Наблюдение и анализ проведения утренней гимнастики

Анализ утренней гимнастики

analiz utrennej gimnastiki

Аналитическая справка по итогам оперативного контроля «Организация и проведение утренней гимнастики и гимнастики после сна»

Цель: изучение приемов и подходов в проведении утренней гимнастики и гимнастики после сна в группе.

Вопросы контроля:

– просмотр утренней гимнастики и гимнастики после сна;

– планирование утренней гимнастики и гимнастики после сна в группах.

Утренняя гимнастика проводятся в музыкально – физкультурном зале. Перед гимнастикой всегда проводится влажная уборка помещения и проветривание.

Комплексы утренней гимнастики меняются через 2 недели (1 неделя – обычный комплекс, 2- с предметами). Комплексы с предметами чередуются с комплексами без предметов. В каждый комплекс обязательно входят упражнения для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки, упражнения дыхательной гимнастики. Дети приходят на гимнастику в облегченной спортивной форме. В старших группах дети часто показывают выполнение упражнений после того, как разучили эти упражнения .

Педагоги предлагали детям построиться по росту, обращали внимание на их внешний вид. Утреннюю гимнастику выполняли без предметов.
Следует отметить, что состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности дошкольников соответствует возрастным нормам.
Длительность проведения утренней гимнастики составила во 2 младшей группе 5 минут, в средней и старших группах 7 минут, согласно режиму дня.
Комплексы утренней гимнастики состояли из трех основных частей: вводной, основной, заключительной, каждая из которых решала задачи, определенные ООПДО ДОУ.
1) Вводная часть:
В вводной части педагоги проводили обычную и корригирующую ходьбу, построение в круг (младшая группа) и в две колонны старшие. Перед началом ОРУ во всех группах провели ходьбу и бег.
2) ОРУ:
1) для мышц плечевого пояса и рук; 2) для туловища; 3) для ног – прыжки.

Дозировка упражнений соответствовала возрасту детей.
3) Заключительная часть:
– восстановление дыхания;
– заключительная ходьба.
Педагоги напоминали детям о том, что вдох должен быть глубоким через нос, а выдох медленным и продолжительным через рот.
В конце утренней гимнастики во всех группах дети говорили речевку: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!».
Тематическое изучение показало, что во время подъёма детей  в группах предпочтение отдается воздушным ваннам в сочетании с комплексом упражнений на кроватях. В группах проводятся контрастные воздушные процедуры с выполнением упражнений на кроватях после дневного сна и босохождением по нестандартным массажным дорожкам; используются дыхательные упражнения. Практически во всех группах имеются подборки гимнастики после сна, дыхательной гимнастики, физкультурных минуток и динамических пауз.

Все воспитатели хорошо готовят детей к проведению утренней гимнастики: следят за тем, чтобы все дети были в облегченной одежде, психологически настраивают их на  гимнастику.  Используется художественное слово, гимнастика всегда сопровождается музыкой (музыкальный руководитель Заика Т.Б.)  или музыкальным сопровождением (диски).

Однако, контроль выявил некоторые недостатки в организации и проведении побудок и утренней гимнастики.

Типичные из них:

– Не продумано передвижение детей из спален в туалет для осуществления закаливающих процедур;

– Педагоги путают утреннюю гимнастику с гимнастикой пробуждения: придают её такой же интенсивный, активный характер, используя, например, бег и те же ОРУ, как на утренней зарядке;

– Тексты побудок воспитателями наизусть не воспроизводятся. Это может свидетельствовать о том, что данный вид деятельности пока носит бессистемный характер;

– В некоторых группах вместо спокойного музыкального сопровождения педагоги используют очень ритмичную  музыку.

На момент проверки в «Уголках для родителей» были оформлены: разнообразная наглядная информация по организации двигательной активности дошкольников дома и на улице, советы «Гимнастика после дневного сна в выходные дни», «Профилактика нарушения осанки», «Личная гигиена ребёнка», «Главная игрушка в жизни ребенка- мяч». Консультации, памятки и другие методические материалы оформлены аккуратно, в едином стиле. В целях адресной помощи целесообразно использовать такую форму работы с родителями как «Заочное консультирование». Информация на определённую тему собирается в папку и предлагается родителям для ознакомления в домашней обстановке на 2-3 дня. Дома больше времени, есть возможность сосредоточиться и вникнуть в тему. В детском саду на бегу за несколько минут в утренние или вечерние часы этим заняться, в принципе, невозможно.  Родители испытывают недостаток информации на всевозможные темы, поэтому данная форма работы является целесообразной.

Вывод: утренняя гимнастика проходит в соответствии с режимом дня ДОУ, включает в себя упражнения на все группы мышц, дозировка и время соответствуют возрасту детей. Педагоги во время проведения утренней гимнастики обращали внимание па правильную позу детей, точное выполнение упражнений, соблюдали правильный порядок выполнения упражнений, выполняли зеркальный показ, учили детей принимать исходное положение. Дети получили заряд бодрости и хорошего настроения. В целом утренняя гимнастика проведена.
В целом утренняя гимнастика проведена грамотно, уверенно и интересно, что соответствует высокому уровню педагогического мастерства.

Рекомендации:

1. Педагогам повышать свой профессиональный уровень по ОД «Физическое развитие», согласно программе «От рождения до школы» под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой; учиться работать с методической литературой; обогащать знания и умения по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий.

Ответственный: воспитатели групп.

Срок: ежедневно и периодически

2. Педагогам  контролировать правильность выполнения детьми  двигательных заданий при проведении утренней гимнастики и гимнастики после сна.

Ответственный: воспитатели групп.

Срок: ежедневно и периодически

3. В целях оздоровления детей воспитателям групп периодически включать в комплексы корригирующих гимнастик (побудок),  упражнения  на коррекцию осанки и  по профилактики плоскостопия,   ежедневно  упражнения для дыхания.

Ответственный: воспитатели групп.

Срок: ежедневно и периодически

4. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к двигательной активности, как одно из средств реализации целевых ориентиров ФГОС ДО (из опыта работы).

Ответственный: воспитатели групп.

Срок: постоянно

5. С целью повышения уровня педагогического просвещения родителей подготовить материал для заочного консультирования родителей по теме «Что важно знать о здоровье Вашего ребёнка».

План анализа утренней гимнастики в детском саду

 Анализ утренней гимнастики
1. Сведения о группе (количество детей, их возраст, состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности).
2. Условия проведения (групповая комната, физкультурный зал, площадка).
3. Подготовленность воспитателя, наличие плана-конспекта, правильность и тщательность его разработки.
4. Подготовка места и физкультурного инвентаря.
5. Подготовка детей (переодевание и …), их одежда и обувь.
6. Организация утренней гимнастики (своевременное начало и конец, способы организации детей для выполнения физических упражнений, приемы размещения детей, рациональное использование помещения (площадки), раздача и сбор инвентаря).
7. Соответствие упражнений, их сочетаний, последовательности выполнения, методики проведения их главному значению – решению оздоровительных задач, возрасту детей, их состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности.
8. Продолжительность утренней гимнастики в целом и каждого упражнения, дозировка и темп выполнения упражнений, приемы регулирования дыхания, оценка общей и моторной (двигательной) плотности утренней гимнастики.
9. Решение образовательных задач: качество выполнения упражнений, приемы предупреждения и исправления ошибок.
10. Реализация воспитательных задач.
11. Использование музыкального сопровождения.
12. Самочувствие, поведение и настроение детей.
13. Уровень педагогического мастерства воспитателя: владение приемами обучения, умение видеть всех детей, осуществлять контроль за самочувствием, проведением и настроением, владение голосом, культура речи, соблюдение педагогического такта, тон, обращение с детьми, настроение педагога, характер ведения утренней гимнастики (уверенно, неуверенно).
14. Общая оценка утренней гимнастики.
15. Предложения к содержанию утренней гимнастики и совершенствованию методики ее проведения.

План анализа утренней гимнастики

Сведения о группе (количество детей, их возраст, состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности).

Условия проведения (групповая комната, физкультурный зал, площадка).

Подготовленность воспитателя, наличие плана-конспекта, правильность и тщательность его разработки.

Подготовка места и физкультурного инвентаря.

Подготовка детей (переодевание и …), их одежда и обувь.

Организация утренней гимнастики (своевременное начало и конец, способы организации детей для выполнения физических упражнений, приемы размещения детей, рациональное использование помещения (площадки), раздача и сбор инвентаря).

Соответствие упражнений, их сочетаний, последовательности выполнения, методики проведения их главному значению – решению оздоровительных задач, возрасту детей, их состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности.

Продолжительность утренней гимнастики в целом и каждого упражнения, дозировка и темп выполнения упражнений, приемы регулирования дыхания, оценка общей и моторной (двигательной) плотности утренней гимнастики.

Решение образовательных задач: качество выполнения упражнений, приемы предупреждения и исправления ошибок.

Реализация воспитательных задач.

Использование музыкального сопровождения.

Самочувствие, поведение и настроение детей.

Уровень педагогического мастерства воспитателя: владение приемами обучения, умение видеть всех детей, осуществлять контроль за самочувствием, проведением и настроением, владение голосом, культура речи, соблюдение педагогического такта, тон, обращение с детьми, настроение педагога, характер ведения утренней гимнастики (уверенно, неуверенно).

Самоанализ проведения утренней гимнастики в средней группе ДОУ

Самоанализ утренней гимнастики

«Путешествие в зимний лес»

(средняя группа)

Данный комплекс утренней гимнастики является текущим в перспективном планировании на месяц. Комплекс взаимосвязан с другими комплексами на тему: «Зима», « Зимние забавы» и опирается на имеющийся у детей опыт выполнения двигательных навыков . Данный комплекс способствует развитию физических качеств детей; закреплению двигательных навыков.

При подготовке к утренней гимнастике были учтены возрастные особенности детей средней группы: нестабильная возбудимость детей, большая подвижность, эмоциональная неустойчивость.

Для проведения организованной деятельности было предусмотрено следующее:

 – накануне дети были предупреждены о присутствии гостей;

– была проведена влажная уборка и проветривание помещения для проведения утренней гимнастики;

– конспект проводимой утренней гимнастики был выучен- подготовлен воспитателем (к помощи конспекта в ходе проведения не прибегала);

– проводимые упражнения выполнялись под бубен (если того требовало выполнение);

– продолжительность утренней гимнастики составила 6-8 минут.

Итак, цель утренней гимнастики- закрепить двигательные навыки детей, следовательно, исходя из цели, задачи утренней гимнастики были следующие:

1)упражнять детей в ходьбе и беге различными способами;

2)развивать умение действовать по сигналу воспитателя;

3)приучать детей выполнять упражнения в соответствии с произносимыми словами текста, т.к. комплекс утренней гимнастики был объединён единым сюжетом;

4)вызывать у детей желание участвовать в утренней гимнастике.

Форма организации детей- фронтальная (все вместе). Структура утренней гимнастики состояла из 3 частей.

В вводной части – где дети упражнялись в ходьбе различными способами, действовали по сигналу воспитателя. Во время ходьбы осуществлялся контроль за осанкой детей, расстоянием между детьми, качеством выполнения упражнений. Закончилась вводная часть построением в круг (по сигналу воспитателя, когда вышли на лесную полянку)

Во второй части – общеразвивающие упражнения- было использовано 5 общеразвивающих упражнений. Каждое упражнение повторялось 5-6 раз. Данная дозировка соответствует возрасту детей средней группы. Общеразвивающие упражнения также были объединены общим сюжетом, где осуществлялся контроль за правильным дыханием, И.П., синхронностью и качеством выполнения упражнений. В данном комплексе упражнения давались в следующей последовательности.

– для мышц плечевого пояса и рук;

– для мыщц поясничного отдела;

– для ног.

Данная последовательность предусмотрена методикой проведения утренней гимнастики, программой «Детство», и в соответствии с возрастом детей.

Чтобы снизить общее возбуждение организма, заключительная часть включала один из видов ходьбы, бег в умеренном темпе, и ходьбу обычную друг за другом с упражнением на восстановление дыхания.

По прошествии выполнения данных упражнений дети вновь оказались на лесной сказочной полянке, где их ждал сюрпризный момент- игра малой подвижности со словом «Зимушка- зима», где главный персонаж- Снеговик (Воспитатель).

Данная игра ранее не была знакома детям, проводилась впервые. Движения героя были построены в соответствии с текстом. Снеговик и дети выполняли движения одновременно, повторяя слова текста. Игра проводилась 2-3 раза. Снеговик использовал имитационные движения. Подражательные упражнения заинтересовали детей, помогли лучше справиться с заданием, а их игровая форма вызвала у детей желание повторять данные движения. Речь воспитателя была чёткой, выразительной, эмоционально окрашенной.

На протяжении всей утренней гимнастики воспитатель выполняла вместе с детьми все упражнения от начала и до конца. Такие методы, как: объяснения и указания применялись в процессе выполнения упражнений. Похвалу и пример другого ребёнка также использовала.

Проведённой утренней гимнастикой осталась довольна, дети занимались с желанием и удовольствием. Играя, удалось вызвать эмоциональный отклик на «Путешествие в зимний лес». Ранее поставленные цели и задачи считаю достигнутыми.

Самоанализ утренней гимнастики младшей группы

Самоанализ утренней гимнастики «Выглянуло солнышко»

первая младшая группа

Данный комплекс утренней гимнастики является текущим.

Комплекс утренней гимнастики способствует: развитию физических качеств и способностей детей; закреплению двигательных навыков.

Предварительно были рассмотрены картинки с изображением солнце и тучки.

При подготовке к утренней гимнастике были учтены возрастные особенности детей первой младшей группы: быстрая утомляемость, большая подвижность, повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость.

Для проведения организованной деятельности было предусмотрено следующее:                                                                                                            

  • накануне родители и дети были предупреждены о присутствии гостей;
  • была проведена влажная уборка и проветривание групповой комнаты;
  • были приготовлены следующие материалы: маска Солнце для воспитателя, тучки для дыхательной гимнастики, музыкальное сопровождение минусовка «Выглянуло солнышко», магнитофон.
  • продолжительность утренней гимнастики 3- 5 минут.

Цель: Сохранить и укрепить здоровье детей.

Задачи: 1. Настроить на предстоящие виды деятельности.

  1. Формировать двигательные навыки средствами общих развивающих упражнений.
  2. Укрепление всех групп мышц за счет выполнения общеразвивающих упражнений.
  3. Концентрация внимания детей на педагога.
  4. Создание позитивного эмоционального настроя.

Форма организации детей – фронтальная (все вместе).

 Структура утренней гимнастики:

  1. Вводная часть

Утренняя гимнастика началась с привлечения внимания детей на воспитателя:

Выглянуло солнышко и зовёт играть.

Дети подходят к воспитателю.

     Как приятно с солнышком вместе нам шагать.

    Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.

Выглянуло солнышко, светит высоко. 

Ходьба стайкой с поднятыми руками в верх за воспитателем 10 сек.

          По тропинке с солнышком нам бежать легко.  

          Бег стайкой за воспитателем  15-20 сек. 

Закончилась вводная часть построением в круг.

2. Общеразвивающие упражнения

Во второй части было использовано 4 общеразвивающих упражнения. Каждое упражнение повторялось 2-3 раза.  Данная дозировка соответствует возрасту.

      В данном комплексе упражнения даются в следующей последовательности:

1)Для мышц плечевого пояса и рук  (И.п. – о.с. Руки веред, ладони вверх – и.п. – 2-3раза. )

 2)Для мышц туловища, брюшного пресса (И.п. –  стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо – И.п., влево – И.п. – 2-3 раза 

3) Для ног.  Это прыжки на месте на двух ногах  (И.п. – о.с. – Прыжки на двух ногах на месте. 2-3 раза. )

Данная последовательность соответствует возрасту.

3. Заключительная часть.

Чтобы снизить общее возбуждение организма заключительная часть включала :

дыхательная гимнастика «Подуй на тучки»

ходьба друг за другом .

В данном комплексе были использованы имитационные движения как общеразвивающие упражнения (Поиграем с солнышком). Подражательные упражнения заинтересовывают, помогают лучше справиться с заданием, а их игровая форма вызывает у детей желание повторять движения в самостоятельной деятельности.

На протяжении всей утренней гимнастики было выполнено с детьми все упражнения с начала до конца. Объяснение и указания давались в процессе выполнения упражнений.

Качество выполнения упражнений детьми соответствовало возрастным и индивидуальным особенностям детей 3-го года жизни.

Поскольку на 3-м году жизни многие дети не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность и отстают во времени при выполнении упражнении,  к ним требуется очень тонкий дифференцированный подход.  К отдельным детям применялся приём напоминания, указания. Стеснительные дети постоянно  находились в поле зрения педагога, чтобы вовремя оказать моральную поддержку.

            Цель и задачи полностью осуществлены без перегрузки младших дошкольников.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять