Гимнастические упражнения для детей 4-5, 6-7, 8-10 лет девочек, мальчиков. Как выполнять. Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом

Гимнастические упражнения для детей 4-5, 6-7, 8-10 лет для девочек, мальчиков

Польза гимнастики для детей

В процессе занятий развивается:

  • координация. Ребенок чувствует свое тело и знает, как им управлять;
  • пластичность. Очень пригодится, если в будущем будет выбрана спортивная карьера;
  • здоровый опорно-двигательный аппарат;
  • борьба с лишним весом. Многие дети с раннего возраста страдают от такой проблемы.

Дополнительные преимущества появляются, если дети занимаются не дома, а в кружках. Там они смогут развиваться не только физически, но и совершенствовать свою коммуникабельность, находить новых друзей. А показательные выступления, если они будут проводиться хотя бы для родителей, помогают обретать уверенность в себе, не бояться публики.

Важно придерживаться правильного питания. Без режима и рациона гимнастика будет неэффективной, а иногда даже навредит (например, если заниматься сразу после плотного обеда).

Гимнастические упражнения для детей 4-5, 6-7, 8-10 лет девочек, мальчиков. Как выполнять
Психологи утверждают, что гимнастика и постепенное развитие мышечной структуры, выносливости, пластики, позволяет ребенку понять, что ничего нельзя получить быстро и без труда. Дети формируют правильный взгляд на жизнь, осознают, что поставленные цели достигаются не сразу.

Особенности детской гимнастики

Гимнастические упражнения для детей в первую очередь должны подстраиваться под возрастную категорию. Малыши 3-4 лет не способны выполнять сложные и замысловатые движения, поскольку еще не научились управлять своим телом. И задачей тренировок является именно это обучение.

Разделяют упражнения и по половой принадлежности. Для мальчиков обычно подбирают гимнастику на выносливость, для девочек – на развитие пластики. При создании индивидуальной программы тренировок учитываются личные особенности ребенка. Некоторые дети в 3 года вполне способны выполнить упражнения 5-6-леток.

Для девочек и мальчиков

Совсем маленьким детям гимнастические упражнения не разделяют. Они меняются только с возрастом. Уже после 7-8 лет явно заметно, что девочки немного уступают по силе и выносливости мальчикам при одинаковых исходных данных. Последующие годы разница становится существенной.

Гимнастические упражнения для детей 4-5, 6-7, 8-10 лет девочек, мальчиков. Как выполнять
Но есть несколько правил, одинаковых для всех:

  • нельзя использовать домашние утяжелители, если они не рекомендованы тренером. Гантели или гири нужно применять знающим людям. Дети не понимают возможностей своего тела и не знакомы с правилами физических нагрузок. Они могут неправильно распределить вес, из-за чего получат травму на всю жизнь;
  • чем младше ребенок, тем короче должна быть гимнастика. Лучше вводить несколько заходов в день, но не больше 5-10 мин. Иначе детям становится не интересно заниматься, и они перестанут стараться;
  • нельзя брать тяжелый вес и делать приседания или другие упражнения с ними. Работать можно только с весом собственного тела. Такое правило продолжается до тех пор, пока не сформируется осанка.

Гимнастические упражнения для детей 4-5, 6-7, 8-10 лет девочек, мальчиков. Как выполнять
Мальчикам обычно составляются упражнения, в которых нагрузка распределяется весом собственного тела.

К ним относятся:

  • приседания;
  • отжимания;
  • подтягивания на турнике;
  • отжимание на брусьях.

Девочкам эти упражнения тоже подходят, но лучше выбирать те, что формируют осанку и грацию в движениях:

  • шпагат;
  • мостик;
  • наклоны в разные стороны;
  • пряжки на прыгалке или в длину;
  • тренировки с растяжкой разных групп мышц.

Растяжку нельзя делать в домашних условиях. Она должна контролироваться тренером, чтобы не травмировать мышцы и связки ребенка.

Для разных возрастных групп

Гимнастические упражнения для детей и рекомендации для построения тренировок можно просмотреть в таблице:

Возрастная группа Основные правила Время занятия Работа с тренером Рекомендации
3-4 года Отсутствие обуви иначе аппарат стопы будет развиваться неправильно;

Постоянное повторение упражнений для развития физической памяти

5-10 мин. Зеркальная: дети повторяют движение за человеком, который их показывает Музыкальное сопровождение, программа построенная на танце и подражании песенным персонажам
5-7 лет Внедрение сложных упражнений на координацию, неоднократное их посторенние 10-15 мин. Единичная демонстрация упражнения с последующим счетом Сохраняется игровая форма выполнения упражнений, но без музыки, чтобы дети четко слышали счет и следовали инструкциям
8-10 лет Вводятся силовые и акробатические элементы тренировок, а для девочек – гимнастические От 20-30 мин. На уровне инструкций. Тренер объясняет действия, ребенок выполняет Вводятся спортивные снаряды, например, можно лазать по канату, прыгать на батуте или выполнять упражнения на кольцах на резинках

Физические упражнения требуются ребенку в любом возрасте. Когда они станут систематическими, повышается иммунитет. И дети болеют заметно реже своих сверстников.

Также от 8 лет формируются пропорции тела. Гимнастика помогает сохранить их в гармонии и задать здоровое направление в развитии. Поэтому до 8 лет заниматься тренировками можно дома, но после – лучше обратиться к профессиональным тренерам, чтобы не навредить ребенку.

Когда и сколько можно заниматься

Если речь идет об обычной зарядке, то делать ее нужно каждое утро до завтрака. Можно придумать развлекательный комплекс упражнений, который дети будут выполнять, параллельно заправляя кровать.

Если же разговор идет о большом профессиональном спорте, то расписание будет следующим:

  • 1-3 года – 2 раза в неделю;
  • 3-5 лет – 3 раза в неделю;
  • от 5 лет – более 3 раз в неделю.

Также следует принять во внимание несколько общих правил:

  • можно совмещать разные виды спорта, но учитывать общую физическую нагрузку на ребенка;
  • 1 день обязательно должен быть выходным, полностью свободным от интенсивных занятий;
  • нагрузка увеличивается постепенно. В ходе занятий ребенок улучшает физическую форму и показатели выносливости. Поэтому с каждым годом регулярность и интенсивность тренировок можно увеличивать.

Ежедневно физическим занятиям нужно уделять не меньше 60 мин. Чем младше ребенок, тем чаще делают зарядку. Она занимает 5-10 мин с перерывами по 1-3 часа.

Гимнастические упражнения для детей 4-5, 6-7, 8-10 лет девочек, мальчиков. Как выполнять
Советы профессиональных детских тренеров по проведению гимнастики:

  • воздух в комнате должен быть свежим. Если есть возможность, лучше выйти на улицу, либо хорошо проветрить комнату, и сами занятия проводить с открытыми форточками;
  • удобная одежда. Важно, чтобы она не стесняла движения, а швы не натирали;
  • правило 8ми. При каждом подходе, независимо от возраста, требуется делать 8 разных упражнений по 8 подходов каждое;
  • дышать через нос. Во время физической активности дыхание учащается. Когда воздух проходит через нос, пыль и мелкий почти невидимый мусор оседают на оболочке слизистой и волосках. Также воздух прогревается, в легкие он поступает чистым и теплым. Если же дышать через рот, то от зарядки будет больше вреда, чем пользы, ведь частые вдохи будут загрязнять легкие намного быстрее.

Психологи говорят, что поведение детей зависит не от воспитания, а от примера родителей. Поэтому чтобы ребенок систематически делал зарядку, взрослые должны показать ему, насколько это важно.

Противопоказания

Гимнастические упражнения для детей, которые нужно выполнять каждое утро, почти не имеют противопоказаний. Если ребенок отлично себя чувствует, у него нет проблем с суставами или кровообращением, то можно смело начинать зарядку, причем постоянно добавлять новые комплексы, либо увеличивать продолжительность старых.

Осторожнее следует быть, если есть проблемы со здоровьем. Врачи рассматривают следующий список противопоказаний:

  • простуда, любые другие временные инфекции. Во время борьбы с вирусом температура тела поднимается. А любые физические нагрузки поднимают ее дополнительно, что можно привести к осложнениям и хроническим заболеваниям;

Гимнастические упражнения для детей 4-5, 6-7, 8-10 лет девочек, мальчиков. Как выполнять

  • воспаления. Поднимается температура тела, и в областях воспаления могут развиться гангрены, гнойные инфекции, поскольку образуется благоприятная среда для роста бактерий;
  • кровотечения. Физические упражнения ускоряют кровообращение, из-за чего течение становится еще сильнее;
  • проблемы с давлением. Если они временные, то нужно до выздоровления прекратить утреннюю гимнастику. Когда давление постоянно не в норме, то следует проконсультироваться с лечащим врачом. Он расскажет, какие конкретно упражнения можно выполнять, и они не навредят здоровью;
  • злокачественные опухоли. При таких серьезных заболеваниях организму не следует давать дополнительную нагрузку, поскольку ему приходится тратить много энергии на борьбу с болезнью.

Не рекомендованы физические нагрузки и на стадиях выздоровления. Нужно дать время организму, чтобы он окончательно окреп, и только после этого возобновлять гимнастику.

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье “общие принципы массажа”. Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев – ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Как сделать занятия не скучными

Если ребенок с радостью берется за гимнастику без дополнительной мотивации, не нужно никаких развлечений. Зарядка – мероприятие полезное и обязательное. Со временем детей нужно приучать к ее выполнению, даже если отсутствует музыкальное сопровождение или другой элемент, без которого раньше занятия не начинали.

Чтобы разнообразить гимнастические упражнения, сделать их не скучными и интересными, можно:

  • выделить спортивное место. Здесь ребенок может хранить свой спортивный инвентарь и заниматься;
  • купить спортивный инвентарь. Дети работают с собственным весом, но все-таки некоторые вещи пригодятся – прыгалка, мяч, коврик для выполнения упражнений в положении лежа;
  • музыкальный фон. Лучше всего подбирать композиции из любимых мультфильмов ребенка. Так у него складываются приятные ассоциации с занятиями.

Гимнастические упражнения для детей 4-5, 6-7, 8-10 лет девочек, мальчиков. Как выполнять
Психологи рекомендуют вовсе отказываться от гимнастики, если у детей с самого утра плохое настроение. Если заставлять делать ее через силу, развивается негативное впечатление. Впоследствии ребенок будет искать разные способы не делать зарядку.

Специалисты из компании Nemours Foundations сообщают, что положительно на зарядке сказывается игра в персонажей. Каждый день придумываются различные герои для ребенка (например, охотник или спасатель). Он примеряет на себя роль, и словно выполняет упражнения за другого человека. Такой подход помогает справиться с ленью и преодолеть плохое настроение.

Подготовка к зарядке

Для подготовки к зарядке можно воспользоваться таблицей:

Нюансы Правила Для чего нужно
Одежда Обтягивающая, с минимумом швов. Закаленным детям можно и зимой работать в шортах и майке Просторная и широкая одежда может зацепиться за спортивные снаряды или мешать нормальным движением суставов
Обувь Носки, гетры или специальные получешки (продаются в спортивных магазинах) Не мешают нормальному развитию стопы, препятствуют появлению плоскостопия
Инвентарь Мячи, скакалки, обручи (обязательно должны подбираться по росту ребенка) Способствуют выполнению упражнений с собственным весом
Дополнительные предметы Наколенники, коврики для упражнений в положении лежа Не стирают колени, позволяют комфортно проводить занятие

Для проведения зарядки выделяется свободное пространство. Обычно упражнения делают в гостиной около телевизора, на котором включают музыкальное мультипликационное сопровождение.

Перед началом зарядки обязательно делают разминку. Она увеличивает ритм сердца, дыхание и согревает мышцы, сухожилия.

Качественная разминка препятствует появлению травм в процессе гимнастики.

Разминка включает в себя следующие действия:

  • кардио-разогрев. Упражнение – ходьба на месте с высоким поднятием колен;
  • суставная гимнастика. Упражнения – поочередное движение суставами;
  • растяжка мышц. Упражнение – раздвигание ног (шпагат), раскидывание рук в стороны и обратно;
    Гимнастические упражнения для детей 4-5, 6-7, 8-10 лет девочек, мальчиков. Как выполнять
    Гимнастические упражнения для детей на растяжку мышц
  • восстановление дыхания. Упражнение – руки вверх на вдохе, вниз на выходе.

Фото зала для занятий





Примерные комплексы упражнений для детей в домашних условиях

Гимнастические упражнения для детей подбираются в полном соответствии с возрастом ребенка. В зависимости от его физических способностей формируется комплекс занятий.

Перед началом гимнастики обязательно выполняется разминка.

4-5 лет

Упражнения в возрасте 4-5 лет направлены на развитие мышц.

Отлично подойдет комплекс, выполняемый по инструкции:

  1. Принимается положение лежа на животе. Ребенку нужно поочередно поднимать руки и ноги наверх (насколько это возможно).
  2. Поддерживается положение лежа на животе. Ребенок поднимает 1 руку и ногу, при этом он учится тянуть носок на ступне.
  3. Ребенок переворачивается на спину. Сначала поднимают ноги, делают упражнение «велосипед». Затем меняется на «ножницы», когда ноги посменно скрещиваются.
  4. В положении лежа на спине выполняется упражнение «березка». Ноги поднимаются высоко вверх, носки вытягиваются. Далее поднимают бедра, помогают им руками. Упершись локтями в пол, туловище поднимается максимально высоко, и ноги при этом выдерживаются в ровном положении. Продержать такую стойку нужно 3-5 сек.
    Гимнастические упражнения для детей 4-5, 6-7, 8-10 лет девочек, мальчиков. Как выполнять
  5. Принимается положение стоя, ноги на ширине плеч. Выполняются приседания. Родителям нужно проследить, чтобы ребенок постоянно дышал, потому что многие задерживают дыхание до полного завершения упражнения.
  6. Принимается положение стоя на коленях. Руки вытягиваются вперед и ставятся на пол. Нужно потянуться, слегка раскачивая корпусом. Упражнение называется «кошка» из-за сходства в движениях.

Каждое упражнение выполняется по 8-15 раз, в зависимости от физической подготовки ребенка.

6-7 лет

Комплекс занятий для дошкольников меняется. Им требуется больше пространства, поскольку большинство упражнений построены на активности.

Комплекс разделяется на этапы:

  1. Бег. Контролировать, чтобы ребенок бежал по ровной линии или выдерживал определенный темп, не нужно. Он может вилять, разгоняться и переходить на быструю ходьбу. Время бега – 35-40 сек.
  2. Прыжки. Чередуются прыжки с выпадом вперед, на одной ноге, на месте и через скакалку. Каждый заход выполняется по 15-20 раз.
  3. Отжимания. Для начала используют поверхность примерно на 40-50 см выше уровня пола в качестве упора. Со временем планку постепенно снижают, пока она не дойдет до уровня пола. Выполняется по 10-15 раз.

Гимнастические упражнения для детей 4-5, 6-7, 8-10 лет девочек, мальчиков. Как выполнять
Когда только осуществляется переход на активные упражнения, их продолжительность начинается с 3-5 раз (для бега – с 15-20 сек). Со временем количество увеличивается. Такое постепенный рост активности позволяет ребенку подстроиться под новый ритм без вреда здоровью.

К комплексу упражнений можно добавить игру с мячом. Его кидают в стену, затем ловят. Лучше, если ловят по очередь родители и дети, тогда активности в упражнении больше.

8-10 лет

Гимнастических упражнений для детей 8-10 лет очень много. Здесь ребенку предстоит концентрироваться, поскольку они включают в себя нагрузку на разные группы мышц. Нужно одновременно выполнять несколько действий, что требует сосредоточенности, которая отсутствует у дошкольников.

Стандартный комплекс упражнений:

  1. Исходное положение (далее ИП): руки вдоль туловища, ноги вместе. Выполняется ходьба на месте с высоким подниманием колен. Время: 1 мин.
  2. ИП: аналогичное. На вдохе руки поднимаются вверх, а левая нога отводится назад, вытягивается носок. На выдохе принимается ИП. Дальше процесс повторяется с правой ногой. Для каждой выполняют по 10 подходов.
  3. ИП: стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, на поясе. Выполняются наклоны в стороны, поднимая и вытягивая руку (если наклон вправо, рука – левая). Для каждого наклона требуется по 10 подходов.
  4. ИП: ноги расставлены широко, руки на поясе. На выдохе нужно наклониться вперед, дотянуться левой рукой до носка правой ноги. Затем процесс повторяется с правой рукой, для каждой по 10 подходов.
  5. ИП: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и соединены ладонями перед грудью. Выполняются повороты корпуса в разные стороны. При этом локти раскидываются в стороны. Возвращаясь в ИП, локти нужно прижимать друг к другу. Для каждой стороны выполняется по 10 подходов.
  6. ИП: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполняются неполные приседания (когда угол согнутых коленей равен примерно 90 градусам). При этом руки вытягиваются вперед, но при подъеме возвращаются в первоначальное положение. Приседания полезны для нормализации кровообращения, работы пищеварительных органов и тренировки выносливости. Поэтому подходов здесь должно быть столько, сколько сможет выполнить ребенок. Главное – выдерживать умеренный темп, не торопиться.
  7. ИП: на полу, упор делается на ладони и пальцы ног. Выполняются обычные отжимания 8-10 раз.
  8. ИП: стоя, руки на поясе, ноги слегка расставлены. Выполняется 30-40 прыжков в умеренном темпе. Для опытных и выносливых детей подойдут прыжки на скакалке.
    Гимнастические упражнения для детей 4-5, 6-7, 8-10 лет девочек, мальчиков. Как выполнять
  9. ИП: как при выполнении 1 упражнения. Выполняется ходьба на месте с постепенным замедлением темпа. Время: 1 мин.

После 10 лет к зарядке можно добавлять спортивные снаряды для увеличения нагрузки – гантели, гири. Лучше делать это после консультации с профессиональным тренером.

Игровая гимнастика для детей: какие виды подходят, что можно предложить малышу

Детям ясельного и дошкольного возраста можно предложить несколько разных видов игровой гимнастики:

  • игровой стретчинг;
  • степ-аэробику;
  • фитбол гимнастику;
  • пальчиковую гимнастику;
  • дыхательную гимнастику;
  • гимнастику для глаз.

Можно использовать как отдельный вид, так и комбинировать несколько между собой. Главное условие использование — хорошее настроение ребенка, прилив бодрости и энергии после занятия. 

Игровой стретчинг

Игровой стретчинг для детей

Игровой стретчинг

Игровой стретчинг — комплекс статических упражнений направленных на развитие гибкости и пластичности детей дошкольного и школьного возраста. Этот вид упражнений способствует:

  • улучшению кровообращения;
  • укреплению иммунитета; 
  • увеличению выносливости; 
  • формированию правильной осанки.

Занятия предусматривают использование увлекательной истории и фоновой музыки, способствующих развитию внимания, воображения. Сами упражнения направлены на тренировку тела. Большинство заданий выполняются в лежачем положении, медленно, под счет.

 Примеры упражнений:

  • “Ходьба сидя”. Ребенок сидит на полу. Руки в упор за спиной. Ноги приподняты под небольшим углом.Имитируем ходьбу, стараясь точно передать движения;
  • “Кошка”. Стоя на четвереньках, опираясь на вытянутые руки малыш опускает голову вниз. По команде поднимает её вверх, максимально выгибая позвоночник, будто кошка;
  • “Велосипед”. Ложимся на спину. Ноги подняты вверх, согнуты в коленях на 90 градусов. Представляем, что крутим педали велосипеда;
  • “Бабочки”. Сидя на полу разводим колени в разные стороны, соединяя пятки. Руки лежат на коленях. По примеру взрослого ребенок начинает поднимать колени и опускать их, будто махая крылышками;
  • “Рыбка” Ложимся на живот. Ноги вместе. Руки в упор под грудью. По примеру взрослого ребенок сгибает ноги в коленях, тянется носочками к голове. При этом запрокидывает голову назад, пытаясь дотянуться до ног.

Названия для упражнений можно придумывать самостоятельно, используя примеры, близкие к интересам ребенка. 

Степ-аэробика

Степ-аэробика (шаговая аэробика) — вид гимнастики для детей состоящий из упражнений выполняющихся с разным темпом и интенсивность под музыку. Большинство заданий строится на равномерном подъеме и спуске со специальной ступеньки (степа). Этот вид гимнастики для детей прост в изучении, нравится практически всем малышам. Увеличение нагрузки происходит постепенно, через увеличение высоты используемого степа.

Плюсы:

  • улучшение работы опорно-двигательного аппарата;
  • совершенствование дыхательной системы;
  • увеличение стойкости, силы, пластичности и координации;
  • формирование музыкального слуха, ритма, внимания, памяти.

Примеры упражнений:

  • “Ходим по кочкам”. Стоим перед степом. На счет раз — ставим правую ногу на степ. На два — поднимаем левую ногу на степ. На три — шагаем правой ногой со степа. На четыре — сходим левой ногой со степа. Повторяем тоже в обратном направлении. Меняем ведущую ногу. Повторить 3-5 раз для обеих ног;
  • “Птички на веточке” — Стоя на степе обеими ногами. По примеру взрослого поднимаемся — “взлетаем”, опускаемся на корточки — “садимся”. Повторить 3-5 раз;
  • “Самолет в небе” — Стоя на степе обеими ногами. Стопы прижаты друг к другу. Руки вытянуты в стороны. Совершаем плечами круговые движения по часовой стрелке, в обратную сторону;
  • “Пингвины” — Стоим перед степом, ноги вместе. На счет раз — запрыгиваем на степ 2-мя ногами. На два — спрыгиваем обратно. Повторить 5-7 раз;
  • “Цапля на болоте” — Становимся на степ одной ногой. Вторая нога согнута в колене. Максимально удерживаем равновесие;
  • “Стрекоза” — Стоя двумя ногами на степе. Руки на поясе. По примеру взрослого поднимаемся на носочки и удерживаем равновесие как можно дольше.

Для первых занятий степ-аэробикой не обязательно приобретать степ. Возможно использование обычной доски, на которую будет подниматься малыш.

Фитбол гимнастика

Гимнастика на фитболах

Фитбол гимнастика

Фитбол гимнастика — упражнения с использованием специального мяча, подбираемого под возраст и рост ребенка. При выборе обратите внимание на цвет, размера и упругость. Правильный выбор мяча очень важен, так как: 

  • цвет влияет на психофизиологическое состояние ребёнка;
  • размер подбирается индивидуально в зависимости от возраста,роста малыша;
  • упругость оказывает воздействие на нагрузку при занятиях.

Данный вид гимнастики улучшает:

  • дыхательную и сердечно-сосудистую систему;
  • обмен веществ, пищеварение;
  • осанку;
  • координацию,равновесие;
  • работу нервной системы.

Примеры упражнений:

  • “Маятник”. Ребенок стоит расставив ноги на ширине плеч. Фитбол в руках, поднят над головой. По примеру взрослого малыш начинает опускать фитбол влево, вниз, вправо, вверх. Повторяем в другую сторону. Выполнить 3-4 раза в разные стороны;
  • “Самолёт”.Ребенок ложиться животом на мяч. Ногами упирается в пол, руки расправляет в стороны и старается поднять спину и голову, как можно выше. В таком положении продержаться несколько секунд. Повторяем 4-5 раз;
  • “Попрыгунчик”. Малыш сидит на мяче. Руками держит мяч. Ногами, согнутыми в коленях, начинает отталкиваться от пола, совершая при этом прыжки;
  • “Перекатывание”. Дети стоя на коленях ложаться на мяч животом. По примеру взрослого, начинают перекатываться на нем вперед, при этом перенося опору с ног на вытянутые руки. В момент когда опора перейдет с ног на руки выполняют движение в обратном направлении.

Для занятий фитбол гимнастикой с ребенком до года используется большой взрослый мяч, для удобства родителя. После года занятия должны проводиться на фитболе, подобранном под рост малыша. Хорошо использовать мячи с различными усиками, ручками. Избегайте массажных вариантов.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — упражнения имитации с использованием пальцев обеих рук, направленные на развитие и улучшение мелкой моторики, которая стимулирует появление и развитие  речи. Проходят такие занятия в виде веселых игр, сопровождающие песенками,стихами,забавными историями.

Примеры:

  • “Мальчики-зайчики”. Кончики пальцев правой руки поочередно прикасаются к пальчикам левой руки, а потом наоборот. При этом приговариваем:

“На правой ручке — мальчики

На левой ручке — зайчики

И вот они вдруг встретились

И стали в миг скакать.”

  • “Танцы”. Кончики пальцев правой руки соединяются с “близнецами” с левой руки и ритмично сгибая все пальцы имитируем танец. Выполняем под музыку;
  • “Трудяжки”. Пальчики 2-х рук одновременно или поочередно сжимаем в кулачки и разжимаем. Повторяем 10-12 раз.
  • “Ищем зайчиков”. Детская ручка сжата в кулачок. Взрослый поочередно, начиная с мизинца, прикасается к каждому пальчику малыша, выпрямляет его и приговаривает:

“Этот зайчик спрятался под ёлкой

Этот прятался в траве

Этот убегал от волка

Этот спал в густой траве

А последний был растяпой 

И не прятался нигде.”

Пальчиковую гимнастику можно использовать не только как отдельный вид, но и предлагать в виде разминки во время творческих и учебных занятий.

Дыхательная гимнастика

Комплекс упражнений, направленных на развитие и правильное формирование дыхательной системы ребенка. Использование дыхательной гимнастики способствуют:

  • улучшению работы сердечно-сосудистой, кровеносной и дыхательной систем;
  • улучшается питание клеток головного мозга;
  • укрепляется иммунитет;
  • поднимается настроение;
  • улучшается самочувствие

Примеры упражнений: 

  • “Сдуваем мячики”. Малыши вдыхают как можно больше воздуха носом при этом надувая “щеки-мячики” и постепенно выдыхают через едва приоткрытый рот;
  • “Кто как говорит”. Взрослый задает ребенку вопрос:

Как говорит волк, ребенок отвечает “у-у-у” 

Как едет паровозик: “ту-ту-ту”

Как лает собака: “гав-гав-гав” и т.д.”

Ребенок должен вспомнить ответ на вопрос, продемонстрировать максимально похоже.

  • “Петушок”. Дети становятся прямо, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Разводим руки в стороны, а затем опускаем их и хлопаем по бедрам. На выдохе кукарекаем. Повторяем 5-7 раз;
  • “Паровозик”. Взрослый вместе с ребенком ходит по комнате, при этом руки согнуты в локтях и издают звуки поезда “чух-чух-чух”;
  • “Птички летят”. Родитель вместе с ребенком медленно ходит по комнате поднимая руки в стороны — вдох, и опуская — выдох. Делаем в течении 1-3 мин.

Дыхательную гимнастику хорошо добавлять к общему комплексу зарядки, в качестве завершающего этапа.

Гимнастика для глаз

Эти упражнения необходимо вводить в жизнь ребенка с освоения им умения читать. Хорошо научить кроху выполнять простую гимнастику для глазок как можно раньше, чтобы он использовал ее не только после чтения или письма, но и после просмотра телевизора или компьютера.

Упражнения гимнастики для глаз способствуют:

  • снятию усталости, расслаблению мышц глаз;
  • улучшению кровоснабжения глазного яблока;
  • формированию привычки проводить профилактику ухудшения зрения.

Примеры упражнений:

  • Взрослый вместе с ребенком ищет за окном похожие предметы, которые находятся рядом с ними и в отдалении.
  • “Уголки”. Малыш смотрит в правый верхний угол, затем переводит взгляд в левый нижний.Потов в верхний левый и нижний правый. Для организации этого упражнения хорошо использовать игрушку, прикрепленную к длинной палке. Взрослые водит приспособлением в разные стороны, призывая малыша следить за игрушкой.
  • “Нарисуем восьмерку”. Попросите ребенка нарисовать глазками восьмерку.
  • “День и ночь”. По команде “ночь” малыш крепко сжимает веки, по команде “день” — широко раскрывает глаза. Повторять 3-5 раз.

Обучение гимнастическим трюкам

Обучаться гимнастическим трюкам можно ребенку, физические способности которого достаточно хороши для этого.

Если отдавать детей в профессиональный спорт с раннего возраста, то наблюдается следующая статистика:

  • 1,5-2 г. Ребенок осваивает простейшие навыки, развивающие его ловкость и умение группироваться при падении.
  • 3 г. Упражнения построены на удержании равновесия, а также растягиваются мышцы, развивается гибкость.
  • 4 г. Тренера постепенно вводят в программу простейшие трюки – кувырки, шпагаты, мостики, колеса.
  • 5 лет. Изучение сложных координационных движений по отдельности, которые впоследствии будут собираться в серьезные трюки.
  • 6 лет. Вводятся упражнения на гимнастических снарядах. Сложные трюки выполняются со страховкой и под пристальным наблюдением тренера.

Чтобы ребенок выполнил свой первый сложный трюк, ему нужно тренироваться 4-4,5 года. Чем позже дети приходят в профессиональный спорт, тем сложнее им развивать гибкость, ловкость, разрабатывать координацию. Поэтому подросткам времени на выполнение первого трюка потребуется намного больше.

Независимо от того, будут ли занятия профессиональными или домашними и любительскими, гимнастические упражнения приносят большую пользу для развития детей.

Они сказываются не только на их физической подготовке и выносливости. С помощью тренировок удается выработать дисциплину, стремления и желания работать над собой и своими навыками.

Когда знакомить ребенка с разными видами игровой гимнастики

В жизни ребенка игровая гимнастика может появиться с 14 дней от рождения. Обычно в этот период кроху знакомят с фитбол гимнастикой. Рекомендуется первое занятие провести под руководством опытного тренера по фитбол гимнастике на базе поликлиники или спортцентра.

До года этого вида гимнастики вполне хватает для полноценного развития мышц тела ребенка. С того момента, когда сын или дочка начнут ходить, можно постепенно вводить новые виды: дыхательную гимнастику, зарядку, физкультминутки с использованием упражнений, доступных крохе.

К 3-м годам малыш осваивает основные двигательные умения, его можно начинать знакомить с более сложными видами игровой гимнастики: степ-аэробикой, игровым стретчингом, пальчиковой гимнастикой и упражнениями для глаз.

При желании, разные виды игровой гимнастики комбинируются между собой или включаются в общий комплекс физических упражнений. 

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Упражнение «бокс»

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Гимнастика спины, живота, рук, ног

Каждый возраст требует свой комплекс упражнений.

Гимнастику для детей лучше всего начинать до года. Педиатры считают, что упражнения следует выполнять с 5-го месяца, так как за этот период мышцы ребенка укрепляются и способны приносить пользу малышу без нанесения ему вреда и травм.

В грудном возрасте регулярные занятия по гимнастике подготавливают малыша к сидению, ползанию, стоянию и правильному дыханию. Продолжительность занятий не должна превышать 8 – 10 минут.

Упражнения: скрещивание и подъем рук, сгибание/разгибание ножек, перевороты со спинки на живот и наоборот, сгибание туловища.

Годовалые дети уже могут самостоятельно приседать, делать первые движения в ходьбе. Занятия можно увеличить до 10 – 12 минут в день.

Упражнения: соединения локтя с коленом, стоп и лба, прижимание ножек к животику, вращательные движения согнутых ножек по и против часовой стрелке, укладывания ребенка на живот, приподнятие ребенка за подмышки (имитация ходьбы) и др.

упражнения на мячике

Гимнастика на мяче

Гимнастические упражнения для детей 1 – 3 лет имеют свои нюансы: все занятия должны быть разнообразными и выполняться в веселом ритме в форме какой-либо игры, истории или действия, увлекающих и заинтересовывающих малыша. Спортивные занятия выполняют две функции: помогают развиваться малышу физически и одновременно содействуют в формировании артистизма и улучшению фантазии.

Упражнения: перелезть через подушку, проползти под низким столом, подражать движениям животных, персонажам из сказок и др.

В 4 – 5 лет осанка ребенка уже сформирована, развито мышление и они могут концентрироваться. Упражнения выполняют для развития координации движений и гибкости. Гимнастику обычно дополняют с играми в мяч и с мягким эспандером. Продолжительность занятий не должна превышать 15 минут.

Упражнения: ходьба по узкой дорожке, боком, задом наперед, бег в различном темпе, проползание под препятствием и др.

турник для мальчиков

Развитие силы и ловкости у мальчиков

Гимнастика для детей 6 – 8 лет защищают от заболеваний опорно-двигательного аппарата и способствуют налаживанию организационных моментов ребенка. Главные цели: во-первых, малышу следует научиться быть ответственным за получение хороших результатов тренировок; во-вторых, развитие мускулатуры ребенка.

Гимнастические занятия следует проводить в определенное время. Можно дополнять соответствующим музыкальным фоном и ритмическими детскими песнями.

Упражнения: «мостик», шпагаты, стойка на лопатках и т.д.

Детская гимнастика для детей 8 – 10 лет чаще всего выполняется отдельно для девочек и мальчиков. Гармония души, тела, спорта и искусства – это сочетание упражнений с обручами, лентами, мячами, булавами и другим спортивным инвентарем. В этом возрасте у детей интенсивно формируются эстетические вкусы, развивается абстрактное мышление, музыкальный слух и вырабатывается чувство ритма; повышается атлетизм и развиваются физические силы, формируется уверенность, воля и твердость характера. В этом возрасте показаны ритмичные сольные и парные упражнения, правильная постановка ног и движения под музыку.

Упражнения: сложные прыжки, повороты, волны и т.д.

развитие гибкости

Художественная гимнастика для девочек

Гимнастические занятия от 11 до 16 лет – это танцевальные и атлетические упражнения, снимающие нервное напряжение ребенка и отвлекающие от школы. Дети учатся выполнять сложные гимнастические, акробатические и силовые элементы.

Упражнения: ходьба с перемещениями, прогибы спины, пируэты, рондаты, махи на брусьях, стойки на руках и т.д.

Комфортные занятия обеспечиваются благодаря хорошо проветриваемой комнате, одежде из натуральных тканей и хорошему настроению.

 

Источники

  • https://kidteam.ru/gimnasticheskie-uprazhneniya-dlya-detey-2.html
  • https://sanare.ru/baby/serv/massage/gimnastika-kotoruyu-mama-mozhet-samostoyatelno-provodit-s-malyshom.html
  • https://tkd-center.ru/sekcii/gym/
  • https://kukuriku.ru/razvitie/fizicheskoe/sport-i-rebenok/igrovaja-gimnastika/
  • https://nebojump.ru/sport/detskij-sport/razvivajushhaya-gimnastika/
  • https://momjournal.ru/semya/zanyatiya-s-detmi/razvivayushhaya-gimnastika-dlya-detej.html

[свернуть]

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять