Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет

Как выполнять артикуляционную гимнастику для ребенка 2 лет

Содержание

артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет

Дефекты речи мешают малышу. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика для детей 2 лет. Она проходит в форме игры, так что понравится крохе

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляция – это совместная работа органов, участвующих в образовании отдельных звуков и слов. Это челюсть, щеки, язык, уздечка, губы.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие группы мышц органов речи. В результате их развития у ребенка нет затруднений при произношении отдельных звуков, а следовательно, словарный запас становится намного понятнее для окружающих.

Дети

Нарушение или слабое развитие артикуляционных органов приводит к значительным дефектам в произношении.

Выделяют 2 вида логопедических упражнений:

  • статистический – удерживание мимики лица на короткое время.
  • динамический – произношение отдельных звуков в определенной позе.

В каких случаях детям 2-3 лет нужна артикуляционная гимнастика

Потребность в артикуляционной гимнастике возникает уже в первый год жизни. Простая просьба «покажи язычок» послужит началом развития мышц речевых органов.

Чаще всего двух-трёхлетние дети еще не посещают детский сад, а родители не заостряют внимание на речи ребенка. Только опытный специалист может выявить несоответствие возрастным особенностям речи.

https://youtube.com/watch?v=4ExhnquxkXI%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque

Родителям стоит обратить внимание на следующие факты:

  • до года отсутствует лепет;
  • частичное или полное отсутствие речи в два года. В норме словарный запас должен вырасти до 50 слов, часть из которых выстраивается в несколько осознанных предложений;
  • смысл произношения не угадывается взрослыми;
  • замена букв «к-т», «м-б» и т. д.».

Важно! Не стоит ссылаться на опыт знакомых и старших детей. Во избежание дальнейших проблем в развитии необходимо обратиться к логопеду.

Кому заниматься с малышом?

Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой можно и самостоятельно, однако следует периодически проводить осмотр у логопеда, начиная с 1,5 – 2 лет (см. также: программа развития ребенка от 2 до 3 лет: интересные упражнения на каждый день). К 4 годам уже довольно четко видно, с произнесением каких звуков у малыша есть проблемы. Бывает, что в пять лет они проходят сами собой, но верно оценить развитие речи у ребенка и определить, насколько оно соответствует возрасту, может только специалист (подробнее в статье: развитие речи с 4-5 лет). Именно он должен заниматься и корректировкой произношения малыша при наличии проблем. Исходя из индивидуальных особенностей, врач назначит специальный комплекс упражнений, объяснит, как правильно их выполнять и продемонстрирует это на собственном примере.

Почти в каждом детском саду работает логопед, поэтому там с малышами также занимаются артикуляционной гимнастикой. Он не только проводит регулярный осмотр, но и, начиная с 5-ти летнего возраста, занимается устранением дефектов, проводя уроки для развития речи. Однако этих занятий зачастую недостаточно, при наличии выраженных проблем потребует регулярно выполнять все необходимые упражнения и дома.

Упражнения и игры

Игра с язычком – одно из первых занятий артикуляционной гимнастики. Родителям надо зачитать текст сказки про язычок и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.

Ниже приведены примеры упражнений с краткими инструкциями, входящих в основной комплекс для развития артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста. Все задания следует выполнять по 4 – 8 раз, динамические – делая по 2 – 6 повторов, для статичных – задерживаться в указанной позиции на 3 – 5 секунд. Перед каждым повтором давайте ребенку немного времени на отдых и расслабление мышц лица и языка.

Правила гимнастики для маленьких детей

Правильная гимнастика укрепит речевой аппарат малыша и поможет ему говорить четко и внятно. Начинать такую гимнастику можно уже в 2 года.

артикуляционная гимнастика для ребенка 2 лет
артикуляционная гимнастика для ребенка 2 лет

Артикуляционная гимнастика для ребенка 2 лет проходит в форме игры ФотоGetty

Вот, что вам нужно знать, прежде чем приступать к занятиям:

  • Продолжительность занятия не должна превышать 10 минут. Поначалу тренировка должна длиться всего 1-2 минуты, пока малыш к ней не привыкнет.
  • За сеанс выполняйте 4-5 упражнений, не торопите кроху.
  • Во время тренировки сажайте ребенка перед зеркальцем, чтобы он видел свой язык.
  • Сложные движения помогайте ребенку выполнять с помощью специальной палочки или ручки чайной ложки.
  • Постоянно контролируйте технику выполнения упражнений.

Помните, что гимнастика должна быть систематичной. Приучит себя и ребенка, что вы будете заниматься регулярно. Если делать это от случая к случаю, результата не будет.

Упражнения артикуляционной гимнастики для ребенка 2 лет

Существует множество упражнений для развития речевого аппарат. Вот несколько примеров:

  • Лопаточка. Ротик широко раскрыт. Расслабленный язык «отдыхает» на нижней губе. Положение нужно удерживать 8 секунд.
  • Хобот. Губы сомкнуты как трубочка и сильно вытянуты. Положение нужно удерживать 5-10 секунд.
  • Часы. Рот приоткрыт, ребенок улыбается. Напряженным языком нужно касаться поочередно правого и левого уголка губ. Смена положения выполняется под ритмичный счет.
  • Где конфета? Рот закрыт. Языком нужно давить то в одну, то в другое щеку.
  • Шарик. Необходимо надувать и сдувать щеки. Если не получается, помогайте легким надавливанием на щеки руками. После того как ребенок это освоит, пускай он надувает щеки попеременно.
  • Домик. Рот – это домик. Пускай ребенок открывает домик, показывает язычок и снова прячет его.
  • Спагетти. Попросите ребенка втянуть спагетти губами.
  • Чупа-чупс. Пускай ребенок облизывает леденец на палочке с разных сторон, а потом по кругу.
  • Палочка. Любая палочка, например, сладкая соломка, зафиксирована между носом и верхней губой, как усы. Положение нужно удерживать около 10 секунд.

Старайтесь все время чередовать упражнения, менять их последовательность, чтобы ребенок не заскучал и продолжал заниматься с удовольствием.

Если развитие речи идет с трудом, обратитесь к логопеду. Он откорректирует упражнения, которые вы даете ребенку, и по необходимости назначит специальный массаж.

Универсальный комплекс

  • «Вкусный мед» – делаем следующие движения – распахиваем рот и проводим по верхней губе заостренным язычком сначала в одну, затем в другую сторону. Во время выполнения контролируем подбородок – он должен оставаться статичным.
  • «Иголочка» – распахиваем рот и высовываем напряженный язык, постаравшись придать ему заостренную форму. Фиксируем позицию на несколько секунд.
  • «Качели» – для выполнения широко распахиваем рот и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, затем то поднимаем его к верхней, то опускаем вниз.
  • «Котенок лакает молоко» – распахиваем рот и высовываем язык, затем делаем несколько лакающих движений.
  • «Лопата» – для выполнения данного упражнения необходимо распахнуть рот и поместить расслабленный язык на нижнюю губу. Задерживаемся в такой позиции на некоторое время.
  • «Маятник» – приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке, после чего высовываем заостренный язык и дотрагиваемся его кончиком поочередно до уголков губ. Во время выполнения контролируем положения подбородка – он должен оставаться статичным, и языка – он не должен скользить по губам.
  • «Мостик» – распахиваем рот и упираемся изнутри кончиком язычка в зубы снизу. Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, не расслабляя язык.
  • «Окошко» – медленно распахиваем рот, а затем закрываем.
  • «Орешек» – не открывая рта, поочередно упираемся напряженным языком в стенки щек.
  • «Улыбка» – делается следующим образом: уголки губ растягиваются в улыбке, так, чтобы стали видны зубы, а затем плавно возвращаются в первоначальную позицию.
  • «Хоботок» – вытягиваем губы вперед, как будто хотим поцеловать кого-то, задерживаем их в этой позиции, затем медленно возвращаем в исходную.
  • «Хомячок» – закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции.
  • «Чашечка» – распахиваем рот, затем помещаем на нижнюю губу мягкий язык, загибаем его бока вверх и медленно поднимаем в таком состоянии к верхнему своду.
Упражнения для язычка

Комплекс артикуляционной гимнастики для младшей группы

Упражнения на отработку звуков подразумевают динамическую гимнастику с произношением букв или слогов. Можно использовать подвижные игры, чистоговорки, стихи и т.д.

https://youtube.com/watch?v=8Z-pJThxiYY%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque

Игры

«Комарик»:

Губы натянуты в улыбке так, чтобы были видны зубки, язык прижат к верхним зубам, а дети произносят «з-з-з». Комарик старается догнать других детей.

«Пчелка»:

Губы в улыбке, язык прижат к верхнему нёбу, дети произносят: «ж-ж-ж». Пчелка старается поймать других ребят. Попавшийся малыш перенимает эстафету и гонится за детьми.

«Змейка»:

Дети выстраиваются «змейкой», голова змеи со звуком «с-с-с» пытается поймать хвост. По ходу игры дети меняются.

«Волк и Гуси»:

Водящий «волк» ловит «гусей», которые с «га-га-га» разбегаются в разные стороны.

Дети в процессе игры

Чистоговорки

  • Ду-ду-ду – рыбки в пруду.
  • Та- та-та – воротник у кота.
  • Ой-ой-ой – зубик больной.
  • Га-га-га – здоровая нога.

5. Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания

Чтобы сказать слово, ребенку необходимо делать несколько вдохов или недоговаривать окончания. Правильное дыхание при речи – гарантия четкого проговаривания слов.

Примеры упражнений для развития правильного дыхания на второй и третий год жизни ребенка

«Кто со мной споет?»:

Задание: сделать вдох и пропеть на выдохе гласные а, о, у, и, э, е.

Задание усложняется произношением слогов ау, ои, ту, ма.  Интересное занятие в средней группе по развитию речи

«Ветер гонит шарик»:

Задание: шарик запускается в воздух. Задача детей дуть на него так, чтобы он ни упал на пол. Можно усложнить игру пародией ветра с произношением «у-у-у» или «ву-ву-ву».

«Дуем пузыри»:

В этом упражнении можно использовать настоящие мыльные пузыри или вообразить, что они находятся в руках.

Важно! Гимнастика на развитие дыхания проводится не больше 7 минут, звуки на выдохе тянутся не больше 3-5 секунд. В результате длительной гимнастики может быть переизбыток кислорода, что приведет к головокружению и обмороку ребенка.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков в картинках
Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки в картинках
Артикуляционная гимнастика для звука [Р]
Артикуляционная гимнастика для звука [Л]

Упражнения для щек, глотки и мягкого неба

Эти органы тоже требуют нашего внимания. Эффективны следующие упражнения:

  1. Хомяк. Надувайте щеки. Сначала обе сразу, потом каждую попеременно.
  2. Лопнувший мяч. Надуйте щеки, а затем ударьте по ним кулаками, чтобы воздух вышел со звуком.
  3. Кашель. Хорошенько откашляйтесь с открытым ртом.
  4. Полоскание. Изобразите полоскание горла с запрокинутой назад головой.
  5. Медленные согласные. Постарайтесь как можно медленнее произнести звуки “к”, “г”, “т”, “д”.
  6. Мелкие глотки. Наберите полстакана воды и выпейте ее очень маленькими глоточками.
  7. Воздушный шарик. Перегоняйте воздух из одной щеки в другую в течение 30 секунд.
  8. Рыбка. Втяните щеки. В таком положении несколько раз сомкните и разомкните губы.

Загляните также в нашу подборку упражнений для развития речевого дыхания. В комплексе они дадут еще более ощутимые результаты.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

С нижней челюстью нужно работать очень аккуратно, чтобы не повредить сустав. Никаких резких движений!

Медленно и плавно выполняйте следующие упражнения:

  1. Кривляка. Опустите нижнюю челюсть к груди, язык высуньте к подбородку.
  2. Препятствие. Давите кулаком на челюсть снизу, одновременно стараясь открыть ее, преодолевая сопротивление.
  3. Силач. Откройте рот и опустите нижнюю челюсть. Представьте, что к ней привязан груз и вам нужно поднять его. Напрягите мышцы и медленно закрывайте рот.
  4. Обед. Имитируйте жевательные движения с открытым и закрытым ртом.
  5. Акула. Двигайте челюстью поочередно в разные стороны: вниз, влево, вправо, вперед.
  6. Пение. Произносите гласные звуки “а”, “о”, “у”, “э”, “ы”, концентрируясь при этом на движениях челюсти.

Артикуляционная гимнастика для языка

Переходим к тренировке языка:

  1. Лопата. Широко откройте рот и высуньте широкий язык наружу. Задержитесь в этом положении на 8 сек.
  2. Змейка. Исходное положение то же. Высуньте язык и постарайтесь максимально сузить его, чтобы он стал тонким, как змея. Если не получается, сложите пальцы колечком, поднесите ко рту и попытайтесь вложить в него язык. Задержитесь на 8 сек.
  3. Чашечка. Широко откройте рот, высуньте широкий язык и приподнимите его края, чтобы получилась форма чаши.
  4. Наказание. Приоткройте рот, высуньте расслабленный язык и положите его на нижнюю губу. Верхней губой слегка похлопайте по нему, произнося “пя-пя-пя”.
  5. Трубочка. Откройте рот, высуньте язык, сложив его трубочкой.
  6. Вращение. Вращайте языком в пространстве между зубами и губами. Сначала в одну сторону, потом в другую.
  7. Грибок. Рот закрыт, язык прилеплен к верхнему небу. Медленно открывайте рот, не отрывая языка от неба.
  8. Часики. Приоткройте рот, губы растяните в улыбку. Попеременно касайтесь правого и левого края кончиком языка.
  9. Уборка. Приоткройте рот и водите языком по верхнему небу вперед-назад, как будто хотите почистить его.
  10. Тянучка. Рот приоткрыт. Языком тянитесь сначала вперед, затем вправо, влево, вверх, вниз.
  11. Подлиза. Языком оближите сначала верхнюю губу и пространство над ней, затем нижнюю.
  12. Молоточек. Представьте, что ваш язык – это молоток. Напрягите его как можно сильнее и стучите по кончикам зубов, произнося звук “д”.
  13. Индюк. Слегка приоткройте рот и положите кончик языка на верхнюю губу. Затем двигайте языком вперед-назад. Сначала медленно и беззвучно, а затем динамично и с голосом.
  14. Лошадка. Приоткройте рот и поцокайте языком, имитируя звуки лошадиных копыт.

Артикуляционная гимнастика для губ

Итак, начинаем. Давайте попробуем выполнить следующие несложные действия:

  1. Трубочка. Вытяните губы как можно сильнее вперед. Задержитесь на 7-8 сек., а затем возвращайтесь в исходное положение. Это упражнение полезно выполнять каждый раз перед долгой речью в качестве разминки.
  2. Улыбка. Улыбнитесь как можно шире, не обнажая зубной ряд. Задержитесь на 7-8 сек.
  3. Заборчик. А теперь улыбнитесь так, чтобы было видно ваши зубы. Задержитесь на 7-8 сек.
  4. Хомяк. Сомкните зубы и приподнимите верхнюю губу, обнажив верхние резцы. Удерживайте положение 7-8 сек.
  5. Старушка. Откройте рот и натяните зубы на губы. В таком положении открывайте и закрывайте рот, а затем постарайтесь улыбнуться.
  6. Улыбка – трубочка. Попеременно чередуйте эти два движения в среднем темпе.
  7. Щетка. Кусайте сначала верхнюю губу нижними зубами, затем нижнюю губу прикусите верхними зубами.
  8. Хлопок. Глубоко вдохните и втяните щеки внутрь рта. Затем резко откройте рот, чтобы получился характерный звук.
  9. Недовольная лошадь. Вдохните воздух через нос с сомкнутыми губами, а затем резко выдохните через рот. Губы должны завибрировать и издать фыркающий звук.

Артикуляционная гимнастика по возрастам

Артикуляционная гимнастика в 2 года

В этом возрасте можно делать самые простые артикуляционные упражнения, не дольше 5-7 минут.

Малышам будет особенно интересно заниматься, если взрослый расскажет забавный стишок про язычок или покажет подходящую картинку, при этом задорно выполняя упражнение.

Можно попробовать такие задания.

  • «Прятки». Надо показать язык (высунуть как можно дальше), затем спрятать. Повторить несколько раз.
  • «Маятник».
  • «Буря».
  • «Варенье».
  • «Заборчик».
  • «Лошадка».
  • «Воздушный шарик».
  • «Сытый хомячок».
  • «Дом». Ротик малыша — это «дом». Взрослый стучит по щеке ребенка («Тук-тук»), малыш открывает рот. Взрослый говорит «Пока-пока», и ротик закрывается.
  • «Воображули». Взрослый и малыш перед зеркалом начинают гримасничать — широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губы, показывать язык и т.д.

Артикуляционная гимнастика в 3-4 года

В этом возрасте комплекс упражнений можно немного усложнить. Но он должен оставаться коротким по времени, и в нем нужно чередовать статические и динамические упражнения.

  • «Змейка». Вытянуть напряженный и узкий язык как можно дальше, как будто змейка выползает из норки.
  • «Блинчик».
  • «Маятник».
  • «Чистим зубы».
  • «Качели».
  • «Сытый хомячок».
  • «Голодный хомячок».
  • «Бегемотик». Надо широко раскрыть рот и держать в таком положении 10-15 счетов.
  • «Улыбка».
  • «Трубочка»

Артикуляционная гимнастика в 5-7 лет

К этому возрасту артикуляционный аппарат ребенка достаточно развит, поэтому упражнения могут занимать большее время, чем раньше. Можно оставить предыдущий комплекс упражнений и дополнить его следующими, усложненными, заданиями.

  • «Заборчик»;
  • «Чашечка»;
  • «Парус»;
  • «Маляр»;
  • «Индюк».

Картотека артикуляционной гимнастики для детей 2 – 3 лет

hello_html_2b54abcf.png
Картотека артикуляционной гимнастики для детей 2-3 лет
подготовила: воспитатель Бороховская Е.А.

Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами» Цель: развитие артикуляционной моторики.
Смыкать и размыкать губы.

Артикуляционная гимнастика «Птенцы»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Широко открывать и закрывать рот.


Артикуляционная гимнастика «Улыбка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов. (удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).


Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Чередовать до 10 раз.


Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу.

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…

Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

Артикуляционная гимнастика «Бублик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

Артикуляционная гимнастика «Шарик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Надуть щёки, сдуть щёки.

Артикуляционная гимнастика «Часики»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз)

Артикуляционная гимнастика «Качели»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Артикуляционная гимнастика

«Веселая змейка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок»

(расслабление мышц языка)

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»,

«пя-пя-пя»… (10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Пятачок»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика

«Посчитаем нижние зубки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

Артикуляционная гимнастика

«Сдуй ватку с ладошки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

Артикуляционная гимнастика «Поиграем на губах»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б

Артикуляционная гимнастика «Иголочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

Артикуляционная гимнастика «Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика «Крестик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).Артикуляционная гимнастика

«Загнать мяч в ворота»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

Артикуляционная гимнастика

«Кто дальше загонит мяч»

(выработка плавной, непрерывной струи,

идущей по середине языка)

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.

Артикуляционная гимнастика «Паровозик свистит»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.

Пузырек засвистит.

Артикуляционная гимнастика

«Почистим за нижними зубами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

Артикуляционная гимнастика

«Киска сердится»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.

Артикуляционная гимнастика «Парашютик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

На кончик носа положить ватку,
широким языком в форме “чашечки”, прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

Артикуляционная гимнастика «Барабанщик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами – “дэ-дэ-дэ…”

Артикуляционная гимнастика «Блинчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий язык на нижнюю губу.

Артикуляционная гимнастика «Гармошка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, сделать “грибочек” (т.е. присосать шарокий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

Артикуляционная гимнастика «Орешки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики – “орешки”.

Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое “ы-ы-ы…”

Артикуляционная гимнастика «Маляр»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,
кончиком языка погладить (“покрасить”) нёбо.

Артикуляционная гимнастика «Поймаем мышку»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,
произнести “а-а” и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).

Артикуляционная гимнастика

«Кролик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.


Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Артикуляционная гимнастика

«Рыбки разговаривают»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

Артикуляционная гимнастика

«Сытый хомячок/ Голодный хомячок»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно / Втянуть щеки.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять