинает довольно активно про­являть свои эмоции, мама может сопровождать поглаживание сладкими речами, потешать его. Особенно хорошо делать это сразу после пробуждения, когда ребенок очень аппетитно потя­гивается. Обязательно нужно продолжать «мерить» младенца. После 14 дня к поглаживаниям, ощупываниям и промерам можно добавить упражнения, направленные на сохранение врожденных рефлексов, но можно этого и не делать. Если они угаснут, то в этом нет ничего страшного, потому что к году и в том, и в другом случае развитие детей оказывается одинако­вым.

1. Потягунушки.

Цель: дать ребенку возможность почувствовать свое тело. Любопытно, что в древности эта пестушка была еще и закли­нанием благополучного роста и развития ребенка.

Разворачивая проснувшееся дитя, мама ласково оглаживает его, как бы очерчивая контуры тела; называет вслух и обозна­чает части тела малыша, фиксируя на них руки. Для этого уп­ражнения используются народные пестушки, которыми и со­провождалась вся гимнастика для ребенка. Делаем 2—4 раза.

Потягунушки, Потягунушки!

Потягуси, Потягуси, Потягунушки!

* * *

Потягунюшки-порастунюшки!

Потягунюшки-порастунюшки,

А в ножки — ходунюшки,

А в ручки — хватунюшки,

Поперек — толстунюшки,

А в ушки — слышунюшки,

А в глазки — глядунюшки,

А носику — сопунюшки,

А в роток — говорок,

А в головку — разумок!

2. Промеры (см. выше).

3. Поколачивание спинки.

Делаем упражнение так же, как описано выше, сопровожда­ем приговорами. Делаем на 2 — 3 приговорки:

— Что в горбу?

— Денежки.

— Кто наклал?

— Дедушка.

— Чем наклал?

— Ковшичком.

— Каким?

— Золотым, золотым, позолоченным,

— На горбу, на горбу поколоченным.

4. Разведение ножек в стороны.

Цель: коррекция врожденного вывиха бедра; снятие гиперто­нуса мышц ног; развитие подвижности тазобедренного сустава. Придерживая за коленки, мама делает ножками малыша движение «велосипед», а затем разводит их в стороны в поло­жение «лягушка», приговаривая:

Ножки, ножки,

Ножки, ножки

Побежали по дорожке.

5. Упражнения для сохранения врожденных рефлексов.

Эти упражнения носят факультативный характер.

5.1. Подтягивание за ручки (сохранение хватательного и цепляльного рефлексов).

Даем малышу свои большие или указательные пальцы, что­бы он зажал их в кулачок, при этом обязательно страхуя, что­бы он не сорвался, если вдруг разожмет пальцы. Затем подтя­гиваем его на себя. Можно приподнять ребенка над поверхно­стью стола или кровати, но не более 1—2 раз.

Упражнение зачастую вызывает у новорожденных недо­вольство и страх, поскольку изначально эти рефлексы направ­лены на удержание малыша на матери, и срабатывают они в тот момент, когда ребенок срывается или пугается. Аналогич­ные эмоциональные переживания (страх, чувство опасности, дискомфорта) проявляются и во время такой тренировки.

5.2. Поддержание опорно-двигательного рефлекса (ре­флекс опоры и ползания). Для этого делают два упражнения:

— поддерживая малыша под мышки, его ставят на плоскую поверхность и пытаются провести так, чтобы при этом он пе­ребирал ногами. Сначала пробуем «ходить» по поверхности кровати или стола, где он обычно ходить не хочет, затем пы­таемся «пройтись» с ним по животу и груди мамы, что, как правило, получается гораздо успешнее;

— малыша кладут на живот, затем сгибают его ножки в коле­нях, чтобы он лежал в позе «лягушка», подставляют свои ла­дони под его ступни и побуждают к тому, чтобы он оттолкнул­ся, продвинулся вперед и снова согнул ноги в коленях. Примерно за 3 — 4 таких броска ребенок переползает кровать. (Де­лают это упражнение 2 раза.).

Упражнения для грудничков

гимнастика для новорожденных, гимнастика для грудничков, лфк для грудничков, лфк для новорожденных

Весь период внутриутробного развития ребенок находится в закрытом пространстве полости матки  и места  для движений там не очень много, особенно в последние месяцы беременности. После рождения малыш  мало бодрствует, в основном  он спит, просыпается лишь  в связи с физиологическими потребностями – покушать, сменить подгузник или у него болит животик. Безусловно, новорожденный нуждается не только во сне, питании  и тепле, ему также необходима двигательная активность.

Польза гимнастики несомненна, малыш с которым ежедневно занимаются, зачастую развивается более гармонично и может опережать сверстников как в  развитии двигательных навыков, так и в умственном плане.

Занятия физическими упражнениями позволяют крохе познавать свое тело, развивают координацию движений, укрепляют мышцы и связки, улучшают кровоснабжение, обменные процессы и аппетит, позволяют легче справиться с кишечными  коликами и способствуют близкому  тактильному  контакту с мамой.

Выделяют общую гимнастику  для грудничков и ЛФК.  Гимнастикой может  заниматься мама самостоятельно, ЛФК же назначается врачом .

Упражнения для грудничков бывают нескольких видов:
гимнастика для новорожденных, гимнастика для грудничков, лфк для грудничков, лфк для новорожденных

  • классические
  • динамические
  • занятия на фитболе

Когда же стоит начинать занятия ?

Если малыш здоров и педиатр не выявил  противопоказаний (гемангиома, пороки сердца, патология тазобедренных суставов, наличие большой пупочной или паховой грыжи), то некоторые виды упражнений можно начинать выполнять  сразу после выписки из роддома.

К ним относится выкладывание малыша на животик: сначала кроха будет инстинктивно поворачивать голову на бок,  потом научится приподнимать ее на несколько секунд. Это упражнение помогает укрепить мышцы шеи, плечей, позвоночник.

Другие упражнение целесообразнее начинать через 1.5- 2 недели после рождения, когда малыш адаптируется к условиям внешней среды.


Прежде чем начинать занятия, мама должна знать определенные  правила подготовки  к ним:

  1. Гимнастику необходимо делать ежедневно, только регулярные занятия принесут пользу.
  2. Старайтесь организовать занятия  в одно и то же время – так у малыша выработается  рефлекс и он будет заниматься с удовольствием
  3. Упражнения выполняются на твердой ровной поверхности( стол, пеленальный столик)
  4. Помещение перед началом занятий нужно проветрить , температура воздуха должна быть комфортной – примерно 22 градуса.
  5. Малыша следует раздеть – снимите подгузник и всю одежду, на столик постелите клеенку  и пеленку.
  6. Во время упражнений разговаривайте с крохой. Используйте стихи, потешки, прибаутки.
  7. Не занимайтесь если малыш капризничает или ему не нравится, вы сможете продолжить гимнастику когда кроха будет настроен на общение.
  8. Не стоит  проводить занятия если малыш голоден, это будет отвлекать его, также не нужно тренироваться сразу после еды. Лучше выбрать время через час после еды  или за 1.5 часа до  кормления.
    гимнастика для новорожденных, гимнастика для грудничков, лфк для грудничков, лфк для новорожденных
  9. Повторяйте каждый комплекс от 3 до 5 раз, следите чтобы малыш не устал, постепенно увеличивая время занятий  с 3-5 до 10 минут.
  10. Каждое упражнение начинайте и заканчивайте легкими поглаживаниями, сильно нажимать не нужно, следите чтобы кожа малыша не собиралась в складочки.
  11. Движения во время комплекса стоит проводит от периферии к центру- от ладоней к плечам, от стоп к области паха , животик с боков к пупочку, затем вокруг пупка по часовой стрелке.
  12. Вращение ручк , ножки поднятие конечностей вверх и опускание вниз стоит проводить фиксируя свободной рукой близлежащий сустав.
  13. Избегайте резких движений.
  14. Подбирайте упражнения строго по возрасту ребенка.
  15. Можно организовать занятия несколько раз в день – утром после гигиенических процедур,  в первой половине дня общеукрепляющую и расслабляющий комплекс перед вечерним купанием.

гимнастика для новорожденных, гимнастика для грудничков, лфк для грудничков, лфк для новорожденных
Общая гимнастика. Примерный комплекс упражнений от 1.5 недель  до 2 месяцев.

  • Разведение ручек в стороны и скрещивание их на груди( малыш будто обнимает себя).
  • Поднимание ручек вверх и вниз, то вместе, то поочередно.
  • Разведение и сведение ножек в стороны.
  • Вращение бедром поочередно, описывая полукруг.
  • Прижимать ножки к животику и разводить их ( упражнение “лягушка”).

С помощью данных упражнений осуществляются движения во всех суставах, разрабатываются мышцы и связки, улучшается микроциркуляция, профилактика тугоподвижности при наличии повышенного мышечного тонуса

  • Малыш лежит на животике, мама подкладывает ладони на стопы и слегка толкает кроху, стимулируя “ползти” вперед. Так тренируются мышцы живота, спины, ног.
  • Положение лежа на животе, мама слегка, без надавливания проводит пальцами вдоль позвоночника, малыш рефлекторно выгнет спину и сразу вернет ее в исходное положение.
  • Взять малыша под мышки, ножки должны слегка касаться стола, но ни в коем случае не опираться на стол, малыш рефлекторно станет перебирать ножками имитируя ходьбу.
  • Массируйте стопы ребенка- рисуйте воображаемую восьмерку большим пальцем своей руки . Упражнения на фитболе.
    гимнастика для новорожденных, гимнастика для грудничков, лфк для грудничков, лфк для новорожденных

Фитбол – большой гимнастический мяч, оптимальный диаметр 50 – 65 см. Перед началом занятий нужно  накрыть мяч пеленкой. Упражнения на фитболе лучше применять в конце занятий, начинать следует с небольших амплитуд, постепенно увеличивая их.

Такого рода упражнения  можно начинать с 2 недель – 1 месяца жизни, следите за реакцией малыша, если вы видите, что крохе не нравится, то лучше отложить занятия на пару недель.

В разные возрастные периоды комплексы упражнений  на фитболе преследуют  определенные цели.

  • В первые месяцы жизни он несет больше расслабляющий характер, с помощью легкой вибрации расслабляются глубокие мышцы.
  • Фитбол помогает бороться с коликами за счет расслабляющего действия и улучшения перистальтики.
  • Пружинящие движения на фитболе напоминают малышу покачивание внутри плодного пузыря и он быстрее может уснуть.


  • Упражнения в 3 месяца преследуют цель укрепить мышцы, раскрыть ладошки , перевернуться и сесть.
  • В 6 месяцев фитбол помогает сформировать правильную опору, укрепить мышцы спины.
  • С 9 месяцев с помощью фитбола  улучшается координация движений, помогаем малышу сесть из положения стоя.
  • После 12 месяцев и во взрослом состоянии фитбол помогает сохранить правильную осанку.

Динамическая гимнастика – это интенсивный вид упражнений, при которых используется вращение  малыша, опускание вниз головой и качание. Данный комплекс проводится только специалистом, либо родителями после прохождения специального курса обучения. Имеются противопоказания- повышение мышечного тонуса. Пальчиковая гимнастика.
гимнастика для новорожденных, гимнастика для грудничков, лфк для грудничков, лфк для новорожденных

Данный вид гимнастики используется для занятий с малышами начиная с первого месяца жизни.   Она способствует речевому развитию, кроме того на ладонях содержится множество рефлекторных точек , воздействуя на которые можно  влиять на работу внутренних органов. Кроме того это постоянный эмоциональный контакт с мамой и отличный способ отвлечь ребенка во время каприз.  Во время занятий используются различные стихи и прибаутки, самое распространенное из которых -“Сорока -белобока”.

Не важно какой вид гимнастики вы выберете для вашего малыша – классическую , динамическую или занятия на фитболе. Любой вид физической активности и постоянный контакт с мамой, принесут только пользу вашему крохе.

Как научить ребенка держать голову

Упражнение 1

поддерживаем голову
поддерживаем голову

Положите ребенка на столе на живот. Перед ним на стол поставьте игрушку типа неваляшки. Положите свою ладонь на лоб ребенка, приподнимите его голову, чтобы он увидел игрушку. Задержитесь в этом положении на 4-5 секунд и вернитесь в исходное положение, поддерживая голову ребенка. Упражнение повторите 5 раз.

Упражнение 2

Если при выполнении предыдущего упражнения вы почувствовали, что малыш может самостоятельно удержать поднятую с вашей помощью голову, попробуйте убрать свою ладонь со лба ребенка, но не забудьте его при этом подстраховать. Повторите упражнение 5 раз.

Упражнение 3

Если у вашего малыша появилось умение самостоятельно поднимать и удерживать голову, почаще стимулируйте это желание. Для этого выкладывайте ребенка несколько раз в день на живот, желательно не раньше, чем через 30 минут после кормления, чтобы избежать срыгивания.  Заинтересовывайте его разноцветными игрушками или общайтесь с ним так, чтобы он как можно дольше видел вас

Упражнение 4

Если малыш научился хорошо держать голову, попробуйте потренировать его на гимнастическом мяче. Требования к гимнастическому мячу смотрите в статье «упражнения на фитболе для грудничков» общие рекомендации для занятий.упражнение на мяче
упражнение на мяче

Упражение 5

Положите ребенка на подготовленный мяч на живот ногами к себе. Удерживайте его в подмышечной области двумя руками. Прокатите малыша вперед так, чтобы голова и плечи остались на вису, задержитесь в этом положении на 2-3 секунды и вернитесь обратно для отдыха лежа на мяче. Повторите упражнение 8-10 раз.

Чтобы научить ребенка держать голову, еще нужно укрепить мышцы-сгибатели шеи. Эти мышцы наклоняют голову вперед. Следующие упражнения помогут укрепить данные мышцы и будут полезны для начальной группировки ребенка. Теперь перейдем к укреплению мышц шеи.

Упражнение 6

Положите малыша на стол на спину и подложите под его голову и плечи детскую подушку. Со стороны спины своими руками обхватите плечи ребенка и слегка приподнимите их над поверхностью, подождите несколько секунд, чтобы ребенок попробовал самостоятельно вслед за плечами приподнять голову. Опустите ребенка на подушку для отдыха. Повторите упражнение 5-7 раз.

Упражнение 7

Если малыш, при подтягивании его за ручки, научился их сгибать в локтевых суставах, то повторите предыдущее упражнение, но приподнимайте ребенка не за плечики, а за ручки. Не торопитесь, подождите его попытку приподнять голову над подушкой. Повторите упражнение 5 раз.навыки4
тренируем приподнимать голову

Упражнение 8

Если у ребенка не получается самостоятельно приподнять голову, помогите ему, подведя свою ладонь под затылок. Задержитесь в этом положении на 3-5 сек, постепенно увеличивая это время. Повторите упражнение 5-7 раз.

Упражнения для ребенка от 40 дней до 3-х месяцев

Мы рекомендуем приступать к занятиям гимнастикой имен­но в этот период, когда они обычно уже не вызывают у детей негативных реакций, которые могут возникнуть, если занятия начинают проводить в более раннем возрасте. Это связано с более осознанным отношением la0449-001.jpg
ребенка к своему телу, привыч­кой к нему и к новым телесным ощущениям, появившимся с момента рождения. К этому времени у малыша возникает да­же потребность получше узнать себя.

Полный комплекс упражнений делают не менее 1 раза в день. Оптимальным является то время, когда малыш не кап­ризничает и настроен благодушно. Обычно это первые 1—2 часа после утреннего пробуждения, но может быть и дневное, и вечернее время. Хорошее настроение малыша во время гим­настики гарантирует его положительное отношение не только к занятиям, но и к самому себе, и к тому, кто с ним занимает­ся. Помимо выполнения полного комплекса, 2 — 3 раза в день можно делать из него отдельные упражнения. Например, «потягунушки» можно делать всякий раз после того, как ребенок проснулся.

1. Потягунушки.

2. Массаж ножек.

Цель: профилактика дефектов развития стопы, голени. Массаж ног усиливает кровообращение и способствует интел­лектуальному развитию детей.

Массаж начинаем с поглаживания всей ножки. Затем делаем легкое растирание. Массаж стопы начинаем с растирания паль­чиков (мизинец, безымянный и т.д.), при этом приговариваем: Пальчик, мальчик, хулиганчик!

Затем растираем наружную сторону стопы от пальцев к го­леностопному суставу, делаем «семерку», а затем «восьмерку» по подошве. Далее делаем массаж свода стопы (профилактика плоскостопия), массаж «наверх» по наружной стороне стопы и отведение стопы (профилактика косолапости).

Завершаем массаж поколачиванием по пятке с приговорами:

Куй, куй, каблучок!

Подай, бабка, башмачок.

Не подашь башмачка —

Не подкуем каблучка.

Далее выполняем общее растирание всей ножки (голень, бедро). Заканчиваем массаж общим поглаживанием ножки. И переходим к массажу другой ножки.

Продолжительность массажа: по 3 — 5 минут для каждой ножки.

3. Разведение ножек.

Это упражнение проводится в два этапа:

1) одну ножку фиксируем выпрямленной, другую отводим в сторону, сгибая ее в колене. Делаем 2 — Зраза, при этом приговариваем:

Ножка, ножка,

Где твоя дорожка?

2) разведение ножек в положение «лягушка», как описано выше. Делаем 4—5 раз.

4. Опора ножками.

Цель: развитие тазобедренного сустава. Из положения «лежа на спине» ставим ножки ступнями на опору и, сгибая их в коленях, приговариваем (делаем 2 — Зра­за):

Топы-топы, ножки,

Бегите по дорожке,

Зовите музыкантов,

Будем танцевать

* * *

Ножки, ножки,

Бегите по дорожке,

Нарвите горошку.

5. Массаж живота.

5.1. Массаж пупка.

Цель: профилактика вспучиваний и пупочной грыжи.

Вокруг пупка делаем круговые движения ладонью по часо­вой стрелке.

Следующее движение — массаж пупка «кулаком» (костяш­ками пальцев). С довольно большим усилием массируем пупок кулаком по часовой стрелке.

5.2. «Перевязывание пупка».

Цель: нейтрализация негативных последствий отделения ре­бенка от матери в момент перерезания пуповины.

Подкатываем складки кожи к пупку сначала с верха и с ни­за живота, затем – с боков. Повторяем троекратно.

6. Упражнения для рук.

Цель: развитие мышц-разгибателей, коррекция гипертонуса рук.

6.1. Разведение рук.

И батюшке — сажень,

И матушке сажень,

И бабушке — сажень,

(таким образом перечисляют 5 — 7 родственников),

А нашему мальчику —

Долга, долга, долга, долга!

(или «А нашей девочке…»)

На словах последней строчки делаем ручками ребенка ко­роткие взмахи, будто слегка подтягиваем ручки в стороны.

При плохой реакции ребенка на это упражнение лучше на­чинать его делать с 3-х месяцев.

6.2. «Бокс».

Сгибаем ручки ребенка в локтях, а затем попеременно вы­тягиваем их вперед («перед собой»), как бы боксируя невиди­мого противника или изображая подтягивание каната, приго­вариваем при этом:

Тяни холсты,

Холсты просты,

Тяни, тяни, потягивай,

Поперек, поперек перекладывай.

Завершаем упражнение «обхватыванием», которое делаем на словах последней строчки потешки. Заключается оно в том, что мама ручками ребенка как бы обнимает его корпус. Повторяем 2 —Зраза.

Для этого упражнения использовалась еще и другая приго­ворка:

Тоню тяну,

Рыбу ловлю.

Ловись, ловись, рыбка

Маленькая и большая!

На словах последней строчки руки малыша разводят широ­ко в стороны.

7. Промеры.

Мама меряет ребенка, как уже было описано выше.

8. Переворот на живот.

Переворачиваем ребенка на живот через ножку.

9. Массаж ягодиц.

Цель: дать малышу возможность ощутить эту часть тела; ак­тивизировать кровообращение в этой области, что тонизирует и укрепляет мочеполовую систему; в древности — заклинание правильного развития пола.

Гладим ягодицы ребенка и приговариваем (т.е. хвалим на все лады в свободной форме). Для мальчиков делаем движе­ния «к центру», для девочек — «от центра», в стороны.

10. Массаж спинки.

10.1. Поглаживание.

Цель: помочь ощутить малышу свою спину, активизировать кровообращение.

Гладим спинку ребенка широким движением: от ягодиц вверх — тыльной стороной кисти, от плечей вниз — ладонью (повторяем 5—7 раз). При этом приговариваем, хваля спинку на все лады.

10.2. Прокатывание складки.

Цель: профилактика травм позвоночника; сбалансированное распределение энергии младенца; закрепление связи между верхом и низом.

Защипываем у малыша складку на крестце и прокатываем ее до основания шеи (т.е. до 7-го шейного позвонка). При этом приговариваем:

Идет бай по стене,

Несет лапти на спине,

Детенкам по избенкам

Дарит по лаптенкам…

Повторяем упражнение троекратно.

10.3. Точечный массаж позвоночника.

Цель: нормализация работы мочеполовой системы; перерас­пределение энергии.

Шагаем пальцами по позвоночнику (Зраза), а затем по пря­мым мышцам рядом с ним (Зраза), приговаривая:

Баю, баю, баю, бай,

К нам идет старик Бабай.

Бабай идет, пирожок несет,

Ванечке в ротик кладет!

10.4. Поколачивание.

Проводим как было описано выше.

Это упражнение, в конце концов, должно стать способом под­хватывания ребенка на руки и к 4 — 6 месяцам быть в постоян­ном пользовании.

Заканчиваем комплекс упражнений общими поглаживания­ми, ласками и баловством, создавая у малыша радостное на­строение.

В какое время делать гимнастику

гимнастика для малышей 2.jpg
Гимнастику нужно делать ежедневно, 3-5 1-2 сеанса в день. Упражнения выполнять хотя бы за полчаса до еды или через 1 час после кормления.
Условия для занятий

  • Проветрите комнату, где будете заниматься с малышом. В помещении должно быть тепло, но не жарко. Оптимальная температура – 20-21 градус. Во время массажа ребенок также принимает воздушные ванные – важный закаливающий фактор.
  • Занятия проводите на ровной твердой поверхности: на пеленальном или обычном столе, крышке комода. Кровать или диван для этих целей не подойдут, так как будут прогибаться под ребенком и эффекта от упражнений не будет. Чтобы малышу было комфортно, положите на столешницу тонкое одеяло и накройте его пеленкой.
  • Ребенок должен быть в хорошем настроении, спокойным и активным. Если он хочет спать, капризничает или недомогает, занятия следует отложить.
  • Мама тоже должна настроиться на общение с младенцем, никуда не спешить, не суетиться.
  • Гимнастику нужно совмещать с воздушными ваннами. Разденьте малыша, снимите с него подгузник. Пусть ничего не стесняет его движения.
  • Во время выполнения упражнений разговаривайте с малышом, декламируйте потешки, пойте песенки. Можно включить негромкую фоновую музыку.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять